Железнодорожный вокзал ст. Вязьма

Вязьма (станция)

Вя́зьма — узловая железнодорожная станцияСмоленского направления Московской железной дороги в городе ВязьмаСмоленской области. Открыта в 1870 году. Здание железнодорожного вокзала является объектом культурного наследия народов РФ и охраняется государством5.

История

Железнодорожный вокзал станции Вязьма. Начало XX века. Почтовая открытка.
Железнодорожный вокзал станции Вязьма. Начало XX века. Почтовая открытка.

Концессия на строительство Московско-Смоленской железной дороги получила высочайшее одобрение и была утверждена Императором Александром II 15 декабря 1868 года. В правительстве и в предпринимательских кругах понимали важность и значение железной дороги, которая в будущем должна связать промышленный центр Российской империи с Западной Европой по кратчайшему пути через Можайск, Вязьму, Смоленск и Минск.

Учредителями паевого товарищества для возведения пути выступили «Рижский торговый дом А. Шепелер и К°» и «Банкирский дом братьев Зульцбах» во Франкфурте-на-Майне.

19 сентября 1870 года состоялось торжественное открытие однопутной Московско-Смоленской железной дороги нормальной колеи, а уже на следующий день открыт железнодорожный вокзал (на фото), грузовой двор и паровозный сарай. Через станцию Вязьма началось грузовое и пассажирское регулярное движение поездов.

В 1873 году станция перешла в ведение вновь учреждённого Общества Московско-Брестской железной дороги. В 1892 году дорога от Смоленска до Москвы стала двухпутной. В конце XIX века станция была расширена, появились новые пакгаузы, были построены боковые железнодорожные пути, угольный склад и водонапорная башня.

По данным инженера А. Тухина, станция Вязьма по состоянию на 1898 год являлась одним из 7-ми «обменных пунктов» с Николаевской и Сызрано-Вяземской железными дорогами.

В Первую мировую войну станция являлась важным стратегическим пунктом по приёму - отправке, пропуску воинских и санитарных эшелонов. С началом боевых действий Вязьма оказалась в центре беженского потока. Беженцы следовали через Смоленскую губернию в глубь страны. Эвакуация городов Царства Польского, Северо-Западного и Прибалтийского краёв заметным образом сказалась на увеличении пассажиропотока6. Отмечались многочисленные случаи заболеваний инфекционными болезнями. На средства и при содействии Татьянинского комитета, созданного по инициативе Великой княгини Татьяны Николаевны Романовой7 ищущим убежища и другим пассажирам, на станции оказывалась продовольственная и медицинская помощь. В здании вокзала было открыто «Особое Бюро», занимавшееся оформлением проездных документов и регистрацией беженцев а также врачебно-продовольственный пункт8.

В годы Великой Отечественной войны город и железнодорожный узел подвергались многочисленным бомбардировкам с воздуха и обстрелам артиллерии. Город начали регулярно бомбить уже в ночь на 30 июня 1941 года9 - в первые недели войны. 31 июля 1941 г фашистская авиация совершила первый массированный налет на железнодорожную станцию. Погибли сотни мирных жителей. В память об этом на здании железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска. В августе-сентябре 1941 года на станции были организованы и направлены в тыл врага партизанско-диверсионные отряды железнодорожников под командованием бывшего начальника Рославльского паровозного депо К. С. Заслонова и других командиров из числа сотрудников Вяземского отдела НКВД и городских парторганизаций10.

К моменту освобождения города от немецко-фашистских захватчиков железнодорожный вокзал был практически полностью разрушен, взорваны подъездные пути, путевое хозяйство было в ужасном состоянии. После войны было построено новое здание вокзала, отремонтировано железнодорожное полотно, служебные и технические постройки. Возобновлено регулярное пассажирское сообщение с Москвой, Калугой, Смоленском, Ржевом.

Краткая характеристика

По характеру основной работы является участковой, по объёму выполняемой работы отнесена к внеклассным, по схеме путевого развития — односторонняя. Входит в Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-6 Московской дирекции управления движением.

Является станцией стыка двух видов тока: с запада, со стороны Смоленска, главный ход электрифицирован напряжением 25 кВ, переменный ток; с востока, со стороны Москвы — 3 кВ, постоянный ток. С севера подходит однопутная неэлектрифицированная хордовая линия от Лихославля и Ржева, c юга — однопутные неэлектрифицированные линии на Калугу-1, Тулу, Ряжск-1 и Брянск (разветвляются на станции Вязьма-Брянская).

Мост к северу от станции обеспечивает возможность движения по широтному ходу Ржев — Сызрань-1 без пересечения маршрутов. Расположена в восточной части города.

Путевое хозяйство имеет пять парков различного предназначения:

На станции находится локомотивное депо (ТЧЭ-41). Используется подвижной состав: электровозы ВЛ80С, ЧС4Т, ВЛ10У, тепловозы 2М62У, ЧМЭ3. В депо есть поворотный круг, который ранее был необходим для оборота пароозов. От станции отходят подъездные пути в промзону на юге города, на восток от станции и на карьеры к югу от города.

На станции одна высокая боковая и две низких островных пассажирских платформы, соединённых пешеходным мостом. Не оборудована турникетами. Вокзал находится у первой, высокой платформы.

Пассажирское движение

На станции останавливаются все поезда дальнего следования, идущие по Смоленскому ходу. По состоянию на конец 2007 года таких было 17 пар. Время остановки для всех поездов — 23 минуты, большая продолжительность остановки связана со сменой локомотивов. Исключение составляют электропоезда «Ласточка» Москва — Смоленск (стоянка занимает 3 минуты), и скоростной поезд «Стриж» Москва — Берлин, который не останавливается на станции.

Станция является конечной для 2 пар пригородных поездов от/до Можайска и 3 пар от/до Бородино (состыкованы с пригородными поездами из/на Москву в Можайске/Бородино), 3 — на Смоленск, а также пригородных поездов на дизельной тяге: 2 — на Ржев, 1 — на Калугу и 2 — на Фаянсовую ежедневно. С лета 1994 по конец 2012 было несколько пар прямых пригородных электропоездов от Москвы, позже они были разделены по Можайску/Бородино/Гагарину из-за превышения лимита в 200 км для пригородных поездов.

Время движения на пригородном поезде от Белорусского вокзала 4 часа 15 минут, от Смоленска — 3 часа 15 минут. На скорых поездах время пути от Белорусского вокзала составляет от 2 часов 20 минут до 3 часов 30 минут, от Смоленска — от 1 часа 40 минут до 2 часов 50 минут.