Вид на здание Главного штаба и Александровскую колонну от Зимнего дворца

Здание Главного штаба

Эта статья — об историческом здании в Санкт-Петербурге. О современном административном здании см. Здание Генерального штаба (Москва).

Зда́ние Гла́вного шта́ба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

В западной части здания находится командование Западного военного округаРоссии. В восточной части здания Главного штаба с 1993 года размещались коллекции Государственного Эрмитажа. В 2013 году завершилась полная реконструкция Восточного крыла здания, в котором разместились произведения западноевропейского искусства XIX—XX веков, а также проводятся временные выставки современного искусства1.

История

В 1819 году в ходе строительства здания Главного Адмиралтейства возникла идея преобразования площади перед Зимним дворцом (произведение в стиле «елизаветинского барокко» Б. Ф. Растрелли; 1754—1762). Для рассмотрения проектных предложений была создана комиссия с участием Росси. Строительные работы начались в 1819 году с реконструкции западного крыла, в объём которого были включены уже существовавшие дома постройки Ю. М. Фельтена. Их фасад, отличающийся облицовкой цоколя серым гранитом, в отличие от облицовки красным гранитом восточного крыла, частично сохранился. Сохранились некоторые интерьеры и фасады, обращённые во внутренний двор2. Исследователь творчества К. И. Росси М. З. Тарановская, ссылаясь на архивные документы, называет датой начала строительных работ 1820 год3.

Восточный фасад здания Главного штаба
Восточный фасад здания Главного штаба

Помощниками Росси на строительстве были Ф. И. Руска, Н. Ткачёв, а затем И. И. Гальберг, Н. Колпачников, Ф. Федосеев, П. П. Жако, Н. Войлоков, Я. Попов, Э. Анерт. Производством работ руководил «каменных дел мастер» Л. Ф. Адамини. Декоративные росписи в интерьере создавал Дж. Б. Скотти4. В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе).

Со стороны Невского проспекта к зданию примыкали построенные ранее дома: «Депо карт Главного штаба» (1805—1806 гг., арх. Л. Руска), Вольное Экономическое общество (1768—1775 гг., арх. Ж. Б. Валлен-Деламот). В 1845—1846 годы архитектор И. Д. Черник перестраивает эти отданные Главному штабу здания, решая фасады в общих формах с россиевскими фасадами5.

Одной из архитектурных доминант здания является купол над западным крылом здания. Выполненный из металла и стекла по проекту инженера Г. Г. Кривошеина в 1902—1905 годах, он обеспечивал дневной свет расположенной под ним библиотеке. Ранее на месте купола-фонаря располагался низкий каменный купол, возведённый по проекту К. И. Росси при строительстве здания. Помещения Военно-исторической библиотеки ГШ России и старый купол капитально реставрировались в 1890—1892 гг., однако пожар 1900 года, уничтоживший 12 тысяч книг и интерьеры библиотеки, потребовал нового ремонта6.

После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. В 1918 году Арку Генерального штаба переименовали в «Арку Красной армии»7. Историческое название возвращено в 1944 году.

В настоящее время западная часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу2008 году был проведён тендер на реконструкцию восточного крыла здания Главного штаба. Его выиграл консорциум компаний «Интарсия» и «Возрождение». Международный банк реконструкции и развития утвердил решение тендерной комиссии и стоимость работ 4 418 414 868 рублей8

Арка Главного штаба
Арка Главного штаба

Архитектура

Архитектор К. И. Росси в сравнении со своими предшественниками, архитекторами русского классицизма конца XVIII — начала XIX века, проявил себя художником необычайного размаха и смелого пространственного мышления. «В отличие от многих русских и европейских современников, Росси во всех крупных городских ансамблях стремился к объединению различных по функциям и планам зданий в единый фасад, создавая тем самым эффект цельной „скульптуры“, обозреваемой как бы „изнутри“. Ансамбли Росси воспринимаются как гигантские интерьеры под открытым небом»9.

