Общий вид со стороны главного входа

Знаменская церковь (Дубровицы)

Карта Московская область
Карта Московская область
Карта Подмосковье (юго-запад)
Карта Подмосковье (юго-запад)

Храм Зна́мения Пресвятой Богоро́дицы в Дубровицах — приходской храмПодольской епархииРусской православной церкви2. Главный престол храма освящён в честь древне-новгородской иконы Божией Матери «Знамение».

Расположен в посёлке Дубровицыгородского округа ПодольскМосковской области, примерно в 36 км от центра Москвы (16 км от МКАД), на окраине Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Знаменская церковь отличается от других русских храмов рубежа XVII—XVIII веков устремлённой ввысь центрической композицией, 12-лепестковым планом и центральным столбом, увенчанным ажурной золочёной короной3.

Настоятель — протоиерей Андрей Грицышин.

Архитектура и история строительства

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы до обновления и "оправославливания" храма  в 1850 году, выполненного под руководством архитектора Фёдора Рихтера. Обращает на себя внимание отсутствие дверей и рам в окнах, большой размер и человекоподобная классическая форма ангелов и их крыльев (резко отличающихся от странных фигур маленьких существ с крыльями в нынешней постройке), отсутствие херувимов на шарах, другая форма окон в короне. Видны все три фигуры святителей на крыше вместо одной нынешней фигуры Василия Великого, заметны две другие фигуры у входа, видна другая форма крыши и другое завершение башни под короной. Эта литография была  выполнена Фридрихом Дрегером и напечатана в своей книге Александром Вельтманом, который был картографом, археологом и писателем-мистиком, писавшим на исторические и фантастические темы, и который являлся по должности директором Оружейной палаты Московского Кремля[4]
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы до обновления и "оправославливания" храма в 1850 году, выполненного под руководством архитектора Фёдора Рихтера. Обращает на себя внимание отсутствие дверей и рам в окнах, большой размер и человекоподобная классическая форма ангелов и их крыльев (резко отличающихся от странных фигур маленьких существ с крыльями в нынешней постройке), отсутствие херувимов на шарах, другая форма окон в короне. Видны все три фигуры святителей на крыше вместо одной нынешней фигуры Василия Великого, заметны две другие фигуры у входа, видна другая форма крыши и другое завершение башни под короной. Эта литография была выполнена Фридрихом Дрегером и напечатана в своей книге Александром Вельтманом, который был картографом, археологом и писателем-мистиком, писавшим на исторические и фантастические темы, и который являлся по должности директором Оружейной палаты Московского Кремля[4]

Церковь построена из белого камня из Сьянских подземных каменоломен на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Она знаменита своей уникальной баро́чной архитектурой, нетипичной для русского храмового зодчества, а также своей загадочной историей5. На её месте в 1662—1690 годах действовала деревянная Ильинская церковь6. Каменный храм был заложен 22 июля 1690 года7. Время постройки — с 1690 по 1704 год.

Судя по всему, в строительстве участвовали иностранные мастера, приглашённые князем Голицыным специально для этой цели5. Так, искусствовед А. Греч, писавший о Дубровицах в 1925 году, приводил замечание секретаря австрийского посольства Иоганна Корба (из его дневника изданного в 1700 году) о Голицыне, построившем в Москве «палаты достойные величия его рода», что «он держит у себя на службе итальянских зодчих», которые возвели в его поместьях — Дубровицах и Вязёмах — «два весьма красивых храма».

Греч, однако, подверг сомнению это сообщение, так как храм в Вязёмах был построен ещё Борисом Годуновым, а в создании дубровицкого храма, близкого, по его мнению, к произведениям южно-германского барокко с его «тяжёлой пышностью декоративных форм», «участие итальянских строителей сомнительно»8.

Очевидно, что Корб в заключительной итоговой части своего повествования о поездке в Россию перепутал названия имений князей Голицыных и имел в виду более скромную Знаменскую церковь в Перове, построенную в том же стиле голицынского барокко и только частично сохранившуюся до наших дней.

Имя главного архитектора дубровицкого храма достоверно неизвестно, однако существует упомянутая ещё Вельтманом и Гречем версия (основанная на подписях на поздних чертежах и планах и на упоминании в письмах современников архитектором церкви некоего «Тессинга»), что проект разрабатывал шведский архитектор Никодемус Тессин Младший

Сам Тессин Младший на итальянском языке писал свою фамилию полностью как «Tessin il Giovane» и, вероятно, на планах сокращенно «Tessin G» для отличия от своего отца, Никодемуса Тессина Старшего, тоже архитектора и полного своего тёзки.

Квитанция 1700 года за выплаты денег по строительству Королевского дворца  с подписью посередине "Nicodemus Tessin".
Квитанция 1700 года за выплаты денег по строительству Королевского дворца с подписью посередине "Nicodemus Tessin".

Тессин Младший был учеником итальянских архитекторов Лоренцо Бернини, Карло Фонтана и итальянского живописца, антиквара, историографа и теоретика искусства Джованни Пьетро Беллори, испытавшим влияние в своём творчестве и других недавно умерших архитекторов того времени Франсуа Мансара и особенно гениального Франческо Борромини.

Пример прямого копирования фрагмента работы Борромини — базилики Святого Иоанна на Латеранском холме (слева) Тессином Младшим в Королевском дворце в Стокгольме (справа)
Пример прямого копирования фрагмента работы Борромини — базилики Святого Иоанна на Латеранском холме (слева) Тессином Младшим в Королевском дворце в Стокгольме (справа)

Так, сквозной металлический купол под крестом и яблоком, подобный дубровицкому куполу, был ранее использован в 1662 году в шедевре Борромини — церкви Сант-Иво алла Сапиенца, посвященной святому Иво Бретонскому, патрону ордена Иезуитов и покровителю юристов. Борромини короновал ранее в 1653 году и свою колокольню в римской базилике Святого Андрея в зарослях.

