Главный фасад здания, июнь 2017 года

Здание биржи (Санкт-Петербург)

Зда́ние Би́ржи — центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось для других нужд. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея (до переезда в Крюковские казармы). В 2014 году здание передано Эрмитажу1.

История

Дж. А. Аткинсон. Недостроенная биржа Кваренги. Лист 4 из "Панорамного вида стрелки Васильевского острова в С.-Петербурге. 1802—1805. Раскрашенная гравюра
Дж. А. Аткинсон. Недостроенная биржа Кваренги. Лист 4 из "Панорамного вида стрелки Васильевского острова в С.-Петербурге. 1802—1805. Раскрашенная гравюра
Ф. Я. Алексеев Вид на биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. 1810
Ф. Я. Алексеев Вид на биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. 1810
Панорама Стрелки Васильевского острова
Панорама Стрелки Васильевского острова

Решение о благоустройстве незастроенного пространства на стрелке Васильевского острова было принято комитетом городских строений в виде плана, утверждённого в 1767 году. Пустующую территорию следовало оформить в подковообразную площадь, что и было сделано. За шесть лет с 1783 по 1789 годы по проекту Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы было построено главное здание Академии наук, а также вогнутая часть северного пакгауза (17951797). Таким образом были построены здания слева и справа от места будущей биржи.

Кваренги был разработан проект Санкт-Петербургской биржи, строительство началось в 1783 году. Но в 1787 году строительство было приостановлено, поскольку камерное здание в палладианском стиле, развёрнутое по направлению к Зимнему дворцу, не отвечало актуальным задачам александровской эпохи начала XIX века по созданию больших архитектурных ансамблей центра российской столицы.Разработка нового проекта была поручена архитектору Тома де Томону.

В 18051810 годах архитектор Тома де Томон построил на пустой площади между этими строениями здание новой биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Но постройка не была закончена из-за войны с Наполеоном. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны, наподобие древнеримских, с аллегорическими скульптурами у подножий, по традиционной, но спорной атрибуции олицетворяющих великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов2.

Позднее, в 18261832 годах, архитектором И. Ф. Лукини были построены здания южного и северного пакгаузов и таможни, которые завершили архитектурный ансамбль площади.

Композиция архитектурного ансамбля

В начале XIX века в петербургской архитектуре рождались самые важные градостроительные идеи. «То, с чем в предыдущее столетие не смог справиться Джакомо Кваренги — организация архитектурного пространства стрелки Васильевского острова, спустя двадцатилетие блестяще осуществил Тома де Томон. Это произошло не потому, что Кваренги как архитектор слабее Томона (скорее наоборот), а потому, что в границах екатерининского классицизма второй половины XVIII века невозможно было разрешить широкие пространственные задачи. Кваренги весьма наивно (с градостроительной точки зрения) развернул здание Биржи фасадом на Зимний дворец и не учел при этом характер пейзажа — необычайную ширь Невы в том месте, где она разливается на два рукава между Петропавловской крепостью, Зимним дворцом и стрелкой Васильевского острова… Главной площадью и центром города в пространственном смысле является сама река и небо над ней, а золочёный шпиц Петропавловского собора и здание Зимнего дворца являются кулисами, они обрамляют эту естественную площадь. Кваренги этого не увидел, здесь требовалась не скромная палладианская вилла, а мощный архитектурный ансамбль»3.

Жан-Франсуа Тома де Томон привёз с собой из Парижа разные проекты и чертежи Королевской Академии архитектуры и на первых порах беззастенчиво выдавал чужие работы за свои. Многие историки архитектуры предпочитают не замечать этот факт, но И. Э. Грабарь, рассматривая гравированные проекты Томона в собственной коллекции, обнаружил подчистки дат и имён авторов4. Для здания Биржи на Васильевском острове Томон также вначале использовал проект Пьера Бернара, получивший «Гран При» Королевской Академии архитектуры в Париже. Однако сила невского пейзажа оказалась столь велика, что факт плагиата не имел принципиального значения. В пяти проектных вариантах, постепенно, шаг за шагом, Тома де Томон создавал истинно оригинальное произведение и в результате, также по определению И. Э. Грабаря, «превзошел сам себя». В 1803 году на рассмотрении Совета профессоров после «некоторых придирчивых замечаний» проект признали «отличным, так как большое мастерство было налицо»5.

