Moscow Red Gate Building asv2019-06

Высотное здание на площади Красных Ворот

Администрати́вно-жило́е зда́ние на пло́щади Кра́сных Воро́т — одна из семи реализованных сталинских высоток. Построена в Москве в 19471953 годах1 по проекту архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева и конструктора Виктора Абрамова. Центральный корпус предназначался для размещения правительственных учреждений, а в боковых были устроены 276 квартир: от двух- до пятикомнатных2, причём в пятикомнатных рядом с кухнями существовали небольшие комнатки «для домработницы»3. Особенностью высотки стало размещение в ней наземного вестибюля станции метро4.

По данным 2010-х годов, офисы в центральном корпусе занимали административные и профсоюзные организации, корпорации, банк5. На 2015 год в доме проживала внучка архитектора Наталья Душкина. Периодически она проводила экскурсии по высотке6.

Строительство

Идея создания

Красные Ворота и церковь Трёх Святителей. 1915 год
Красные Ворота и церковь Трёх Святителей. 1915 год
Мемориальная доска Михаилу Лермонтову, установленная на высотном здании
Мемориальная доска Михаилу Лермонтову, установленная на высотном здании

Отечественные архитекторы начали активно обсуждать возможность создания небоскрёбов в Москве после Революции 1917 года. В проекте реконструкции столицы 1935 года советская власть официально утвердила строительство Дворца Советов и нескольких 20-этажных небоскрёбов. Подготовительные работы велись медленно, а c началом Великой Отечественной войны были заморожены7.

После войны советское правительство вернулось к идее строительства московских небоскрёбов. 13 января 1947 года Секретарь ЦК ВКП(б)Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В документе были приблизительно указаны территории для возведения высоток. Согласно Постановлению, «у Красных ворот на свободном участке министерства путей сообщения» планировалось построить 16-этажное жилое здание. Строительство объекта осуществляло МПС, непосредственным куратором был назначен министр Иван Ковалёв8.

Для здания Министерства путей сообщения выбрали территорию на Лермонтовской площади, где до 1927 года существовали Красные Ворота — триумфальная арка, возведённая в честь победы Русской армии в Полтавской битве. Её демонтировали, оправдывая необходимостью расширить проезжую часть9. В 1928 году столичные власти разобрали стоявший поблизости храм Трёх Святителей, в котором крестили Михаила Лермонтова. Уничтожение церкви являлось частью атеистической доктрины советского правительства10. В конце 1930-х был разрушен дом, в котором в 1814 году родился Лермонтов, при этом площадь Красные Ворота с 1941 года носила имя поэта. В 1964 году на небоскрёбе была установлена мемориальная доска, упоминающая о некогда существовавшем на этом месте здании11.

Торжественная закладка московских небоскрёбов произошла 7 сентября 1947 года в 13:00 одновременно на всех восьми строительных площадках. Выбор даты не был случайным: в Москве проходили праздничные мероприятия, посвящённые 800-летию Москвы12. Примечательно, что на тот момент ещё не существовало проектов будущих зданий7. Спешка объясняется личной заинтересованностью Сталина, который масштабным строительством пытался продемонстрировать величие Страны Советов12. Ему приписывают слова: «Ездят у нас в Америку, потом приезжают и ахают — ах, какие же огромные дома! Пускай теперь ездят в Москву, видят, какие у нас дома, пусть ахают». Сталин регулярно интересовался ходом строительных работ и вносил коррективы в проекты13.

Начало работ

Главный архитектор МосквыДмитрий Чечулин в своих мемуарах написал, что первый проект здания у Красных Ворот Алексей Душкин выполнил самостоятельно. Однако предложенный проект был отправлен на доработку. В помощь Душкину назначили соавтора — молодого мастера Бориса Мезенцева, для которого работа над высоткой стала первой, выполненной в столице7. Их совместная работа получила одобрение, и в 1949 году оба архитектора получили Сталинские премии второй степени14.

