Высоковский Успенский монастырь

Высоковский Успенский монастырь

Высо́ковский Успе́нский монасты́рь (Высо́ко-Успе́нская пу́стынь) — мужской монастырь Городецкой епархииРусской православной церкви, расположенный в двух километрах от села Высоково Ковернинского района, в 160 км от Нижнего Новгорода1. Основан в 1784 году как старообрядческийскит, с 1801 года — единоверческий скит, а с 1920 года — штатный монастырь. В 1929 году был закрыт, а в 1996 году — возрождён.

Высоковский Успенский монастырь является одним из немногочисленных сохранившихся монастырских комплексов с архитектурным ансамблем периода классицизма. Каменные постройки монастыря возведены в начале XIX века почти одновременно, что обеспечило единство и целостность крупного архитектурного ансамбля.

История

Архимандрит Герасим, основатель Высоковского Успенского мужского монастыря
Архимандрит Герасим, основатель Высоковского Успенского мужского монастыря

Казак Екатеринославского Донского казачьего войска Григорий Иванов в возрасте 38 лет ушёл в старообрядческий Комаровский скит, где он принял иноческий постриг с именем Герасим и прожил 10 лет2. В 1784 году он вместе с иноком Паисием, удалился в более уединённое место в «Рымовских» лесах Макарьевского уезда Костромской губернии к двум инокам, жившим на высоком правом берегу лесной речки Утруса. Новое поселение стало именоваться Высоковский скит по названию ближайшей деревни Высоково.2

Сюда стали приходить и прятаться все новые беглые иноки и беглые священнослужители. Было получено разрешение светских властей на строительство деревянного молитвенного дома. К 1800 году здесь уже насчитывалось до 50 обитателей.

Монастырские летописи хранят признание инока Герасима, согласно которому2 он 15 лет хранил «спокойствие совести», но затем он стал сомневаться в выбранном пути. Герасим решил «понудить себя на молитву ко Господу Богу». Совершая при особом воздержании молитвенные подвиги, Герасим получил от Бога внушение самому изучить старопечатные книги, Священное Писание и учения Святых Отцов об архиерействе и священстве.

Герасим убедил других иноков последовать его примеру. 8 октября 1801 года был составлен письменный «приговор» 22 насельников и обращение с прошением в Святейший Синод2.

В качестве просителей перед церковными властями из скита с соответствующей доверенностью были отправлены двое иноков: Дионисий (в миру московский купец второй гильдии Дмитрий Андреевич Рахманов) и инок Паисий (московский мещанин Петр Тимофеев), которые, очевидно, на тот момент имели паспорта, были наиболее свободными в своих передвижениях и не преследовались как старообрядцы со стороны властей. В своем прошении о присоединении к единоверию обитатели Высоковского скита указали определённый условия, на которых они были бы согласны воссоединиться с официальной Церковью.

Первоначальные прошения оставались безрезультатными пока не направили прошения императору Александру I. Первое прошение было удовлетворено не полностью. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) дал официальное согласие и благословение на строительство иноком Герасимом с братией в Высоковском скиту первой деревянной церкви. Но министр внутренних дел граф Виктор Кочубей официально отказал в просимой для строительства монастыря земле, объявив желание властей, чтобы иноки спокойно оставались существовать в своем Высоковском скиту, где они и живут.

Получив данные постановления властей, 4 ноября 1803 года инок Паисий с благословения настоятеля вновь обращается в Святейший Синод с очередным прошением «дозволить братии имеющуюся в скиту часовню перестроить и освятить как храм во имя Успения Божией Матери, с наименованием в дальнейшем Высоковский скит монастырём, и настоятеля инока Герасима рукоположить во священника».

Для исполнения вышеназванного повеления в Высоковский скит были командированы Макарьевского Унженского монастыря игумен Иринах и исправник костромского земского суда некий И. В. Минин. После освидетельствования существующей ситуации на месте они признали возможным скитскую часовню перестроить в церковь, а у обывателей скита, составляющих братство иноков и послушников, все имеющиеся документы и паспорта нашли действительными и не подлежащими сомнению.

10 августа 1804 года в Святейшем Синоде был подписан Высочайший Указ, разрешающий насельникам Высоковского скита имеющуюся часовню перестроить в церковь и освятить. На тот период времени в Высоковском скиту проживало порядка 18 иноков и 168 послушников из крестьян.

7 июня 1807 года указом Костромской Духовной Консистории было дано благословение церковь освятить. Перед освящением храма над каждым из иноков, присоединяющихся из раскола в единоверие, была прочтена соответствующая разрешительная молитва.

13 августа 1807 года состоялось освящение первого деревянного храма, перед освящением над каждым переходящим в единоверие иноком была прочтена разрешительная молитва.2 В течение 12 лет более 500 проживающих в округе раскольников присоединилось к единоверческой церкви, став прихожанами Успенской церкви.2

13 июля 1820 года Александр I переименовал Высоковский скит в «общежительную для монашествующих пустынь», с названием Высоковской Успенской.2, при этом Высоковский Успенский монастырь становился штатным третьеклассным общежительным монастырём.