Эта «интерьерная» особенность архитектуры Росси объясняет, в частности, лёгкость и естественность поглощения ею других не менее замечательных зданий, возведённых в разное время. Такой поглощающей способностью обладает «интерьер» Дворцовой пощади в центре Санкт-Петербурга, сложившийся благодаря работе К. И. Росси.

В ходе последовательно разрабатываемых вариантов проекта 1820—1828 годов Росси создал уникальную композицию, замыкающую полукружием из двух симметричных корпусов Министерства иностранных дел и Генерального штаба с Триумфальной аркой между ними южную сторону Дворцовой площади. Изгиб Большой Морской улицы (в то время участок от Арки Главного штаба до Невского проспекта называли Луговой, или Малой Миллионной, улицей) переориентированной от Невского проспекта на центр Дворцовой площади, архитектор остроумно скрыл системой двойной арки (с одной поворотной, их высота и ширина равны: 28 м), а неодинаковую протяженность парадных фасадов сделал незаметной с помощью симметрично расположенных колонных портиков. Протяжённость фасадов, включая боковой по набережной реки Мойки составляет 580 метров10.

Мотив трофея в нише арки
Мотив трофея в нише арки
Часы Менделеева
Часы Менделеева

В результате Зимний дворец, построенный Растрелли почти на столетие ранее, оказался включенным в россиевский ансамбль не потому, что это здание слабее в художественном отношении, а потому, что более широкие композиционные идеи неизбежно поглощают отдельные, даже выдающиеся произведения. Александровская колонна в центре площади, созданная по проекту О. Монферрана через четыре года после возведения арки Главного штаба, стала заключительным аккордом в композиции, созданной Росси.

Одним из достижений русской инженерно-строительной школы первой трети XIX века является использование в интерьерах здания чугунных конструкций (в целях пожарной безопасности). По рисункам Росси на Александровском чугунолитейном заводе были изготовлены несущие конструкции, стропила, колонны и элементы обходных галерей, шкафы библиотеки11. И в других постройках Росси также применял чугунные конструкции.

Арка Главного штаба

Арка Главного штаба представляет собой не просто проездную, а триумфальную арку — монумент, посвящённый победе России в Отечественной войне1812 года. Композиция из двух арок восходит к древнегреческим дипилонским (двойным) воротам — фортификационному сооружению, своеобразной ловушке: если враг брал приступом первые ворота, то оказывался в западне — узком коридоре между первыми и вторыми воротами. Римляне строили тетрапилоны — сооружения на перекрестках дорог, имеющие арочные проезды на четыре стороны. В Риме, на Бычьем Форуме, сохранилась четырёхпролетная Арка Януса, посвященная «божеству входов и выходов», покровителю путников и дорог (IV в.). Именно такая арка изображена на одной из декораций Дж. Валериани к постановке оперы «Селевк» (1744), которая, в свою очередь, послужила мотивом для картины А. И. Бельского «Архитектурный вид» (1789). Картину мог видеть К. И. Росси, который, безусловно, хорошо знал античную архитектуру. Таким образом, арка Главного штаба является результатом свободной интерпретации конкретного типологического мотива античной архитектуры12.

Главной темой всего ансамбля стал триумф России в Отечественной войне. Эту тему Росси раскрыл с помощью скульптурного убранства — скульпторов русского классицизма С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, работавших по рисункам Росси.

В первом проекте 1819—1820 годов Росси предложил строгое, лаконичное решение, соответствующее эстетике раннего александровского классицизма: щит с гербом Российской империи, две женские фигуры щитодержателей и знамёна на аттике арки. Новый император Николай I (с 1825 года) пожелал видеть нечто более пышное и торжественное. Следующий проект был утвержден 18 марта 1827 года. Статичную геральдическую композицию заменила скульптурная группа: колесница богини Виктория, держащая в одной руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом. Колесница из выколотной меди на чугунном каркасе запряжена шестёркой лошадей, крайних ведут под уздцы римские воины (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Другие статуи: молодого и старого воинов, расположенные ниже, вначале предусматривавшиеся в нишах, Росси вывел из плоскости стены и установил на постаментах. В результате композиция обрела бóльшую скульптурность, что способствует ее лучшей зрительной связи с декором растреллиевского здания Зимнего дворца.

