Zheldor-houses

Железнодорожный (Балашиха)

Железнодоро́жный — микрорайон города БалашихаМосковской областиРоссии, до 2015 года самостоятельный город4. Железнодорожный носил статус города с 1952 года, города областного подчинения с 1960 года.

Станция Железнодорожная на линии Москва — Нижний Новгород в 10 км к востоку от МКАД.

Площадь территории города Железнодорожный на момент включения составляла 2408 гектаров1. Население — 151 9853 чел. (2015). Бывший город протянулся с запада на восток на 7 км, а если учитывать входивший в его состав отдалённый микрорайон Купавна — на 13 км.

После включения Железнодорожного в состав Балашихи на (расширенной в 2004 году) его территории в 2015 году было утверждено 8 микрорайонов: Железнодорожный (центральная часть упразднённого города), Керамик, Купавна, Кучино, Ольгино, Павлино, Новое Павлино и Саввино5.

Название

Название Железнодорожный дано рабочему посёлку (предшественнику города) в 1939 году — по расположению рядом с Московско-Нижегородской железной дорогой. Ранее посёлок (как и деревня, рядом с которой он возник) носил название Обираловка. Название Обираловка происходит от фамилии Обиралов6.

Современные просторечные наименования — Железка7 или Желдор.

История

Современная территория Железнодорожного включает в себя земли Богородского (населённые пункты Васильевской волости: Обираловка, Саввино и др.) и Московского уездов (населённые пункты Пехорской волости: Кучино, Ольгино и др.). Деревушки Саввино и Кучино упоминаются ещё в документах Ивана Калиты, относящихся к 1327 году; во второй половине XVII в. возникла деревня Сергеевка, название которой постепенно было вытеснено прозвищем «Обираловка»8.

Во второй половине XVII в. в окрестностях деревни Кучино были начаты разработки глины, а в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. На средства миллионера Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино был в 1904 году создан Аэродинамический институт9, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом.

В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и возникла железнодорожная станция Обираловка, а в 1877 г. появился и пристанционный посёлок Обираловка. 17 января 1939 года посёлок получил официальный статус рабочего посёлка городского типа, а 27 августа того же года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР переименован в посёлок Железнодорожный Реутовского района Московской области8. В 1946 г. открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 г. — деревообрабатывающий завод.

В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) рядом с деревней Саввино была построена фабрика — «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В 1947 году в этом посёлке рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин (преобразованная в 1956 г. в электромеханический завод).

7 августа 1952 года рабочий посёлок Железнодорожный преобразован в город районного подчинения10, а 10 декабря 1960 года — в город областного подчинения. В 1960 году к городу были присоединены рабочие посёлки Кучино (частично; полностью с 1963 года) и Саввино, а также деревни Темниково и Сергеевка8.

В конце 1980 — начале 1990-х гг. в городе построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.).

В июле 2004 года в черту города Железнодорожного был включён упразднённый дачный посёлок (пгт) Купавна11, получивший статус микрорайона.

С 2006 до 2015 год как город областного подчинения образовывал самостоятельное муниципальное образованиегородской округ Железнодорожный1213

С 10 января 2015 года город областного подчинения Железнодорожный был упразднён как административно-территориальная единица и включён в состав города областного подчинения Балашиха4, а городской округ Железнодорожный был также упразднён как муниципальное образование и включён в состав городского округа Балашиха13.

Планы объединения Балашихи и Железнодорожного вызвали протесты их жителей1415.Результаты проведенного голосования по вопросу объединения имеют сомнительную достоверность16.Появляются требования общественности восстановить Железнодорожный в качестве города 17, в том числе в форме электронных петиций.

Население

Железнодорожный на карте Балашихи
Железнодорожный на карте Балашихи

Железнодорожный входит в состав крупнейшей в России Московской агломерации с населением около 16—17 млн человек. Вместе с городами Реутов, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и населёнными пунктами городского округа Балашиха и Люберецкого района Железнодорожный входит в состав Балашихинско-Люберецкой агломерации второго порядка с населением 867,8 тыс. человек1 — второй по численности населения в Московской области.

Экономика

В современном Железнодорожном ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов.

Основные промышленные предприятия города: ОАО «НИТИ им. П. И. Снегирёва», керамический завод, завод теплоизоляционных материалов компании Rockwool. Действует моторвагонное железнодорожное депо. Кучинский завод после банкротства приобретён польской компанией «Cersanit»; в настоящий момент возобновлён выпуск керамической плитки и керамогранита под новым брендом.

Спортивный комплекс в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве, Дворец съездов и Государственный исторический музей в Москве — в строительстве этих объектов есть и лепта Кучинского керамического завода (в прошлом — кирпичный завод Миловановых)45.