Навершие купола высокой башни в виде императорской короны было создано в 1620-1631 годах и у кальвинистской церкви Вестеркерк в Амстердаме, построенной голландским архитектором Хендриком де Кейзером. Императорская корона на шпиле церкви является частью городского герба Амстердама, куда она вошла с личного разрешения императора Максимилиана I.

Навершие башни Вестеркерк в Амстердаме.
Навершие башни Вестеркерк в Амстердаме.

Нетипичный для русских церковных сооружений план Знаменской церкви близок к планам нереализованных проектов архитекторов Мансара и Бернини для пристройки к базилике Сен-Дени часовни, предназначенной для размещения гробниц королей Дома Бурбонов — Капелле Бурбонов. Причём планы Бернини сохранились до наших дней именно в Стокгольме.

В русской архитектуре похожие планы использовались в соборе Высоко-Петровского монастыря, который являлся семейной усыпальницей Нарышкиных и в Знаменской церкви в имении князя Петра Голицына в Перово.

Собор Петра Митрополита (Высоко-Петровский монастырь) в 1973 году до его "состаривания" при "реставрации"в 1984 году
Собор Петра Митрополита (Высоко-Петровский монастырь) в 1973 году до его "состаривания" при "реставрации"в 1984 году
Церковь в Перове имеет похожие план, объемы и пропорции
Церковь в Перове имеет похожие план, объемы и пропорции
В 1684-1688 годах в подмосковном селе Петровское-Дурнево,  имении Прозоровских, родственников Голицыных, была построена Успенская церковь с подобным планом.
В 1684-1688 годах в подмосковном селе Петровское-Дурнево, имении Прозоровских, родственников Голицыных, была построена Успенская церковь с подобным планом.

12 апреля 1684 годакняжна Прозоровская стала супругой князя Ивана Алексеевича Голицына (16581729), который был третьим и самым младшим братом князя Бориса Голицына. В приданое за ней были даны подмосковные сёла Петровское-Дурнево и Черемоши

В имении Ивана и Анастасии Голицыных Гиреево в 1714—1718 годах было выстроено ещё одно повторение (справа) церкви в Петровском-Дурневе. (слева)
В имении Ивана и Анастасии Голицыных Гиреево в 1714—1718 годах было выстроено ещё одно повторение (справа) церкви в Петровском-Дурневе. (слева)

В первой своей самостоятельной работе в 1685 году сам Тессин Младший использовал подобный упрощённый крестообразныйплан в Церкви Ульрики Элеоноры в Сёдерхамне(1685-1692), затем в 1690 году Тессин применил снова аналогичный план в церкви короля Карла в Кюнгфорсе(1690-1700), а в 1697 году использовал его ещё раз в создании одной из двух своих церквей в шведской Карлскруне — церкви Святой Троицы, которая во многом была похожа на итальянские храмы Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто чьими архитекторами были — Карло Райнальди, Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Согласно сохранившимся первоначальным чертежам Тессина Младшего, церковь была спроектирована как восьмиугольник с четырьмя порталами. Внутри центральное помещение церкви было круглым. Имелся большой купол с круглыми световыми проемами. Высота купола была увеличена высоким восьмиугольным фонарем, увенчанным королевской короной.После случившегося в 1790 пожара церкви её купол был понижен по типу купола Пантеона, а корона убрана.9

Вид Знаменской церкви сверху до возведения заново в июле 2022 года небарочной колокольни, убранной из ансамбля усадьбы в 1930-х г.г.
Вид Знаменской церкви сверху до возведения заново в июле 2022 года небарочной колокольни, убранной из ансамбля усадьбы в 1930-х г.г.

Юный Никодимус Тессин с 1671 года попал под покровительство овдовевшей королевы Гедвиги Элеоноры, благодаря чему он смог отправиться в Италию в учебную поездку в 1673 году с маркизом дель Монте.10 Они путешествовали через Германию в Верону и надолго задержались в Риме, где жившая там отрёкшаяся шведская королева-католичка Кристина устроила для него особое образование. Поэтому ему удалось поучиться у выдающихся современников — неаполитанца Лоренцо Бернини, швейцарского тичинца Карло Фонтана и римлянина Джованни Пьетро Беллори.

Он вернулся через 5 лет в Швецию в 1678 году, получив великолепное образование, но всё же был отправлен ещё во Францию ​​к королю Людовику XIV вместе с шведским дипломатом Даниэлем Кронстрём. Во Франции он получил творческие импульсы и наставничество от выдающихся мастеров ландшафтного и интерьерного дизайна – Андре Ленотра, Шарля Лебрена и Жана Берена. Некоторое время он пожил и в Англии как гость короля Карла II, где познакомился с ещё одним гением архитектуры – Кристофером Реном.

За шестнадцатилетний период 1673—1689 годов Тессин побывал девять раз в продолжительных заграничных поездках, причем в 1673—1675 вместе с отцом он посетил Мальту и Сицилию, которая тогда, как и Неаполитанское королевство принадлежала Испанской Короне.

В 1687—1688 годах, за два года до начала строительства церкви в Дубровицах, Тессин Младший совершил двухлетнее путешествие по европейским столицам и по многим маленьким городам Италии, чтобы «найти вдохновение» для создания интерьера замка королевы в Дроттнингхольме, в сопровождении скульптора Бурхарда Прехта.

Об этом путешествии Тессин оставил подробный дневник11 на немецком, итальянском и французском языках, написанный двумя разными почерками12. На восьмой странице дневника приводится рисунок восьми световых окон в барабане купола на восьмерике Санта-Мария-дель-Фьоре, аналогичное решение выполнено в проекте церкви в Дубровицах.

В Риме, где Тессин Младший пробыл дольше всего, находится уникальное творение Борромини — церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, построенное на средства испанской общины монашеского ордена тринитариев. Борромини начал проектирование в 1634 году, это была его первая самостоятельная работа. Знаменитый фасад церкви в виде «застывшей волны» Борромини создавал тридцать лет спустя, в 1664—1667 годах и он стал его последним творением.