В пояснении к последнему проекту Биржи (1804) архитектор писал, что здание окружено «44 дорическими колоннами Пестум» (10 по главным фасадам и 14 по боковым). Высота колонн — 11,35 м (высота колонн храма Посейдона в Пестуме равна 9 м, Парфенона Афинского Акрополя и храма Зевса в Олимпии 10,43 м). Однако в древнегреческом периптере колоннада, отступая от стен наоса, поддерживает кровлю. В здании Биржи использован иной композиционный приём колоннады, свободно опоясывающей объем здания и «распространяющейся в окружающий пейзаж». Колонны расставлены столь мощно и широко, что в интерколумниях (расстояния между осями колонн) пришлось разместить не один, а два триглифа фриза. Новаторский прием опоясывания внешней колоннадой объёма здания известен лишь по одному из проектов Клода-Николя Леду, выдающегося представителя школы парижских мегаломанов2.

Пространственный размах петербургской композиции усилен ростральными колоннами, по образцу древнеримских, но небывалой высоты (31,71 м), и гранитными спусками к воде. Колонны должны были служить маяками. Эклектичность композиции — соединение древнегреческого периптера и древнеримских ростральных колонн — незаметна.

Идея морского могущества России выражена аллегорическими скульптурами у подножия колонн. Две мужские и две женские фигуры, согласно распространённой гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции»6. Статуи были выполнены по моделям фламандского скульптора Жозефа Камберлена и француза Жака Тибо. Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сделаны Тибо. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк.

Внутри каждой колонны имеется винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником. В чашу до 1896 года заливали конопляное масло, дающее огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Позднее этот способ освещения применяли редко «по причине великого расхода»6. В 1957 году к светильникам подвели газ и теперь, в наши дни, их зажигают только по особо торжественным случаям.

Скульптурные группы в аттиках, имеющие прототипы в классическом западноевропейском, в частности итальянском, искусстве, созданы Камберленом. Этот скульптор, родом из Антверпена, вначале работал в Париже, с 1806 г.— в Петербурге, возможно, по приглашению Тома де Томона. Его произведения отличаются мощью, экспрессивностью и подлинной монументальностью.В планировке стрелки Васильевского острова принимал участие А. Д. Захаров.

По мнениям историков XIX века, для оформления интерьера здания из Италии был вызван В. И. Демут-Малиновский.7

В 19131914 годах в главном зале биржи был сооружён железобетонный свод по проекту архитекторов М. М. Перетятковича и Ф. И. Лидваля.

Современность

С 19391941 годов в здании располагается Центральный военно-морской музей2000-е годы городское правительство планировало выселить музей и передать здание товарно-сырьевой бирже.

Комитет государственного контроля, использования и охраны памятников (КГИОП) летом 2007 года начал решать вопрос о переносе центрального военно-морского музея в здание Крюковских (Морских) казарм (переезд осуществлен в 2010 году).

В декабре 2013 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко принял решение о том, что Биржа будет передана Государственному Эрмитажу для создания музея Русской гвардии и геральдики8.

В культуре

Здание биржи изображено на 50-рублёвой российской банкноте.

Примечания

  1. Эрмитаж возобновляет реставрацию здания Биржи. Журнал «The Art Newspaper» (18 июня 2020). Дата обращения: 10 августа 2020.
  2. Власов В. Г.. Греко-италийские источники архитектуры романтического классицизма рубежа XVIII—XIX веков // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 193
  3. Власов В. Г.. Греко-италийские источники архитектуры романтического классицизма рубежа XVIII—XIX веков // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 191—192
  4. Грабарь о русской архитектуре. — М.: Наука, 1969. — С. 298—309, 305 (Примечания)
  5. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 326
  6. Ростральные колонны — символ морских побед // Журнал «Наука и жизнь» № 2, 2000 год
  7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, текст на rulex.ru
  8. Здание биржи в историческом центре Петербурга передадут Эрмитажу