Green Bridge SPB 01

Зелёный мост (Санкт-Петербург)

Зелёный мост — мост через реку Мойку в Центральном районеСанкт-Петербурга, соединяющий Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это первый чугунный транспортный мост в Петербурге (наряду с мостом через Сальнобуянский канал, построенным также в 1806 году)1. На основе конструкции Зелёного моста в 1807 г. был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста234. Мост является памятником истории и культуры.

Расположение

Расположен по оси Невского проспекта. Рядом с мостом находятся Строгановский дворец, дом Чичерина, дом голландской реформатской церкви, здание Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В угловом доме купца Котомина (наб. Мойки, 57 / Невский пр.,18) в 1800–1840-е годах помещалась кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, в которую перед самой дуэлью заезжал А. С. Пушкин.

Выше по течению находится Певческий мост, ниже — Красный мост.

Ближайшие станции метрополитена — «Гостиный двор», «Адмиралтейская».

Название

Существовавший на этом месте деревянный подъемный мост в 1720-х годах назывался Петровским567. В 1730-х годах мост переименовали в Зелёный, по цвету его окраски8. В 17775 (17689) году появилось другое название — Полицейский10. По одной из версий, название происходит от находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь), по другой — от дома петербургского генерал-полицмейстераН. И. Чичерина, располагавшегося недалеко от моста. После Октябрьской революции, в октябре 1918 года, мост был переименован в Народный. Наконец, 13 января 1998 г. было возвращено название Зелёный.

История

В 1720 г.5 (по другим данным в 1718 г.411 или 1716 г.12) на этом месте был построен деревянный подъёмный мост. До 1726 года по мосту проходила городская граница, здесь собирались проездные подати. Для этого рядом с мостом стоял Мытный двор, рядом с которым находился Гостиный двор13.

В процессе эксплуатации в течение XVIII в. мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1777 г. при строительстве гранитных набережных Мойки подъёмный мост был заменен трёхпролётным на каменных опорах с деревянными пролётными строениями балочной системы (по типу мостов через Крюков канал)81211.

Полицейский мост в 1850-х годах
Полицейский мост в 1850-х годах

В 1805 г. архитектор Вильям Гесте предложил проект однопролётного чугунного моста с совершенно новой, неизвестной до этого в практике мостостроения конструктивной схемой1415. Пролётное строение представляло собой бесшарнирный свод, собранный из пустотелых чугунных блоков (тюбингов), скрепленных болтами. В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в Лондоне в 1796 году1. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант). Проект и испытанная модель моста (в одну треть натуральной величины) были одобрены Александром I, и в 1806 г. за чрезвычайно короткий срок — 7 месяцев — мост был построен151. Металлические конструкции были изготовлены на Петербургском и Кронштадтском чугунолитейных заводах12. Это был первый транспортный чугунный мост в Петербурге (наряду с мостом через Сальнобуянский канал, построенным также в 1806 году)2.

Пролётное строение было собрано из 126 чугунных тюбингов эллиптической формы, расположенных строго рядами по 9 штук вдоль пролёта. Таких рядов по ширине моста было 1415. Арки моста были заделаны на длину целой коробки в тело каждого устоя и упирались концевыми торцами в наклонный гранитный ряд16. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов17. Опоры сделаны бутовой кладки на свайных ростверках.

Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильное ограждение было литое чугунное, повторяющее рисунок перил набережной. У въездов на мост были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами.

Проект моста был настолько удачен, что был в 1807 году на его основе был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста123. В период с 1808 по 1818 гг. в Петербурге было построено еще 5 мостов аналогичной конструкции (Красный, Поцелуев, Александровский, Синий, Ново-Московский)1819. До 1840 г. было построено более десятка подобных мостов14.

В 1842 году по проекту инженера А. Д. Готмана Полицейский мост расширили за счет выноса тротуаров на металлические консоли, гранитные обелиски на въездах заменены чугунными фонарными столбами1211.В 1844 г. на мосту была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков20. Газета Северная пчела писала521: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.»