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме. Главное достоинство этого великолепного сооружения — фасад здания, демонстрирующий основную идею стиля барокко: «перетекание пространства». Подобное перетекание пространства отличает и дубровицкий храм
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме. Главное достоинство этого великолепного сооружения — фасад здания, демонстрирующий основную идею стиля барокко: «перетекание пространства». Подобное перетекание пространства отличает и дубровицкий храм

В Риме на вилле Боргезе (её посещение упоминается в дневнике Тессина) находится здание, крышу которое украшают крылатые существа и шары на тумбах (как было и в Дубровицах до обновления в 1850 году) — это Вольер работы Джироламо Райнальди, законченный в 1616 году.

Вольер работы Джироламо Райнальди на вилле Боргезе в Риме
Вольер работы Джироламо Райнальди на вилле Боргезе в Риме

Обильное скульптурное и орнаментальное убранство фасадов (в том числе криволинейных) было архитектурной тенденцией того времени на юге Италии (бывшем тогда Вице-Королевством Испании13), это так называемое «апулийское (лечческое) барокко».

Барокко в городе Лечче, часто называемом «Флоренция юга», в свою очередь, было наследием испанского стиля платереско, развившимся на юге Неаполитанского королевства, которое, по сравнению с барокко остальной Италии, сохраняя живописное изобилие интерьеров, превращает внешние фасады церквей и дворцов в настоящие скульптурные гобелены.

Базилика Святой Агаты в городе Галлиполи провинции Апулия. Архитектор Джован Бернандино Дженуино, строилась с 1629 по 1696 год
Базилика Святой Агаты в городе Галлиполи провинции Апулия. Архитектор Джован Бернандино Дженуино, строилась с 1629 по 1696 год
Собор Святого Креста в городе Лечче провинции Апулия, время строительства 1635—1695 годы, архитектор Джулио Чезаре Пенна, умерший в 1653 году
Собор Святого Креста в городе Лечче провинции Апулия, время строительства 1635—1695 годы, архитектор Джулио Чезаре Пенна, умерший в 1653 году
Церковь Святого Матфея в Лечче. Построена в 1667—1700 годах. Архитектор Лардуччи ди Сало, племянник Франческо Борромини. Обратите внимание на нижнюю часть колонны справа от входа, где уже начали пытаться нанести на неё фактурный орнамент, и сравните с фактурными колоннами Дубровицкого храма на иллюстрации ниже. Сравните также нижние части обоих зданий
Церковь Святого Матфея в Лечче. Построена в 1667—1700 годах. Архитектор Лардуччи ди Сало, племянник Франческо Борромини. Обратите внимание на нижнюю часть колонны справа от входа, где уже начали пытаться нанести на неё фактурный орнамент, и сравните с фактурными колоннами Дубровицкого храма на иллюстрации ниже. Сравните также нижние части обоих зданий
Храм Знамения Богородицы в Дубровицах
Храм Знамения Богородицы в Дубровицах

Близким другом Тессина Младшего в этот период был знаменитый Жан Берен (Старший) — французский рисовальщик-орнаменталист и гравёр, театральный декоратор переходного стиля от стиля Людовика XIV к стилю французского Регентства и, в частности, создатель многочисленных скульптурных и орнаментальных проектов изобильных украшений кормовых частей кораблей военного французского флота, ассоциирующихся и с подобным по стилю богатым барочным убранством церкви в Дубровицах.

Жан Берен был настолько популярен, что созданные им декоративные композиции получили в истории искусства собственное название: беренады.

Сравнение этих двух гравюр показывает, что декорация Тессина Младшего создана под влиянием Берена или с его участием и нельзя исключать участия Берена и в разработке убранства Знаменской церкви.

Характерно, что и в более поздний период творчества Тессина Младшего, уже после смерти Берена, случившейся в 1711 году, над украшением интерьеров главного творения Тессина — Королевского дворца в Стокгольме работал целый ряд скульпторов и художников-декораторов, приглашённых специально для этой цели именно из Франции: Жак-Филипп Бушардон, Пьер Юбер Л’Аршевек, Гийом Тараваль и другие. Внешним видом стокгольмская резиденция королей обязана берниниевскому проекту палаццо Барберини, оставшемуся невоплощённым автором.

Стиль Берена, известный своими арабесками, оказал влияние на развитие декоративного искусства и развитие архитектурного стиля ультрабарокко не только во Франции, но и на Сицилии после ужасного землетрясения 1693 года(сицилийское барокко), в Испании (чурригереско) и даже в Мексике (мексиканское барокко). Он состоял в том, что вокруг центрального предмета, обычно мифологического персонажа, создавалась сеть идеально симметричных арабесок, обогащённых архитектурными элементами, кариатидами, бюстами и химерами, корзинами с цветами и плодами, музыкальными инструментами и античными жертвенниками, цветочными гирляндами, особенно с французскими лилиями (встречающимися и в дубровицком орнаменте).

Фрагмент орнамента наружной стены дубровицкой церкви
Фрагмент орнамента наружной стены дубровицкой церкви

Тессин Младший, как и его отец, в других своих совместных и индивидуальных работах в протестантской небогатой Швеции с огромными военными расходами, с холодными снежными морозными зимами, сильными ветрами и ледяными дождями придерживались более сдержанного во внешних украшениях стиля — т. н. «скандинавского» барокко, имевшего своим прямым источником северо-итальянское «римское» барокко.