Интрадосы (внутренние поверхности) арок декорированы барельефами с древнеримскими (ампирными) мотивами воинских трофеев. Помимо естественного для искусства классицизма и ампира обращения к композиции древнеримской триумфальной арки Росси использовал рисунки из коллекции Ш.-Л. Клериссо, сделанные непосредственно в Риме. Коллекцию ранее, в 1780 году, приобрела императрица Екатерина II. Росси специально изучал собрание рисунков Клериссо в Императорском Эрмитаже.

В первой половине XIX века все здания, спроектированные и построенные К. И. Росси, были окрашены в серый и белый цвета. Колесница Виктории была позолочена. Ныне существующая жёлто-белая окраска следует канону, введённому императором Александром II, утвердившему «гербовые цвета» для всех эмблем и флагов: чёрный, жёлтый и белый: как на императорском штандарте: чёрный орел на желтом фоне. В указе 1865 г. эти цвета названы «государственными»13.

Наиболее выразительна композиция, созданная Росси, со стороны Дворцовой площади. С высоты 36 м, на вершине арки парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Вся композиция выражает идею воинской славы. Триумфальная арка главного штаба была торжественно открыта 24 октября 1828 года. Это событие было приурочено к возвращению в столицу гвардии, воевавшей на южных рубежах России с Османской империей.

Продолжение оформления площади

Основная статья: Александровская колонна

После воплощения монументальной идеи постройки здания главного штаба, корпуса которого были соединены триумфальной аркой, К. Росси выдвинул идею завершения архитектурной композиции — продолжить тему победы в Отечественной войне 1812 года постройкой памятника в середине Дворцовой площади. Ему удалось убедить императора Николая I отказаться от идеи установки памятника Петру I.

Дальнейшей разработкой проекта занимался французский архитектор Огюст Монферран.

Хронология событий

  • 16 марта1819 года — Александр I издаёт указ о реконструкции площади перед Зимним дворцом. Разработка планов и чертежей поручается архитектору К. И. Росси.
  • 15 марта1820 года — Создан комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам».
  • 12 июня1820 года— Официальная закладка здания Главного штаба.
  • 1823 год — Завершение строительства западного крыла.
  • 1825 год — Завершение основных строительных работ по восточному крылу.
  • 1826 год — Завершение строительства арки.
  • 1827 — 1828 годы — Выполнение скульптурного декора.
  • 28 октября1828 года — Торжественное открытие арки.
  • 1830 год — Завершение всех строительных и отделочных работ.
  • 1890 — 1892 годы — Реконструкция круглого зала библиотеки
  • 1902 — 1905 годы — Установка стеклянного купола
  • 1917 — 1918 годы — Закрыты церковь при министерстве иностранных дел и Георгиевская церковь при Главном штабе
  • 1943 год — нанесение надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» в период Блокады Ленинграда.
  • 8 июля1945 года — Через арку Главного штаба торжественно прошли победители Великой Отечественной войны — солдаты и офицеры Ленинградского Гвардейского корпуса.
Арка Главного штаба со стороны Невского проспекта
Арка Главного штаба со стороны Невского проспекта
  • 1993 год — Восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.
  • 2001 год — Пожар на Триумфальной колеснице вследствие попадания петарды во время празднования Нового Года.