8 сентября 1859 года по случаю приезда принцессы Дагмары, невесты будущего императора Александра III, на Полицейском мосту собралась большая толпа. Перила моста не выдержали и масса народа упала в Мойку. По официальным сообщениям обошлось без жертв22.

В 1906–1908 гг., в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост расширили по проекту инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина2324. Устои моста были расширены с устройством нового свайного основания25. Пролетное строение было расширено в обе стороны добавлением по пять рядов типовых тюбингов11. При этом статическая схема моста была изменена с бесшарнирого свода на двухшарнирную арку26. Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов были установлены позолоченные железные канделябры, на которых подвешены шестигранные фонари.

Металлические части украшений были изготовлены на петербургской фабрике Ф. К. Сан-Галли, каменные — выборгской фирмой Вайнио. Установка перил и украшений моста была закончена к концу октября 1908 года27.

На время производства работ по обеим сторонам моста был построены 2 временных пешеходных моста28. Производителем работ был инженер А. В. Бирюков2329.

В 1938 г. свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом, а вся проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом30. В 1951 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры с фонарями, а в 1967 г. восстановлена позолота декоративных деталей моста3111.

Конструкция

Мост однопролётный чугунный арочный. По статической схеме представляет собой двухшарнирную арку26. Пролётное строение представляет собой свод из 24-х рядов двухшарнирных арок, каждая из которых в свою очередь состоит из 7 чугунных тюбингов, соединенных болтами как между собой, так и между тюбингами соседних арок. Концевые коробки арок несколько различаются от средних, имея на своих концах, обращенных к устоям, приспособления для соединения с верхними балансирами шарнирных пятовых опор, передающих давление свода гранитным подферменникам устоев26. Устои выдвинуты из линии набережной в русло реки. Наружная поверхность устоев облицована гранитом. Фасады моста декорированы профилированным металлическим листом. Общая длина моста составляет 29,3 (39,8) м, ширина моста — 38,7 м121611.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Перильное ограждение чугунное, однотипное с решёткой набережной Мойки, завершается на устоях гранитным парапетом. При въездах на мост установлены металлические декоративные торшеры с фонарями.

Примечания

  1. Этот проект так и не был реализован автором, подробнее Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. — Л.: Лениздат, 1990. — С. 90. — 351 с. — ISBN 5-289-00602-8.
  2. Аналогичные обелиски, установленные на Красном мосту через Мойку сохранились до наших дней
  3. , с. 45.
  4. Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. — Л.: Стройиздат, 1982. — С. 10. — 152 с.
  5. , с. 31.
  6. , с. 178.
  7. , с. 3.
  8. Зеленый мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  9. Зелёный мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  10. , с. 179.
  11. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 83. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  12. Распоряжение от 27.02.2018 № 07-19-75/18 - Мост Инженерный Первый в составе ансамбля Набережные и мосты реки Мойки (1-й Инженерный мост, литера А). КГИОП (27 февраля 2018). Дата обращения: 25 февраля 2020.
  13. , с. 134.
  14. , с. 304.
  15. Чеснокова А. Н.Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л.: Лениздат, 1985. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).
  16. , с. 170.
  17. , с. 180.
  18. , с. 231.
  19. , с. 32.
  20. Николаи Л. Ф.Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России. — СПб., 1898. — С. 53. — 119 с.
  21. , с. 69.
  22. , с. 181.
  23. , с. 45—46.
  24. Старый Петербург: Адмиралтейский остров. Сад трудящихся. — Пг., 1923. — С. 72. — 192 с.
  25. Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб., 1908. — С. 14, 119—126. — 213 с.
  26. , с. 46.
  27. , с. 233.
  28. , с. 234.
  29. , с. 238.
  30. , с. 236.
  31. , с. 239.
  32. , с. 182.
  33. , с. 305.