В июле 2011 года «Новая газета» опубликовала материалы о том, что «это единственный, наверное, в мире город, в котором свыше 120 тысяч населения, где нет не то, что кинотеатра, там нет даже роддома, а весь бизнес принадлежит семье мэра»4647.

8 сентября 2011 года, в рамках государственного визита в Россию, город Железнодорожный посетила королева ДанииМаргрете II48. Целью визита стал построенный на территории города в 1999 году завод по производству каменной ваты, принадлежащий датской компании Rockwool. Громким событием воспользовалась группа активистов, в день визита развернувших плакаты у здания завода, пытаясь тем самым обратить внимание королевы на проблему коррупции в городе49.

Транспорт

Несмотря на то, что ближайшая станция метро расположена примерно в 10 километрах от станции, время в пути до Новокосино по Носовихинскому шоссе в часы пик занимает до полутора часов, ширина дороги преимущественно около 7 метров, в основном двухполосная, опасны обгоны — часты лобовые столкновения и наезды на пешеходов. Носовихинское шоссе отделяет город от железнодорожных платформ, но по состоянию на конец июня 2014 года в Железнодорожном нет ни одного подземного перехода. В районе платформы Кучино на расстоянии в 200 метров друг за другом расположены 3 светофора, пробки от которых растягиваются до нескольких километров.В середине «Носовихи» расположен печально известный светофор, который создаёт пробки как в область (от строительного рынка или от самой станции Новокосино), так и в Москву, от платформы Кучино. Нередки случаи, когда сервис Яндекс пробки оценивает ситуацию в целом по Москве в 1—2 балла, а Носовиха при этом на 70—80 % красная в обе стороны.Наиболее быстрый способ попасть в Москву — поездка на электропоезде. Поездка от платформы Кучино до платформы Реутово (м. Новокосино) занимает 7—9 минут. Поездка от платформы Кучино до платформы Серп и Молот (м. Площадь Ильича) занимает 23—25 минут.

Железнодорожный будет конечным пунктом МЦД-4, запуск которого запланирован в конце 2024 года.

Достопримечательности

Памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому
Памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому

В микрорайоне Кучино построен Храм новомучеников и исповедников Российских в русско-византийском стиле. Высота до верха центральной главы — 24 метра, высота до верха шатра колокольни — 21 метр.Одна из главных достопримечательностей города — православная церковь Преображения Господня. Храм был построен в 1623 году на землях Т. В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения. Главным украшением храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М. С. Кузнецова8.

Среди других достопримечательностей есть Троицкое-Кайнарджи (имение П. А. Румянцева-Задунайского) в Павлино.

Краеведческий народный музей.

Также в городе располагается обсерватория МБОУ Астрономическая школа «Вега». Обсерватория имеет гигантский телескоп-рефлектор.

В 2011 году на городском бульваре на Пролетарской улице открыт памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому — учёному, известному трудами в области гидроаэродинамики, на территории имения которого был основан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт.