Восточное крыло — выставочный комплекс Государственного Эрмитажа

В 2013 году завершилась полная реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба, в котором разместились коллекции Государственного Эрмитажа. Автор проекта — «Студия-44» Н. Явейна. Начиная с 1993 года, там располагались экспозиции: «Французское искусство XX века», «Под знаком орла. Искусство ампира», «Искусство модерна» и Музей гвардии. С 2007 года проходили выставки Проекта «Эрмитаж 20/21» — «Америка сегодня» и другие. 17 декабря 2011 года в здании открылась выставка «Древности Геркуланума» — первая крупная выставка в отреставрированных помещениях Главного штаба14. С 16 по 19 мая 2012 года в Восточном крыле здания Главного штаба проходил второй Петербургский международный юридический форум15.

28 июня 2014 года Главный Штаб был полностью открыт для публики показом широкомасштабной выставки «Манифеста 10». К открытию выставки сюда была перенесена постоянная экспозиция Матисса, включая «Танец» и «Музыку», «Композиция #6» Кандинского и «Чёрный квадрат» Малевича, открыты постоянные комнаты Кабакова и Пригова.

На первом этаже находятся служебные помещения, входная зона для посетителей, магазины, гардеробы, лекторий.

На втором этаже создана экспозиция, посвящённая Министерству финансов Российской империи, а также находятся залы искусства народов Африки; во внутреннем дворе выставлена скульптура XX века.

На третьем этаже выставляется европейская живопись XIX века, создан Музей гвардии, экспонируются коллекции Министерства иностранных дел Российской империи и собрание Фаберже, а также расположены парадные залы министерств.

На четвёртом этаже находятся постоянные экспозиции посвящённые импрессионистам и постимпрессионистам, художникам группы Наби, художникам Барбизонской школы и Парижского салона а также мировой живописи XX века (включая персональные залы Моне, Ренуара, Ван Гога, Гогена, Родена, Матисса, Пикассо, Кандинского, Рокуэлла Кента и многих других).

В филателии

  • Арка Главного Штаба изображена на почтовой марке СССР 1966 года.

Примечания

  1. Здание главного Штаба ВС Российской империи: настоящее и будущее на официальном сайте Эрмитажа
  2. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: КГИОП-Стройиздат, 1972. — С. 65
  3. Тарановская М. З. Карл Росси: Архитектор. Градостроитель. Художник. — Л.: Стройиздат, 1980. — С. 73
  4. ЦГИА, ф. 468. Оп. 35, д. 101
  5. Федина А. И.Черноморские казаки на Невском проспекте // История Петербурга. — 2003. — № 3 (13). — С. 81—82.
  6. Чернега А.В.Здание Главного штаба(недоступная ссылка). Прогулки по Санкт-Петербургу. walkspb.ru. Дата обращения: 7 марта 2018.Архивировано 8 марта 2018 года.
  7. Весь Петроград, 1922. Список переименованных улиц. — стлб. 747—748.
  8. Деловой Петербург со ссылкой на «Фонтанка.ру» и Фонд инвестиционных строительных проектов.Названы победители тендера на реконструкцию Главного штаба // Деловой ПетербургISSN1606-1829 (Online). — 16:33 30 мая 2008 года.(недоступная ссылка)
  9. Гликин А. А. Классический Петербург и творчество Карло Росси в контексте современного традиционализма: Дисс… канд. филос. наук. — СПб., 2010. — С.70
  10. Здание Главного Штаба. Историческая статья(недоступная ссылка). Дата обращения: 2 мая 2007.Архивировано 11 октября 2006 года.
  11. Тарановская М. З. Карл Росси: Архитектор. Градостроитель. Художник. — Л.: Стройиздат, 1980. — С. 74
  12. Власов В. Г.. Экфразы в архитектуре // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2020. — № 1 (69). URL http://archvuz.ru/2020_1/1/
  13. ЦГИА, фонд 468. Оп. 34, д. 98
  14. «Древности Геркуланума» — первая крупная выставка, открытая в отреставрированных помещениях Главного штаба. Архивировано 4 января 2013 года.
  15. Подписание Соглашения о партнерстве между Министерством юстиции Российской Федерации и Государственным Эрмитажем. Архивировано 7 июля 2012 года.