Пример, показывающий осваивание Тессином Младшим наследия итальянских архитекторов. Слева проект Тессина 1713 года для Королевского мемориального собора в Стокгольме, справа базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона в Риме последовательного авторства Джироламо Райнальди, Франческо Борромини, Карло Райнальди, Джованни Лоренцо Бернини, строившаяся в 1652—1672 годах. (Обратите внимание на угол наклона кровли стокгольмского храма в 27 градусов, нужный для избегания пролома стропильной системы накапливающимся мокрым снегом с купола, аналогичный угол кровли  был и у дубровицкого храма согласно вышеописанному рисунку Вельтмана)
Пример, показывающий осваивание Тессином Младшим наследия итальянских архитекторов. Слева проект Тессина 1713 года для Королевского мемориального собора в Стокгольме, справа базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона в Риме последовательного авторства Джироламо Райнальди, Франческо Борромини, Карло Райнальди, Джованни Лоренцо Бернини, строившаяся в 1652—1672 годах. (Обратите внимание на угол наклона кровли стокгольмского храма в 27 градусов, нужный для избегания пролома стропильной системы накапливающимся мокрым снегом с купола, аналогичный угол кровли был и у дубровицкого храма согласно вышеописанному рисунку Вельтмана)

Особую уникальность дубровицкому храму придаёт наличие заалтарного ретабло на всю высоту восьмерика. Иконостас ставится впереди престола, отделяя его от остального храма и молящихся, а ретабло, наоборот, создаётся сразу позади алтаря, иногда составляя с ним единую конструкцию. Для этого в восьмерике одна грань оставлена с фальшивыми окнами снаружи.

Скульптурные элементы в ретабло применяются шире, чем в православных иконостасах, где появляются только с XVIII века и обычно, за редкими исключениями, носят подчинённый или декоративный характер.

Подкупольное пространство церкви в Дубровицах. Изначально иконостас тоже был белым до обновления храма в 1850 году, а цвет стен был золотисто-охристый до реставрации 2004 года. На первом уровне ретабло изображена сцена распятия Христа и двух разбойников на крестах. Выше уровнем изображена композиция "Восстание из гроба"("Воскресение"), заимствованная из западноевропейской традиции( и среди римского и турецкого воинов, изображённых на ней, есть воин в испанских доспехах).  Ещё выше на ретабло находится горельеф "Коронование Богородицы", причём получает коронование она от Новозаветной Троицы, что вошло в католическую церковь после XII века (до этого Богоматерь короновал Христос и располагались они на одном уровне).[14] И венчает ретабло изображение Бога Саваофа, поддерживаемого двумя ангелами. Его голову окружает треугольный нимб, символизирующий троичность Бога
Подкупольное пространство церкви в Дубровицах. Изначально иконостас тоже был белым до обновления храма в 1850 году, а цвет стен был золотисто-охристый до реставрации 2004 года. На первом уровне ретабло изображена сцена распятия Христа и двух разбойников на крестах. Выше уровнем изображена композиция "Восстание из гроба"("Воскресение"), заимствованная из западноевропейской традиции( и среди римского и турецкого воинов, изображённых на ней, есть воин в испанских доспехах). Ещё выше на ретабло находится горельеф "Коронование Богородицы", причём получает коронование она от Новозаветной Троицы, что вошло в католическую церковь после XII века (до этого Богоматерь короновал Христос и располагались они на одном уровне).[14] И венчает ретабло изображение Бога Саваофа, поддерживаемого двумя ангелами. Его голову окружает треугольный нимб, символизирующий троичность Бога

.

Интерьер церкви до реставрации 2004 года
Интерьер церкви до реставрации 2004 года

Позднейшее забвение в России имени шведского архитектора связано с разразившейся в 1700 году двадцатилетней русско-шведской «Северной» войной, начавшейся с битвы под Нарвой, где шведы безжалостно вырезали огромное количество бесполезных им русских пленных (пытавшихся для своего спасения надеть наизнанку собственные зеленые мундиры красной подкладкой сверху, чтобы сойти за своих союзников-саксонцев, к которым шведы были более гуманны, как к потенциальной рабочей силе, говорящей на родственном языке).

Эта война закончилась только через двадцать лет, в 1721 году Ништадтским мирным договором, по которому Россия выплатила Швеции 2 000 000 серебряных монет — иохимсталеров (ефимков), что составляло 56 000 кг серебра или половину годового бюджета страны.

Сам же владелец храма — князь Борис Голицын, страдавший последние годы жизни тяжелейшим алкоголизмом(? - источник), скончался ещё во время этой войны — в октябре 1713 года, успев принять в апреле того же года монашеский постриг во Флорищевой пустыни под именем Боголеп. По преданию8, нетрезвый князь приказал засечь до смерти своего крепостного архитектора Владимира Белозёрова, автора церкви Рождества Богородицы в Марфине и вероятного автора Знаменской церкви в Перове, созданной по мотивам дубровицкого храма.

Известно, что после войны Пётр I заказал этому же шведскому архитектору Никодемусу Тессину Младшему проект Андреевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге, где позже построили модель этого собора. Однако, скорая смерть царя помешала его строительству в натуре.

При этом Пётр I никогда не был в Швеции и не видел лично творений зодчего ни на его родине, ни более поздно построенных в остальной Европе, но тем не менее, после войны со Швецией царь передал важнейший заказ на огромный центральный столичный кафедральный собор, проектируемый на самом видном месте новой столицы именно шведу Тессину Младшему.Следовательно, ранее какое-то хорошо знакомое Петру религиозное сооружение архитектора ему очень понравилось — это могла быть только церковь в Дубровицах.

Значение будущего Андреевского собора для царя и его новой столицы было исключительно велико. Пётр I, почитавший святого апостола Андрея своим небесным покровителем, в 1698 году учредил орден Андрея Первозванного, высшую награду России, а в 1699 году — военно-морской Андреевский флаг.

В день Святой Троицы 16 (27) мая 1703 года Пётр Великий основал Санкт-Петербург, заложив в основание крепости золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея. Центр новой столицы царь создавал напротив крепости, на Васильевском острове, наметив соорудить к востоку от здания Двенадцати коллегий новую большую центральную площадь города, ограниченную проектируемым кафедральным собором для кавалеров ордена Андрея Первозванного.