Обер-прокурор князь Голицын всячески покровительствовал новому монастырю и оказывал различную помощь и содействие в решении проблем новой обители. Так, благодаря содействию обер-прокурора, 14 июля 1823 года строитель иеромонах Герасим во время своего пребывания в Петербурге был удостоен личной встречи в кабинете Зимнего дворца с императором Александром I. Во время беседы с ним основатель монастыря обратился к нему с ходатайством о помощи в строительстве единоверческой обители. Его Величество «соизволил пожаловать на сооружение в Высоковской, пустыни каменной церкви святителя Николая пять тысяч рублей денег государственными ассигнациями».

В скором времени 6 января 1825 года Преосвященным епископом Самуилом строитель иеромонах Герасим «за хорошее и ревностное управление Высоковской пустынью» был возведён в сан игумена. И в этом же году 29 июня настоятель игумен Герасим «в вознаграждение трудов его в обращении раскольников к православной Греко-Российской Церкви на правах единоверия» в костромской Петропавловской церкви епископом Самуилом был возведен в сан архимандрита.

Впоследствии построенная на эти средства первая в монастыре каменная Никольская церковь была освящена в 1827 году.

Возле монастыря возникла деревня Выселок Успенский. На территории монастыря находились четыре церкви: Соборная Успенская (с одним престолом, построенная в 1834 году; во имя Святителя Николая (каменная, теплая, с одним престолом), построенная и освященная 1835 году; во имя святого мученика Георгия (деревянная, теплая, с одним престолом), построенная и освященная в 1834 году3. Особенность планировки заключается в размещении зданий на трех террасах.2

В 1910 году, по официальным данным, в Высоковском монастыре находилось: 3 иеромонаха, 1 иеродьякон, 4 монаха и 14 послушников. Очевидно, малочисленное количество насельников было связано с тем, что обитель эта являлась единоверческой и находилась вдали от крупных поселений.

В 1929 году монастырь был закрыт, по его территории проложена асфальтовая дорога, а на площади выстроены магазины.2 Монастырские здания были переданы колхозу: в Успенском соборе хранилось сено, в церкви Трех Святителей находились деревообрабатывающие мастерские, в настоятельском корпусе — колхозная контора и жилые квартиры.2 Рядом появилась небольшая деревня Выселки. После переезда колхоза бывшие монастырские здания остались заброшенными.

В 1979 году решением Горьковского облисполкома сохранившийся архитектурный ансамбль монастыря был взят под государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус памятника федерального значения.

Возрождение монастыря

Монастырь начал возрождаться в 1996 году4.

В 1999 году по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) сохранившиеся постройки Высоковского монастыря были переданы Церкви. 19—20 апреля 2000 года по представлению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая Священный Синод принял решение о возрождении монашеской жизни.1

После назначения в 2002 году настоятелем игумена Александра (Лукина), началось активное восстановление монастыря:за 2,5 года под его руководством все здания монастыря были покрыты кровлей, восстановлены купола и установлены кресты. В колокольне восстановлены лестничные марши, оборудован для летних служб храм Трех Святителей, под братский корпус отремонтирована бывшая монастырская больница.2 В 2005 году братский корпус являлся единственным жилым помещением, в нём размещалась храм-часовня в честь святителя Николая, в которой совершались зимние службы. Также в братском корпусе находились трапезная, котельная и склады.2

В 2005 году в обители проживало два человека: иеромонах Паисий и инок Андрей, а в Балахне находилось подворье с деревянным храмом-часовней.2 Бригадой строителей производилась реконструкция настоятельского корпуса, велись отделочные работы в колокольне и Никольской церкви.

Строения

В монастыре сохранились:2

  • пятиглавый Успенский собор с четырьмя античными портиками1 (1834),
  • Трехсвятительская церковь с трапезной (1835),
  • Никольский храм (1827),
  • корпуса настоятеля и келейный (1860—18701),
  • четырёхъярусная «падающая»5 колокольня высотой 75 м1, смотровая площадка — 60 м5 (1800—18301),
  • юго-западная башня ограды (1820—18301).

Наместники

  • Александр (Ионов) (по 28.12.20186)
  • Никон (Зозуля) (с 28.12.20186)

Примечания

  1. Подростки помогают восстанавливать монастырь, Нижегородская епархия, 20.6.2004.
  2. В Ковернинском районе восстанавливается Высоковский Успенский мужской монастырь, Нижегородская епархия, 2 сентября 2005 года
  3. Аветисян В. Б. «Родина Хохломы: Очерки истории Ковернинского края». 2000
  4. Действующие монастыриАрхивировано 22 марта 2007 года., Нижегородская епархия
  5. Святыни земли Нижегородской, Нижегородская епархия
  6. Журналы заседания Священного Синода от 28 декабря 2018 года. Журнал № 139. Русская православная церковь. Отдел внешних церковных связей (28.12.2018). Дата обращения 30 декабря 2018.