Примечания

  1. "Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов" - 2012 год
  2. БД ПМО Московской области. (данные на 1 января 2013 года)
  3. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Дата обращения: 6 августа 2015.Архивировано 6 августа 2015 года.
  4. Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области", Закон Московской области от 30 декабря 2014 года №209/2014-ОЗ. docs.cntd.ru. Дата обращения: 14 ноября 2019.
  5. В Балашихе прибавилось восемь новых микрорайонов. balashiha.ru. Дата обращения: 14 ноября 2019.
  6. Поспелов Е. М.Топонимический словарь Московской области: селения и реки Подмосковья : 3,500 словарных статей. — Профиздат, 2000. — С. 246. — 328 с. — ISBN 9785255013425.
  7. Русская линия / Новости: Григорий Ивлиев: «Не может имя человека, связанного с убийством, быть увековеченным в названиях». rusk.ru. Дата обращения: 14 ноября 2019.
  8. Раздел «Железнодорожный. Исторический очеркАрхивная копия от 11 октября 2011 на Wayback Machine» на официальном сайте администрации городского округа Железнодорожный
  9. Аэродинамический институт - Авиапедия. Дата обращения: 14 ноября 2019.
  10. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Сост. В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Известия, 1980. — 702 с. — С. 172.
  11. Постановление Губернатора Московской области от 28.07.2004 № 149-ПГ «Об объединении дачного посёлка Купавна Московской области с городом Железнодорожный Московской области»(недоступная ссылка)
  12. Закон Московской области от 21.12.2004 № 179/2004-ОЗ «О статусе и границе городского округа Железнодорожный» (в ред. Закона МОАрхивная копия от 9 июня 2011 на Wayback MachineО преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования (с изменениями на 28 декабря 2018 года), Закон Московской области от 30 декабря 2014 года №208/2014-ОЗ(недоступная ссылка). docs.cntd.ru. Дата обращения: 14 ноября 2019.Архивировано 9 июня 2011 года.
  13. О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования (с изменениями на 28 декабря 2018 года), Закон Московской области от 30 декабря 2014 года №208/2014-ОЗ. docs.cntd.ru. Дата обращения: 14 ноября 2019.
  14. В подмосковном Железнодорожном создают «Народный комитет обороны» — от Балашихи Regnum.ru, 17 ноября 2014
  15. Жители Железнодорожного и Балашихи выступили против объединения Московский комсомолец, 22 декабря 2014
  16. Жители Железнодорожного проснулись в Балашихе Московский комсомолец, 8 декабря 2014
  17. единственно правильное развитие событий — отодвинуть ситуацию назад, вернуть город Железнодорожный zen.yandex.ru
  18. Города с численностью населения 100 тысяч и более человек. Дата обращения: 17 августа 2013.Архивировано 17 августа 2013 года.
  19. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Численность городского населения СССР по городским поселениям и внутригородским районам. Дата обращения: 30 ноября 2013.Архивировано 30 ноября 2013 года.
  20. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
  21. Народная энциклопедия «Мой город». Балашиха. Дата обращения: 8 октября 2013.Архивировано 8 октября 2013 года.
  22. Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
  23. Российский статистический ежегодник. 1994. Дата обращения: 18 мая 2016.Архивировано 18 мая 2016 года.
  24. Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
  25. Народное хозяйство СССР 1922-1982 (Юбилейный статистический ежегодник)
  26. Российский статистический ежегодник. Госкомстат, Москва, 2001. Дата обращения: 12 мая 2015.Архивировано 12 мая 2015 года.
  27. Народное хозяйство СССР за 70 лет : юбилейный статистический ежегодник : [арх. 28 июня 2016] / Государственный комитет СССР по статистике. — Москва : Финансы и статистика, 1987. — 766 с.
  28. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано 22 августа 2011 года.
  29. Российский статистический ежегодник.2002 : Стат.сб. / Госкомстат России. – М. : Госкомстат России, 2002. – 690 с. – На рус. яз. – ISBN 5-89476-123-9 : 539.00.
  30. Российский статистический ежегодник. 1997 год. Дата обращения: 22 мая 2016.Архивировано 22 мая 2016 года.
  31. Российский статистический ежегодник. 1999 год. Дата обращения: 14 июня 2016.Архивировано 14 июня 2016 года.
  32. Российский статистический ежегодник. 2000 год. Дата обращения: 13 июня 2016.Архивировано 13 июня 2016 года.
  33. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  34. Российский статистический ежегодник. 2004 год. Дата обращения: 9 июня 2016.Архивировано 9 июня 2016 года.
  35. Российский статистический ежегодник, 2005 год. Дата обращения: 9 мая 2016.Архивировано 9 мая 2016 года.
  36. Российский статистический ежегодник, 2006 год. Дата обращения: 10 мая 2016.Архивировано 10 мая 2016 года.
  37. Российский статистический ежегодник, 2007 год. Дата обращения: 11 мая 2016.Архивировано 11 мая 2016 года.
  38. Российский статистический ежегодник, 2008 год. Дата обращения: 12 мая 2016.Архивировано 12 мая 2016 года.
  39. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Дата обращения: 2 января 2014.Архивировано 2 января 2014 года.
  40. Перепись населения 2010. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения: 16 мая 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
  41. Города с численностью населения 100 тысяч человек и более на 1 января 2011 года. Дата обращения: 8 мая 2016.Архивировано 8 мая 2016 года.
  42. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Дата обращения: 31 мая 2014.Архивировано 31 мая 2014 года.
  43. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Дата обращения: 16 ноября 2013.Архивировано 16 ноября 2013 года.
  44. Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Дата обращения: 2 августа 2014.Архивировано 2 августа 2014 года.
  45. Памятные даты в истории Железнодорожного. 2010 г.Архивная копия от 8 мая 2013 на Wayback Machine
  46. Новая Газета | № 76 от 15 июля 2011 года | Рекордная Обираловка*Архивная копия от 17 июля 2011 на Wayback Machine
  47. Радиостанция «Эхо Москвы» / Передачи / Особое мнение / Friday, 15.07.2011: Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»
  48. Её Величество Королева Дании Маргрете II в рамках своего государственного визита в Россию посетит завод компании Rockwool в городе Железнодорожный Московской области.
  49. Горожане подмосковного Железнодорожного обратились к королеве Дании, посетившей сегодня город.(недоступная ссылка). Дата обращения: 20 октября 2014.Архивировано 28 декабря 2017 года.