Заказанный в 1724 году Тессину Младшему проект собора, который предполагали расположить на мысу между Большой и Малой Невой, на так называемой Стрелке Васильевского острова, имел особое условие — храм должен был напоминать собор Святого Петра в Риме, но быть соразмерным лондонскому собору Святого Павла, имевшего длину в 427 футов (130 м).

Архитектор выполнил этот проект в 1725 году, (будучи с 1705 года канцлером Лундского университета, а с 1717 главным судебным маршалом рикстага Швеции), и, не приезжая в Россию, прислал проектные чертежи собора.

Во время прошедшей русско-шведской войны архитекторами строившегося Санкт-Петербурга были такие крупные зодчие, жившие и даже умершие в нём, как француз Жан-Батист Леблон, немцы Андреас Шлютер и Георг Иоганн Маттарнови, итальянцы Доменико Трезини, и уехавшие Джованни Мария Фонтана, Николо Микетти, но крупнейший, важнейший и самый дорогостоящий заказ в новой столице уже после русско-шведской войны получил именно шведский архитектор, бывший в те годы уже семидесятилетним человеком.

Ещё 21 июня 1697 года Никодемус Тессин Младший был назначен суперинтендантом, в 1701 году — судебным маршалом королевства, а в 1705 году — канцлером Лундского Университета. Король Карл XII вдобавок в 1712 году назначил Тессина королевским советником и главой судебной власти, и он перестал быть королевским архитектором Стокгольма. В 1717 Никодемус Тессин стал главным судебным маршалом рикстага Швеции. За все свои усилия он был возведён в баронское и графское достоинство. Он нажил себе врагов занимаясь политической деятельностью, а после смерти Карла XII в 1718 году вступил в голштинскую партию, где хотел закончить войну и вступить в мирный союз с Россией, поэтому в 1726 году окончательно попал в немилость и был уволен Фредриком I. Никодемус Тессин Младший умер в 1728 году, и его без особых пышных государственных почестей похоронили в Большой церкви в Стокгольме.

Тот факт, что Тессин ещё при жизни Голицына стал советником короля Карла XII и высшей главой судебной власти Швеции – страны, с которой у России шла тяжёлая война, мог вызвать желание князя Голицына приказать засекретить имя архитектора своей церкви.

Корона императорская на крыше церкви в Дубровицах, как и в Амстердаме австрийская корона императора Максимилиана I на церкви Вестеркерк ( в 1489 году он разрешил городу Амстердаму использовать свою корону на гербе, так что на шпиле также изображена часть герба города), символична, так на момент создания русской церкви царь не был ещё императором и короновался меховой шапкой-короной. Возможно, Голицын заказал архитектору церковь именно с типовой стилизованной императорской короной, чтобы угодить 18-летнему царю Петру, который особо любил геральдические символы и аллегории и мечтал стать императором.

Вид сверху на стрелку Десны и Пахры. Искусственная насыпь, видимая рядом с церковью, наподобие кургана, ставшая ныне смотровой площадкой с видом на храм, появилась уже в конце XIX века при Сергее Голицыне
Вид сверху на стрелку Десны и Пахры. Искусственная насыпь, видимая рядом с церковью, наподобие кургана, ставшая ныне смотровой площадкой с видом на храм, появилась уже в конце XIX века при Сергее Голицыне

В конце XVII века, при князе Борисе Голицыне, который был воспитателем Петра I и даже был позднее одним из трёх руководителей страны во время двухлетнего отсутствия царя в России во время Великого посольства, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Борис Голицын подвергся временной опале из-за близкой дружбы со своим двоюродным братом князем Василием Голицыным — фаворитом царевны Софьи и был вынужден удалиться в своё имение.

Великий Голицын – князь Василий Васильевич, фаворит царевны Софьи
Великий Голицын – князь Василий Васильевич, фаворит царевны Софьи

Как известно, Царевну Софью и её возрастного фаворита Василия Голицына сильно объединяла общая страсть к современной им новой архитектуре. В семилетний период правления Софьи было построено в Москве более 3000 каменных зданий, некоторые из них, как например храм индийского царевича Иосаафа в Измайлово Великий(?) Голицын и царевна Софья частично проектировали собственноручно. (источник?)

На 1689 год в Москве не было ещё ни одного католического храма, против трёх имевшихся протестантских храмов, хотя число католиков в русском царстве резко выросло после присоединения Киева к России. Разумно предположить (сомнительное оценочное суждение - источник?), что проект Знаменского храма заказал Тессину не сугубо православный фанатичный князь Борис, а вероятнее всего сам князь Василий Голицын, в качестве подарка царевне Софье и первого католического храма в Москве. (без ссылки на источник - это ненаучная фантастика, а не энциклопедическая статья)

Как известно, находящаяся на другом берегу Москва-реки напротив Кремля церковь Святой Софии, находящаяся в месте, где компактно были поселены новгородские бояре при Иване III, (в том числе и Голицыны) была разобрана в 1687 году для дальнейшей перестройки. Вероятно, на её месте и планировалось первоначальное расположение церкви Тессина как Софийского католического собора. По проекту Тессина, под полом дубровицкой церкви расположено огромное помещение, предназначенное для захоронения в склепах особо важных персон.Скульптурный театр на крыше храма Тессина был бы прекрасно виден с окон кремлёвского дворца, где и жила царевна. Корона на верху храма это именно корона Софьи, так как в её правление только она носила подобную корону, в то время как её малолетние братья - русские цари носили головной убор в виде шапки Мономаха

Согласно одной версии,(какой) именно в годы опалы в Дубровицах началась подготовка строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен 22 июля 1690 года в память о прекращении опалы и возведении Бориса Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.

Строительство здания храма велось семь лет, в летний период. В зимний период в бараках работали резчики по камню. Камень доставляли по реке Пахре из Сьянских каменоломен.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани. Рёбра этих граней оформлены колонками с коринфскими капителями — не классической формы, а свободно стилизованными.

