Общий вид со стороны главного входа

Знаменская церковь (Дубровицы)

Карта Московская область
Карта Московская область
Карта Подмосковье (юго-запад)
Карта Подмосковье (юго-запад)

Храм Зна́мения Пресвятой Богоро́дицы в Дубровицах — приходской храмПодольской епархииРусской православной церкви2. Главный престол храма освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Расположен в посёлке Дубровицыгородского округа ПодольскМосковской области, примерно в 36 км от центра Москвы (16 км от МКАД), на окраине Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Настоятель — протоиерей Андрей Грицышин.

Строительство и архитектура

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Она знаменита своей уникальной барочной архитектурой, нетипичной для русского храмового зодчества, а также своей загадочной историей3. На её месте в 1662—1690 годах действовала деревянная Ильинская церковь4. Каменный храм был заложен 22 июля 1690 года5. Время постройки — с 1690 по 1704 год. Предположительно, в строительстве участвовали иностранные (итальянские, польские, шведские, немецкие, голландские ) мастера, приглашенные князем Голицыным специально для этой цели3. Так, Алексей Греч приводит замечание секретаря австрийского посольства Иоганн Корба (1698) о Голицыне, построившем в Москве «палаты достойные величия его рода», что «он держит у себя на службе итальянских зодчих», которые возвели в его поместьях — Дубровицах и Вязёмах — «два весьма красивых храма». Греч, однако, подвергает сомнению это сообщение, так как храм в Вязёмах был построен ещё Борисом Годуновым, а в создании дубровицкого храма, близкого, по его мнению, к произведениям южно-германского барокко с его «тяжёлой пышностью декоративных форм», «участие итальянских строителей сомнительно»6. Участие принимал также Доменико Трезини. Имя главного архитектора неизвестно, существует версия, что проект разрабатывал ученик Бернини и Фонтана, Карло, придворный архитектор Швеции Никодемус Тессин Младший.

В конце XVII века, при князе Борисе Голицыне, который был воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.

Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Бориса Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.

Строительство храма велось 14 лет, в летний период. В зимний период в бараках работали резчики по камню. Камень доставлялся по реке Пахре из Сьянских каменоломен.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани. Рёбра этих граней оформлены колонками с коринфскими капителями — не классической формы, а свободно стилизованными. Высокий фундамент обведён открытой папертью, обильно декорированной резьбой, и орнаментом, расположенным вдоль парапета. У церкви четыре лестницы, ведущие к дверям в центральных гранях выступов. Обрамление дверей выполнено из крупно рустованного камня, порталы фланкированы также коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз7. Первый этаж обведён скульптурным фризом с поясом иоников и карнизом с кронштейнами. Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков8. Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании8. Его первый этаж, по сравнению с остальной декорацией, отделан скромно9.

Храм украшен скульптурой. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны свт. Иоанн Златоуст, под его пятой мешок с деньгами, а с правой — свт. Григорий Богослов с книгой и лежащей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние свт. Василия Великого. Восемь скульптурных фигур апостолов разделяют грани восьмерика по его углам и четыре расположены вне стенной декорации, перед окнами.9

Венчают храм купол с люкарнами в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона10. В постройке сочетается устремлённость вверх и ряд акцентирующих горизонтальных линий11.

Патриарх Адриан отказался освящать храм, сославшись на нехарактерный нетрадиционный архитектурный стиль. После его смерти, на открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I, приглашённый Голицыным12.

Храм богато украшен горельефными композициями, резным барочными иконостасом и хорами. Отличительной чертой убранства храма были помещённые в картуши надписи на латинском языке: четверо- и трёхстишия, в том числе строфы гимна «Patris sapientia, veritas Divina» авторства ученика Фомы Аквинского — Эгидо да Колонны. Надписи в 1870-х годах были переписаны и зафиксированы в рукописи отца Сергия Романовского. Похожие надписи имелись и на Меншиковой башне в Москве, но там они были утрачены при поновлении церкви в 1850-х годах413.

К середине XVIII века к юго-западу от храма была построена трёхъярусная колокольня. Она также была выполнена в стиле барокко, но характер её архитектуры был более спокойным и традиционным. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых весил 2 тонны. Под колокольней в 1780-х годах была освящена тёплая церковь во имя святых мучеников Адриана и Наталии4.

В конце 1840-х годов под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего 27 августа 1850 года он был вновь освящён — митрополитом Московским Филаретом. Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания»14. По требованию митрополита Филарета латинские стихи были заменены на церковнославянские надписи, поясняющие содержание горельефов13.

Сохранился деревянный резной иконостас, у входа висит ложа, в которой молился на службе сам князь Борис.

Галерея

История прихода

В начале XX века при храме действовала трёхлетняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

В 1980-е года церковь реставрировалась, газета «Московский комсомолец» приглашала добровольцев для работ в выходные дни.

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес решение о регистрации общины и передаче храма общине15; однако формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайским Григорием (Чирковым)14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

В 2004 году, к 300-летию освящения храма, завершился первый этап его реставрации. В частности, был восстановлен интерьер, возвращены стихи на латыни13.

Настоятели церкви

Примечания

  1. 7 октября 2009 года Всемирный фонд памятников включил храм в список объектов, находящихся под угрозой разрушения.
  2. Подольская епархия Московской митрополии.
  3. .
  4. Семёнов К. А. Старинное описание церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 75—83. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN0320-0841.
  5. Панков Д. Д. Люди своего времени. — Академия-XXI, 2011. — 227 с. — ISBN 978-5-91428-042-7.
  6. , с. 73—75.
  7. , с. 75.
  8. , с. 76.
  9. , с. 77.
  10. , с. 78.
  11. , с. 81.
  12. «Дубровицы» на реке Пахре. Архивировано 12 марта 2012 года.
  13. Кувшинская И. В. Corona Aurea: Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 84—91. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN0320-0841.
  14. , с. 95.
  15. Храм Знамения в Дубровицах.
  16. Зёрнов В. Д. Записки русского интеллигента. — М.: Индрик, 2005. — С. 180—181. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-319-0.