Существовало, по меньшей мере, три обстоятельства, осложнявших строительство в Москве высотных зданий. Во-первых, из-за слабых московских грунтов (супесей, суглинков, песков) для небоскрёбов требовались надёжные и дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, отечественные специалисты, кроме нескольких архитекторов, не имели соответствующего опыта. В-третьих, в СССР отсутствовала необходимая техническая база. Осознавая важность задачи, специалисты всех уровней достаточно быстро нашли решения и приобрели знания. ПрофессорыНиколай Герсеванов, Николай Цытович и Дмитрий Польшин сформулировали теорию «коробчатого фундамента», который в большинстве случаев позволял возводить здание без гигантских железобетонных массивов и осадочных швов15.

До 1940-х советские строители возводили малоэтажные здания преимущественно из кирпича. Это позволяло сокращать производственные затраты. Например, почти все работы были под силу человеку, поэтому можно было сэкономить на разработке и производстве дорогого оборудования. Даже в Москве в 1946-ом в распоряжении строительных коллективов имелось только 26 подъёмных кранов, 55 экскаваторов и 40 самосвалов. Принимая во внимание существующие ресурсы, председатель московского исполкомаГеоргий Попов в 1946 году предложил ограничиться в будущем возведением двух- и пятиэтажных зданий16.

Для реализации масштабного проекта требовались новые материалы и мощное оборудование. Высотки предполагалось построить из монолитного железобетона с использованием готовых плит, для чего в Люберцах и Кучине были заложены специальные заводы. Конструкторы П. П. Велихов, И. Б. Гитман и Л. Н. Щипакин разработали новые башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Ключевой особенностью механизма являлась способность поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста здания17. Использование металлического каркаса здания предполагало также разработку новых стеновых материалов: «многодырчатых» кирпичей и пустотелых керамических камней. Для производства этих материалов было создано предприятие в селе Кудиново18.

Вестибюль метрополитена

Отличительной чертой высотного здания на площади Красных Ворот стало размещение на первом этаже наземного вестибюля станции метро «Красные Ворота». На момент постройки архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках4.

Сложность в осуществлении этого проекта заключалась в характере местных грунтов. На глубине 16 метров ниже подошвы фундамента следовало построить поворотный вестибюль. На этом уровне оказались водонасыщенные плывунные грунты. Обычная практика в решении подобных задач заключалась в том, чтобы сначала выполнить все подземные работы, а затем заниматься строительством здания. На это ушло бы дополнительно 1,5 года, но советское руководство торопило работников, поэтому создание эскалаторных ходов и фундамента высотки осуществлялось параллельно7.

Из-за того, что возводить фундамент приходилось в непосредственной близости к 24-метровому котловану, вырытому над местом будущего вестибюля, специалистам потребовалось провести дополнительные работы по укреплению территории стройплощадки. Группа инженеров из Метростроя под руководством Якова Дормана предложила и успешно осуществила идею заморозки плывучих грунтов вокруг котлована. Мастерами были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам, объединённым в два контура, пустили рассол хлористого кальция при температуре −20 °C. На протяжении весны 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта7.

Искусственная заморозка вызвала пучение грунта. Инженеры знали о подобной особенности, поэтому возводили здание с наклоном от вертикальной оси. Конструктор Виктор Абрамов рассчитал, как сильно конструкция небоскрёба будет давить на разные грунты. Он предположил, что из-за заморозки уровень фундамента в одной части повысится на 50 мм, что впоследствии приведёт к отклонению здания от вертикальной оси на 16 см. Чтобы избежать таких последствий, инженер предложил колонны каркаса центрального корпуса устанавливать с заданным наклоном. В октябре 1950 года, когда замороженные грунты начали оттаивать, здание под собственным весом стало наклоняться и в итоге приняло правильную вертикальную позицию. В 1953 году правительственная комиссия проинспектировала сооружение и приняла в эксплуатацию административную часть корпуса7.