Высокий фундамент обведён открытым гульбищем, обильно декорированным резьбой и орнаментом, расположенным вдоль парапета. В церкви в Дубровицах лестничные марши на гульбище идут со всех четырёх сторон (в том числе с алтарной), что в архитектуре того времени было явлением исключительным15.

Лестницы ведут к дверям в центральных гранях выступов. Обрамление дверей выполнено из крупно рустованного камня, порталы фланкированы также коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз16. Первый этаж обведён скульптурным фризом с поясом иоников и карнизом с кронштейнами. Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков17. Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании17. Его первый этаж, по сравнению с остальной декорацией, отделан скромно18.

Храм украшен скульптурой. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны святитель Иоанн Златоуст, под его пятой мешок с деньгами, а с правой — святитель Григорий Богослов с книгой и лежащей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние святителя Василия Великого. Восемь из двенадцати скульптурных фигур апостолов разделяли грани восьмерика по его углам, и ещё четыре фигуры апостолов были расположены вне стенной декорации, перед окнами18.

Венчают храм купол с люкарнами в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона19. В постройке сочетается устремлённость вверх и ряд акцентирующих горизонтальных линий20.

После окончания строительства самого здания ещё семь лет храм ждал освящения.

Считается, что патриарх Адриан, ставший им в 1690 году, отказался освящать храм, сославшись на слишком сильное подражание архитектуры храма католическому стилю. На самом деле в эти годы патриарх Адриан был сильно болен, парализован и не покидал своё подворье.

Только после его смерти открытие и освящение храма 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил новый экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), в присутствие царя Петра I и царевича Алексея, приглашённых Голицыным21.

Храм богато украшен горельефными композициями, резным барочными иконостасом и хорами. Отличительной чертой убранства храма были помещённые в картуши надписи на латинском языке: четверо- и трёхстишия, в том числе строфы гимна «Patris sapientia, veritas Divina» авторства ученика Фомы Аквинского — Эгидо да Колонны. Надписи в 1870-х годах были переписаны и зафиксированы в рукописи отца Сергия Романовского. Похожие надписи имелись и на Меншиковой башне в Москве, но там они были утрачены при поновлении церкви в 1850-х годах622.

К середине XVIII века к юго-западу от храма была построена трёхъярусная колокольня. Она была выполнена в ином стиле и характер её архитектуры был более примитивным – спокойным и традиционным. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых весил 2 тонны. В куполе колокольни были сделаны слуховые окна, предназначенные для усиления звука. Под колокольней в 1780-х годах была освящена тёплая церковь во имя святых мучеников Адриана и Наталии6. Сама колокольня рядом с барочным пышным храмом казалась "скучноватой — прозой после поэзии", как выразился в 1910 г. архитектор Красовский.23

В конторе имения хранился проект её перестройки, составленный архитектором Ивановым, старавшимся приблизить её стиль к барокко. Там же находился план надстройки колокольни, сделанный архитектором Ф.Ф.Рихтером. Оба эти замысла, имевшие целью снизить дисгармоничность колокольни в ансамбле усадьбы, так и остались на бумаге не воплотившись в жизнь.24

В конце 1840-х годов под руководством Фёдора Рихтера была осуществлено обновление храма — латинские записи переведены на русский язык, большие ангелы в рост человека на кровле заменены примитивными ангелочками небольшого размера. 27 августа 1850 года храм был вновь освящён — митрополитом Московским Филаретом. Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания»25. По требованию митрополита Филарета латинские стихи были заменены на церковнославянские надписи, поясняющие содержание горельефов22.

Частично сохранился уникальный деревянный резной иконостас, над входом на высоте расположены хоры и ложа, в которой молились на церковных службах князья Голицыны и как минимум один раз при освящении храма сам царь — Пётр I вместе со своим сыном, царевичем Алексеем.

Галерея

История прихода

В начале XX века при храме действовала трёхлетняя церковно-приходская школа (ЦПШ), а также богадельня для малоимущих на девять человек (действовала в 189026). Дубровицкая ЦПШ была открыта в 1889 году князем Сергеем Михайловичем Голицыным, который с самого основания школы являлся её попечителем и содержал школу на свои средства. Учащихся на 1 января 1909 года было – 54 человека27. В 1907 году богадельней заведует Александр Михайлович Рябов28. В 1913 году богадельня в селе Дубровицы на пять человек, содержится на средства князя С. М. Голицына29.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в художественно-бытовой музей30, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования. Также под колокольней, по свидетельству В. Д. Цветаева, посетившего Дубровицы в начале ХХ века, находился музей-кладовая31. В план экскурсий входило и знакомство с уникальным по своей архитектуре Знаменским храмом32. В феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии. Годом раньше постановлением волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории усадьбы, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы»33.

В конце 1950-х годов Дубровицкая церковь пребывала в запустении. Её крыша проржавела насквозь; все без единого исключения стёкла были выбиты; зимой внутри церкви лежал снег. Резной золочёный иконостас выглядел искалеченным и изломанным; статуи, окружающие церковь, были побиты или вовсе исчезли. Резной белокаменный парапет наполовину обвалился; многие детали сложнейшей каменной резьбы были оббиты и испорчены. Ступени каменных лестниц, украшенные тончайшим орнаментом, были поломаны и провалились34.

C 1966 по 1989 год Министерство культуры СССР вело реставрационные работы, планируя использовать храм как музей культового зодчества35. Первые попытки устроить в храме что-то вроде музея предпринимались еще в конце XIX века. Владелец Дубровиц князь Сергей Михайлович Голицын вел переговоры с Российским археологическим обществом о передаче храма в ведение общества. Правда переговоры эти ничем не завершились, и храм остался в прежнем статусе36.

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес решение о регистрации общины и передаче храма общине37; однако формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице.

2 августа 1990 года Совет по делам религий постановил зарегистрировать общину Русской православной церкви в посёлке Дубровицы и поручил Московскому областному совету церковь Знамения Пресвятой Богородицы передать общине. Московский областной исполнительный комитет отказался выполнять решение. Конфликт разбирался в Верховном Совете РСФСР, отказ Мособлисполкома был признан необоснованным38.

