The Golden Gate, Jerusalem

Золотые ворота (Иерусалим)

Золотые ворота (ивр. שער הרחמים, Sha'ar HaRachamim; араб. باب الرحمة) — единственные восточные ворота Храмовой горы и одни из всего двух, которые когда-то обеспечивали доступ в город с этого направления. Расположены в северной трети восточной стены Храмовой горы. Входят в число нескольких запечатанных ворот в стенах Старого городаИерусалима, наряду с Воротами Хульды и маленькой калиткой, относящейся к библейской эпохе и периоду крестоносцев, которая расположена несколькими этажами выше поверхности земли на южной стороне восточной стены.

Золотые ворота заложены со времён средневековья, во исполнение пророчества (Езекиель 44:1-3). Дата их сооружения оспаривается, а в зоне ворот не разрешены никакие археологические работы; тем не менее, указываются две датировки, между которыми разделились существующие точки зрения: поздний византийский либо ранний омейядский периоды. В еврейских источниках восточные ворота храмовой территории называются Шушанскими воротами. Если Золотые ворота действительно соответствуют местоположению Шушанских ворот, — что является лишь предположением, — тогда это означало бы, что они являются старейшими среди существующих ворот в стенах Старого города.

Название

Название Золотые ворота используется в христианской литературе. Ивритским названием Золотых ворот является Шаар ха-Рахамим (ивр.שער הרחמים‏‎), Ворота милосердия. В арабском языке они известны под названием Баб аль-Дхахаби1, — которое также пишется «Баб аль-Захаби»2, — означающим «Золотые ворота»; ещё одним арабским названием является Ворота Вечной жизни. Кроме того, у мусульман каждая из двух дверей двойных ворот имеет своё собственное название: южная дверь — Баб аль-Рахма, «Ворота Милосердия», а северная — Баб аль-Таубах, «Ворота Покаяния».

История

Вид на Золотые ворота с территории Храмовой горы
Вид на Золотые ворота с территории Храмовой горы

Нынешние ворота были построены, вероятно, в 520-х годах н. э., — поверх обнаруженных рядом руин существенно более древних ворот периода Второго Храма, — и являлись составляющей строительной программы Юстиниана I в Иерусалиме. Альтернативная теория утверждает, что они были построены в конце VII века византийскими мастерами, нанятыми омейядскими халифами3.

Закрытые мусульманами в 810 году и вновь открытые в 1102 году крестоносцами, они были запечатаны Саладином после того, как в 1187 году он вновь овладел Иерусалимом. Османский султанСулейман Великолепный восстановил их вместе с городскими стенами, однако в 1541 году замуровал, и они остаются в этом состоянии до сего дня4.

Османские турки превратили заложенные ворота в смотровую башню3. Сводчатый зал на уровне первого этажа разделён четырьмя колоннами на два прохода, которые ведут к Дверям Милосердия — Баб аль-Рахма — и Дверям Покаяния, Баб аль-Таубах; комната верхнего этажа имеет два крытых купола в качестве потолка3.

В иудаизме

Согласно еврейской традиции, это — ворота, через которые в Иерусалим войдёт Помазанник (Мессия)5. Шехина (שכינה) (Божественное присутствие) когда-то являлась через восточные ворота — и явится вновь, когда придёт Помазанник и новые ворота заменят нынешние. Книга пророка Иезекииля (44:1-3) указывает: «И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». Это может быть причиной тому, что в эпоху средневековья евреи обычно молились о милосердии у прежних ворот, находившихся на этом месте6. Другая возможная причина состоит в том, что в период крестоносцев, когда была впервые документирована эта традиция, евреям не разрешалось входить в город, где расположена Западная Стена. Отсюда название «Ворота Милосердия».