Особенности высотки

Оформление ворот. 2010 год
Оформление ворот. 2010 год
Деталь фасада. 2010 год
Деталь фасада. 2010 год

138-метровое здание состоит из центрального 24-этажного корпуса и двух боковых с переменной этажностью от 11 до 15. Внешние стены небоскрёба облицованы натуральным известняком, а первые этажи — красным гранитом6. Интерьеры здания скромнее, чем в других сталинских высотках. Например, в отделке парадного вестибюля использовалась нержавеющая сталь, а дорогие материалы или живописные панно отсутствуют3.

В центральном корпусе со стороны двора был устроен зал собраний (на первом этаже) и выставочный зал (на цокольном)19. По периметру подвала был создан тоннель с въездом со стороны Комсомольской площади. Он предназначался для грузового автотранспорта, обслуживающего службы здания2. Первоначально здание строилось для нужд Министерства путей сообщения. Однако к 1951 году, когда работы завершились, существовало новое союзное ведомство — Минтрансстрой, которое и получило офисы в центральном корпусе высотки3.

Во всех квартирах на кухнях были установлены холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов. Также на кухнях был предусмотрен доступ к мусоропроводу. Помимо традиционной системы вентиляции, в доме функционировало централизованное кондиционирование. Для этого воздух с улицы фильтровался, проходил через систему увлажнения, после чего его температура достигала +15 °C. Затем в зависимости от сезона воздух нагревался до нужной отметки. Все высотные здания оснащались централизованной системой пылеудаления, которая представляла собой систему щёток и шлангов, расположенных в каждой квартире, систему трубопроводов, проходящих вдоль здания, и пылесосных станций, установленных в цокольных этажах. Собранная пыль отфильтровывалась и сбрасывалась в канализацию, а очищенный воздух из системы попадал на улицу. Для обеспечения отопления небоскрёба в подвальных помещениях были установлены бойлеры20.

Известные жители

  • Актёр Борис Чирков жил с 1952 по 1982 год21
  • Хирург Сергей Юдин21
  • Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов21
  • Кинооператор Анатолий Головня21
  • Министр транспортного строительства СССР Евгений Кожевников жил с 1954 по 1975 год21
  • Министр транспортного строительства СССР Иван Соснов жил с 1954 по 1985 год21

Примечания

  1. "Вечерняя Москва", № 260(8774), 1 ноября 1952 г.
  2. , с. 78.
  3. Наталья Давыдова.Высотка без отклонений. Известия (4 июля 2008). Дата обращения 20 мая 2018.
  4. , с. 69.
  5. Сталинская высотка на площади Красных ворот. Куда сходить в Москве (2017). Дата обращения 20 мая 2018.
  6. Юля Ельцова.Я живу в высотке на «Красных Воротах». Куда сходить в Москве (3 декабря 2015). Дата обращения 20 мая 2018.
  7. .
  8. Светлаков Лев.Тайны сталинских высоток. Журнал «Самиздат» (14 сентября 2016). Дата обращения 20 мая 2018.
  9. Мезенцева Юлия.Площадь Красные Ворота. Узнай Москву (2017). Дата обращения 20 мая 2018.
  10. Москва. Церковь Трех Святителей Великих у Красных ворот. Соборы.Ру (2017). Дата обращения 20 мая 2018.
  11. Михайлов Константин.Две доски вместо дома. Коммерсантъ (13 октября 2014). Дата обращения 20 мая 2018.
  12. , с. 170.
  13. , с. 165.
  14. , с. 292.
  15. , с. 19—20.
  16. , с. 18—19.
  17. , с. 151—152.
  18. , с. 20.
  19. , с. 69,72.
  20. , с. 187—193.
  21. Административно-жилое здание возле «Красных ворот». Северная Линия (7 сентября 2015). Дата обращения 20 мая 2018.