Здание Управления Владикавказской Железной Дороги 2

Здание управления Северо-Кавказской железной дороги

Здание управления Северо-Кавказской железной дороги расположено в Ростове-на-Дону на Театральной площади. Построено в 1911—1913 годах в стиле модерн1. Здание управления Северо-Кавказской железной дороги имеет статус объекта культурного наследия регионального значения2.

История

Располагавшееся в Ростове-на-Дону управление Владикавказской (ныне Северо-Кавказской) железной дороги длительное время не имело собственного здания и занимало арендуемые помещения3. В начале XX века было принято решение о строительстве здания управления. В 1910 году был проведён конкурс, в котором победил проект архитектора Н. Вальтера. Составлением чертежей и проведением работ занимался гражданский инженер А. П. Бутков4. Для строительство здания был приобретён земельный участок на границе Ростова и Нахичевани (позднее вошедшей в состав Пролетарского района). Строительство началось летом 1911 года и было в основном завершено к осени 1913 года3. 27 октября (9 ноября1913 год состоялась торжественная церемония освящения здания5.

После окончания строительства обнаружились некоторые проблемы. Так, газета «Утро Юга» осенью 1913 года писала о «невероятной сырости», из-за которой «телефонные провода часто не работают». Сотрудники управления также жаловались на плохую вентиляцию. Кроме того, в статье отмечалось, что «здание строилось по проекту, составленному три года назад, и сейчас, в виду увеличения за этот промежуток времени штата служащих, оказалось тесным. Все комнаты переполнены настолько, что проектированная норма не соответствует в настоящее время действительности»5.

В 1920-х годах в здании находился Округ путей сообщения Северо-Кавказской железной дороги. В середине 1930-х годов здесь размещалось управление Ворошиловской железной дороги, позднее переименованное в управление Северо-Кавказской железной дороги. Во время Великой Отечественной войны были разрушены крыша здания, стропила, аттики, окна и двери. В 1948—1949 годах был произведён ремонт. В начале 2000-х годов были отреставрированы фасады4.

Архитектура

Здание управления Северо-Кавказской железной дороги стало первым строением будущей Театральной площади. Оно доминировало над окружающей малоэтажной застройкой6. Здание построено в традициях рационалистического направления стиля модерн, но в то же время в его архитектуре и оформлении прослеживаются мотивы эклектики7.

Четырёхэтажное здание занимает квартал в плане и имеет три внутренних двора. Цветовая гамма фасада слагается из красной и охристой красок. Кирпичная кладка здания сочетается с отштукатуренными поверхностями1. Фасады украшены рельефными эмблемами Владикавказской железной дороги4. Первый этаж оформлен рустом. На втором этаже располагался кабинет управляющего дорогой3, большие окна которого выходят на главный фасад1.

Примечания

  1. Кукушин B. C.Архитектура стиля "модерн" // История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов-на-Дону: ГинГО, 1995. — 275 с. — ISBN 5-88616-027-2.
  2. Ростов-на-Дону (объекты культурного наследия регионального значения). Официальный портал Правительства Ростовской области. Дата обращения: 22 ноября 2013.
  3. Виталий Трифонович Сидоренко.Ровесник железной дороги. Донской временник. Дата обращения: 22 ноября 2013.
  4. Вера Волошинова.100 мест: Железнодорожный модерн. werawolw.ru. Дата обращения: 22 ноября 2013.
  5. Александр Харченко.Рождение здания управления железной дорог (14 ноября 2013). Дата обращения: 22 ноября 2013.
  6. Беленький Г. Л. Ростов-на-Дону. Город у Тихого Дона. — Ростов-на-Дону: Сигма, 2005. — С. 137. — ISBN 5-944-67005-3.
  7. Есаулов Г. В., Черницына В. А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. — 2-е изд.. — Ростов-на-Дону, 2002. — С. 123. — ISBN 5-8456-0489-3.