Хотя решение запечатать ворота могло быть принято Сулейманом Великолепным по чисто оборонительным причинам, предполагается, что Сулейман заложил их, дабы воспрепятствовать входу Мессии. Османы также расположили перед воротами кладбище, полагая, что предшественник Помазанника, Элиягу, не сможет пройти через Золотые ворота, и таким образом Помазанник не явится. Это верование основывалось на двух предпосылках. Первая заключается в том, что, согласно исламскому учению, Элиягу является потомком Аарона7, что делает его священником, или коэном. Вторая — в том, что кладбище считается в иудаизме нечистым местом, и еврейскому коэну не разрешается входить на него. Эта вторая предпосылка не вполне правильна, поскольку коэну разрешено входить на кладбище, на котором могут быть похоронены как евреи, так и не-евреи, как на кладбище перед Золотыми воротами, в случае соблюдения определённых законов (Галаха), связанных с чистотой8.

В христианской культуре

Джотто ди Бондоне, Легенда о Св. Иоахиме. Встреча у Золотых ворот, 1305 год — раннее изображение этой сцены.
Джотто ди Бондоне, Легенда о Св. Иоахиме. Встреча у Золотых ворот, 1305 год — раннее изображение этой сцены.

В христианских текстах сказано, что Иисус прошёл этими воротами в Пальмовое воскресенье — что облекает их ещё и христианской мессианской значимостью1. Иногда Золотые ворота отождествляются с Прекрасными воротами, упомянутыми в Деяниях 3.

В апокрифических христианских текстах ворота являются местом встречи родителей Марии (после того, как Иоакиму после усердной молитвы в пустыне о даровании ребёнка Ангел возвестил, что вскоре его жена Анна, находящаяся в летах преклонных, родит дочь), так что они стали символом непорочного зачатия Иисуса1, а встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот стала стандартной темой легенд, описывающих жизнь Девы. Чтя еврейскую традицию (см. выше) и будучи вдохновлены этими апокрифическими повествованиями о жизни Девы Марии, средневековые христианские художники изображали взаимоотношения между кровным, по материнской линии, дедом и бабкой Иисуса  — Иоакимом и Аннойвстречи у Золотых ворот.Семьястала олицетворением христианского идеалацеломудренностисупружеских отношений в браке. Благочестивая традиция переноса женихом своей невесты через порог их супружеского дома может быть основана на традиционном символизме Золотых ворот, как он воспринимается верующими.

Эта метафора также широко представлена в субъективистской феноменологии Папы Иоанна Павла II — его Теология тела и собрание размышлений на эту тему Crossing the Threshold of Hope были написаны для воодушевления верующих римско-католической церкви в их столкновении с вызовами материализма и нарастающего антиклерикализма, и опубликованы на пороге нового тысячелетия в 1998 году. Порог между царствами земным и небесным, символизируемый Золотыми воротами, олицетворяет Мистическое Тело Церкви, часто представляемой в качестве Христовой невесты.

Напротив Золотых ворот на Масличной горе находятся Гефсиманский сад с Церковью Всех Наций, а выше — русский православный монастырь св. Марии Магдалины.

Примечания

  1. Bab al-Dhahabi. Archnet. Дата обращения: 27 сентября 2015.
  2. IRCICA / ISLAMIC ARCHITECTURAL HERITAGE DATABASE(недоступная ссылка). ircicaarchdata.org. Дата обращения: 14 ноября 2015.Архивировано 28 сентября 2015 года.
  3. Eliyahu Wager. Illustrated guide to Jerusalem (неопр.). — Jerusalem: The Jerusalem Publishing House, 1988. — С. 32.
  4. Dr. J. Randall Price.Rose Guide To The Temple(неопр.). — Rose Publishing 2013. — С. 135. — ISBN 9781596364684.
  5. The Gates of Jerusalem, Israel(недоступная ссылка). Дата обращения: 14 ноября 2015.Архивировано 2 апреля 2015 года.
  6. AJE — Jerusalem 3000 — The Golden GateАрхивировано 22 августа 2003 года.
  7. Stories of The Prophets, Ibn Kathir, page 474
  8. The Kohen’s Purity