Первая литургия в возобновлённой церкви была служена викарием Московской епархии епископом Можайским Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся на хранении во Всероссийском институте животноводства.

В 2004 году, к 300-летию Великого освящения храма, завершился первый этап его реставрации. В частности, были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма, возвращены стихи на латыни22.

Детская воскресная школа при Знаменском храме в Дубровицах существует с 2003 года. В настоящее время в ней обучаются около 50-ти детей в возрасте от четырех до тринадцати лет. Духовником школы является настоятель Знаменской церкви протоиерей Андрей Грицышин. При храме действует детская театральная студия. Ставятся рождественские и пасхальные представления, спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков39. Обзорные экскурсии по храму и усадебному комплексу в Дубровицах проводит паломническая служба церкви Знамения Пресвятой Богородицы40.

Святыни храма

  • Храмовая икона Богородицы «Знамение», написанная около 150 лет назад. Этот образ особо почитается прихожанами. Престольный праздник иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря41.
  • Распятие Иисуса Христа, деревянное скульптурное Распятие – ему уже более трёхсот лет42.
  • Рака с мощамисвященномученика Николая Порецкого. В день памяти священномученика Николая 27 июля рака с мощами выносится для поклонения верующих43.
  • Чтимые иконы с частицей святых мощей следующих святых: святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, великомученика Димитрия Солунского, мученика Вонифатия, преподобного Серафима Саровского, благоверного великого князя Александра Невского, блаженной Матроны Московской, мученика Иоанна воина, святых 40 мучеников Севастийских44.
  • Святой источниквеликомученицыПараскевы Пятницы. Он расположен в полукилометре к северо-западу от храма, в лесу, на высоком обрывистом берегу р. Десны, и известен с начала XIX века. До революции это место было почитаемо жителями Подольска, там служились молебны. В советское время источник разрушили. В 2000 году Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) благословил возобновить здесь службы и восстановительные работы. За последние годы на источнике возвели часовню, устроили бассейн для погружений и облагородили прилегающую территорию45.

Репрессированные православные священно- и церковнослужители

  • Порецкий Михаил, протоиерей46. Даты жизни: около 1881–1930-е гг. Был арестован в начале 1930 года. Приговор: ссылка в Среднюю Азию. Умер в ссылке, в Семипалатинске, Средняя Азия.
  • Пономарёв Василий Сергеевич, псаломщик47. Даты жизни: около 1872–1948 гг. Арестован в 1937 году. Приговор: 10 лет ИТЛ системы ГУЛАГ.

