Flag of the Soviet Union

Жан Жорес (теплоход)

«Жан Жорес» — грузовой двухпалубный теплоход трёхостровного типа. Назван в честь деятеля французского и международного социалистического движенияЖана Жореса. Вместимость: 3972 брт. Скорость: 10,3 узла. Длина по ватерлинии 112 м. Затонул, подорвавшись на мине 16 января 1942 года при входе в Феодосийский порт.

История постройки

Спущен на воду в июне 1930 года на Северной Верфи в Ленинграде. Назван в честь видного французского социалиста Жана Жореса. В 1931 году вошёл в состав Балтийского пароходства.

До 1941 года грузовой теплоход Черноморского государственного морского пароходства. 27 июля 1941 года вошёл в состав Черноморского флота.

В составе Черноморского флота

Частично разгрузившись в Феодосии в ночь с 15 на 16 января, «Жан Жорес», опасаясь налёта авиации противника, вышел в море и к вечеру лёг на обратный курс.16 января 1942 года в 21 ч. 45 м при заходе в феодосийский порт теплоход уклонился от фарватера и подорвался на магнитной мине. После нескольких часов борьбы за плавучесть был получен приказ затопить судно. Капитан Г. Н. Лебедев приказал демонтировать радиооборудование и открыть кингстоны. Часть команды была снята катером «Кабардинец» и тральщиком «Геленджик». Сорок человек погибло.

Трубы теплохода «Жан Жорес» долгое время выступали из воды, обозначая место затопления судна. В дальнейшем они были срезаны, а место затопления обозначено буем. Так как надстройки теплохода находятся на глубине всего 6 метров, он лежит в районе активного судоходства, были случаи столкновения с ним.

Перспективы подъёма судна

В 1978 году рассматривалась возможность поднятия судна. После изучения материалов Керченско-Феодосийской десантной операции и исследования самого объекта водолазами, было принято решение не поднимать «Жан Жорес». В формулировке решения прямо не было сказано о наличии боезапаса, но и не отвергалось его наличие. Как сообщил начальник ОСВОД Феодосии Александр Черноволов «…не подымать из-за возможной детонации возможных боеприпасов…».

По мнению В. Шайдерова, мэра Феодосии до 2008 года, наличие боезапаса на борту затонувшего теплохода имеет очень большую вероятность. В пользу этих предположений косвенно говорят следующие факты:

  1. шла масштабная десантная операция и для её развития нужны были снаряды;
  2. теплоход стоял несколько дней под погрузкой в Новороссийске (военная техника грузится быстрее);
  3. на борту были артиллерийские орудия (7 артиллерийских орудий было выгружено, одно поднято со дна во время обследования, несколько орудий лежит рядом с транспортом и на его борту. Везти орудия и не везти к ним снаряды — это военный нонсенс);
  4. разгрузка не была завершена (то есть трюмы не были вскрыты)
  5. в светлое время суток судно ушло в открытое море (обычная практика для транспортов военного времени, перевозящих взрывчатые вещества, чтобы в случае атаки врагом взрыв не произошел в порту. Такой взрыв выведет из строя сам порт и нанесет повреждения в округе);
  6. до сих пор не опубликованы официальные данные обследований затонувшего судна;

В начале осени 2007 года специальный Керченский морской отряд МЧС провел работы по водолазному обследованию судна «Жан Жорес». Обследование подтвердило наличие военного груза: артиллерийские орудия, снаряды, военную технику2.

В октябре 2015 года началась крупномасштабная операция по разминированию затонувшего судна3.

Капитаны теплохода

  • Н. С. Степанов (принимал теплоход на верфи)1
  • М. Я. Гольдбург1
  • Б. Т. Шульц (БГМП)
  • И. В Трескин (с декабря 1936 года)1
  • Ф. Ф. Пеньков
  • Г. Н. Лебедев

Название «Жан Жорес» также носило судно типа «Либерти», которым командовала Анна Щетинина.

Однотипные суда

  • «Макс Гельц»,
  • «Фридрих Энгельс»,
  • «Владимир Маяковский» («Бела Кун»)
  • «КИМ»,
  • «Комсомол»,
  • «Литвинов»,
  • «Челюскинец»

Карта-схема Феодосийского залива

  • Координаты точки затопления 45°02′07″ с. ш. 35°23′37″ в. д.
  • Глубина затопления 15 метров.