Настоятели церкви, клирики и Дубровицкая ЦПШ

Примечания

  1. 7 октября 2009 года Всемирный фонд памятников включил храм в список объектов, находящихся под угрозой разрушенияАрхивная копия от 15 мая 2010 на Wayback Machine.
  2. Подольская епархия Московской митрополииАрхивная копия от 21 апреля 2021 на Wayback Machine.
  3. Яковлев А. Н.Купол // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXIX : «Крисп — Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия». — С. 367—379. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2.
  4. Вельтман А. Ф. Обновления Храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицах (Московской губернии, Подольского уезда, в имении Графа М. А. Дмитриева-Мамонова), основанного в 1690 году и освященного в 1704 году в присутствии Храмоздателя Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича. — М., 1850.
  5. .
  6. Семёнов К. А. Старинное описание церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 75—83. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN0320-0841.
  7. Панков Д. Д. Люди своего времени. — Академия-XXI, 2011. — 227 с. — ISBN 978-5-91428-042-7.
  8. , с. 73—75.
  9. Trefaldighetskyrkan i Karlskrona av Marian Ullén. Kyrkobyggnader 1760-1860 Del 1 Skåne och Blekinge.Sid.116-128
  10. Den introducerade svenska adelns ättartavlor utgivna av Gustaf Elgenstierna, band VIII (Stockholm 1934) sid. 240–241
  11. Diario di un viaggio in Italia (Tessin)/Dell’Architettura, delle vite et opere di varii Architetti — Wikisource.
  12. [Category:Nicodemus Tessin den yngre dagbok från resa 1687—1688. https://commons.m.wikimedia.org/wiki/Category:Nicodemus_Tessin_den_yngre_dagbok_fr%C3%A5n_resa_1687-1688Архивная копия от 8 января 2014 на Wayback Machine]
  13. Завоевание в 1442 году Неаполя Альфонсом V Арагонским (в Неаполе он стал Альфонсом I) открыло новую страницу в истории страны. На престоле оказалась другая чужеземная династия — Арагонская, и на ближайшие полвека страна оказалась вовлечена в орбиту испанского влияния. Мирный период (1442—1458) царствования Альфонса I остался в неаполитанской истории золотым веком: экономика воспряла, торговля, наука и искусство развивались. Неаполь был в это время центром средиземноморской державы Альфонса, включавшей в себя Арагон, Каталонию, Майорку, Сицилию, Сардинию и Южную Италию. С 1503 по 1734 годы Неаполитанское королевство, формально сохранившееся, потеряло независимость. Королями Неаполя последовательно были Фердинанд II Арагонский (в Неаполе Фердинанд III) и его наследники испанские Габсбурги (Карл V, Филипп II, Филипп III, Филипп IV, Карл II). В этот период Южная Италия и Средиземноморье все более превращались во второстепенную для мировой политики сцену. Завоевание огромных владений в Америке, конфликт с Францией, локализованный, в основном, в Северной Италии и Нидерландах, Нидерландская революция, Тридцатилетняя война и последовавшие за нею другие общеевропейские войны поглощали внимание испанских монархов, Южная же Италия стала глухой провинцией «всемирной империи».
  14. К.А.Семёнов Усадьба Дубровицы.Церковь Знамения.М.,: Памятники исторической мысли 2006.– 240 с.,илл. ISBN 5-88451-191-7 (стр.85)
  15. Спрингис Е. Э.Гульбище // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. XIII : «Григорий Палама — Даниель-Ропс». — С. 431—432. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
  16. , с. 75.
  17. , с. 76.
  18. , с. 77.
  19. , с. 78.
  20. , с. 81.
  21. «Дубровицы» на реке Пахре. Архивировано 12 марта 2012 года.
  22. Кувшинская И. В. Corona Aurea: Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 84—91. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN0320-0841.
  23. Красовский М.В. Церковь села Дубровицы. // Известия Императорской Археологической комиссии.СПб., 1910, вып.34.
  24. К.А.Семёнов Усадьба Дубровицы.Церковь Знамения.М.,: Памятники исторической мысли 2006.– 240 с.,илл. ISBN 5-88451-191-7 (стр.145)
  25. , с. 95.
  26. Шрамченко А. П. Справочная книжка Московской губернии (описание уездов). — М.: Губернская Типография, 1890. — С. 322.
  27. За четверть века. 1884–1909. К истории церковно-приходских школ Московской епархии. — М.: Синодальная Типография, 1910. — С. 502.
  28. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1908 год. — М.: Губернская Типография, 1907. — С. 470.
  29. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1914 год. — М.: Губернская Типография, 1913. — С. 344.
  30. Усадьба Дубровицы. Музей, которого нет.Записки сообщества. vk.com (26 июня 2022). Дата обращения: 23 сентября 2022.
  31. , с. 50.
  32. , с. 65.
  33. Официальный сайт Подольского благочиния. Знаменский храм (1690). podolskoe-blago.ru. Дата обращения: 26 сентября 2022.Архивировано 26 сентября 2022 года.
  34. , с. 279.
  35. Подмосковные Дубровицы // Наука и жизнь : журн. — 2005. — № 6. — С. 74–79.
  36. Усадьба Дубровицы. Музей, которого нет.Записки сообщества. vk.com (22 сентября 2022). Дата обращения: 23 сентября 2022.
  37. Храм Знамения в Дубровицах.
  38. * Баранова С. И., Мерзлютина Н. А., Печников М. В., Пидгайко В. Г.Крутицкая кафедра // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXIX : «Крисп — Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия». — С. 66—86. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2.
  39. Детская воскресная школа при Знаменском храме в Дубровицах
  40. Паломническая служба церкви Знамения Пресвятой Богородицы
  41. Грицышина, Татьяна.Радуйся, Владычица, знамение милости Твоея нам являющая / Татьяна Грицышина, Эльвира Филипович // Знаменский благовестник. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах : приходская газета. — 2015. — № 4. — С. 2–3.
  42. Иконы спасают учёные / Святыни // Православные храмы. Путешествие по святым местам : журн. — 2014. — № 92. — С. 12–13.
  43. Карпухина, Юлия.Порецкие: Жизнь во Славу Божию. О том, как искали дело отца Михаила, а обрели мощи священномученика Николая // Знаменский благовестник. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах : приходская газета. — 2021. — № 2. — С. 9–15.
  44. Святыни Знаменского храма в Дубровицах
  45. И Богу угодно, и людям хорошо / Современная жизнь // Православные храмы. Путешествие по святым местам : журн. — 2014. — № 92. — С. 30–31.
  46. База данных о репрессированных православных священнослужителях и мирян Средней Азии и Казахстана. Порецкий Михаил Андреевич. turkestanskaya-golgofa.info (13 мая 2022). Дата обращения: 7 сентября 2022.Архивировано 7 сентября 2022 года.
  47. Священноцерковнослужители Тверской епархии. Василий Сергеевич Пономарев. tvergedcom.ru. Дата обращения: 7 сентября 2022.Архивировано 7 сентября 2022 года.
  48. , с. 83.
  49. Романовский Сергий, священник. Вероятное известие о знаменитом храме Московской губернии, Подольской округи, в селе Дубровицах… — Дубровицы, Московская область: Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, 2010. — 49 с.
  50. Храм Архангела Михаила в Михайловском - Никольская церковь, село Лямцино. Архивировано 24 июня 2022 года.
  51. Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах - священнослужители XIX - XX вв.. Архивировано 24 июня 2022 года.
  52. Зёрнов В. Д. Записки русского интеллигента. — М.: Индрик, 2005. — С. 180—181. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-319-0.
  53. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах - Духовенство храма. Архивировано 24 июня 2022 года.
  54. Аврорин А. В. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год. — М.: Губернская Типография, 1899. — С. 519.
  55. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1908 год. — М.: Губернская Типография, 1907. — С. 471.
  56. , с. 62.
  57. Пенкин Б. Н. Памятная книжка Московской губернии на 1904 год. — М.: Губернская Типография, 1903. — С. 408.
  58. Дмитровский И. А..Дубровицы, знатное село. Имение князя С. М. Голицына (репринт). — Книга по Требованию. — М., 2017. — С. 27, прим. — ISBN 978-5-518-06433-1.
  59. Вельтман А. Ф. Обновления Храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицах (Московской губернии, Подольского уезда, в имении Графа М. А. Дмитриева-Мамонова), основанного в 1690 году и освященного в 1704 году в присутствии Храмоздателя Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича. — М., 1850. — С. 11.
  60. Храмы России — Нарышкин Кирилл Михайлович — ктитор. Архивировано 24 июня 2022 года.
  61. Храм Знамения Богоматери. / Прибавление к Церковным ведомостям : Синодальная Типография. — С.-Петербург, 1890. — № 34. — С. 1135.
  62. Дмитровский И. А.Дубровицы, знатное село. Имение князя С. М. Голицына (репринт). — Книга по Требованию. — М., 2017. — С. 28, прим. — ISBN 978-5-518-06433-1.
  63. Храмы России — Пономарев Василий Сергеевич - псаломщик. Архивировано 24 июня 2022 года.
  64. , с. 63.