Введенский собор Толгского монастыря

Введенский собор (Толгский монастырь)

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы Толгского монастыря( 1681—1683) — памятник ярославского зодчества, расположенный в Толгском Ярославском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыреЯрославской епархииРусской православной церкви, расположенном в Ярославле на левом берегу Волги.

История

По преданию, деревянная церковь на месте собора была за один день построена 8 августа 1314 года ярославцами, пришедшими на место обретения Толгской иконы Божьей Матери. Каменный храм был выстроен игуменом Феодосием на средства, подаренные в 1553 году Иваном Грозным. Впервые готовый храм упоминается в писцовой книге 1627-1629 гг с приделами Николы Чудотворца и Дмитрия Солунского. В 1681 году игумен Гордиан получил благословение митрополита Ростовского Ионы Сысоевича на разборку храма и строительство на его месте нового на средства ярославских купцов Сверчковых. По 50 рублей были пожертвованы царем Феодором Алексеевичем и его братьями Иваном и Петром и сестрой Софьей, первым на строительство, другими на роспись собора. Василий Федорович Жировой-Засекин пожертвовал средства на роспись приделов в честь своих предков, чудотворцев Федора, Давида и Константина. Строительство было завершено в 1683 году и в 1690 (основной объем) — 1691 (алтарь, галереи, придел и крыльцо) храм был расписан артелью из 26 ярославских и костромских мастеров. Возможно, на создание оригинальной программы росписей оказал влияние посетивший монастырь в 1681 году патриарх Никон.

В 1839—1840 был поставлен новый иконостас и обновлены росписи, переложен чугунный пол. Храм действовал до 1928 года. В 1930-х гг. в закрытом монастыре разместился Волгострой и в 1932 году в соборе установили действующую модель Рыбинского гидроузла для испытаний, затем с 1950 года собор использовался под склад, в 1960-х пришел в аварийное состояние. В 1968 году специалисты "Ярреставрации" начали ремонт кровли, научная реставрация была продолжена в 1982-1984 годах.

Описание

Кирпичный четырехстолпный трехапсидный с 5-ю световыми главами храм окружен тремя двухъярусными галереями, перекрытыми сводами, на высоком подклете, предназначавшемся под усыпальницу, с большим нарядным крыльцом. Мозаики на внешних стенах собора выполнены в 2008 году под руководством Андрея Маркина.

Рядом находится четырехъярусная прямоугольная в плане звонница, построенная на средства князя Н. Я. Львова в 1683-1685 гг., в 1825-1826 гг. перестроенная в колокольню по проекту архитектора П. Я. Панькова.1

Настенная живопись

Выполнена Дмитрием Семеновым, Федором Федоровым, Василием Осиповым и Василием Федоровым, вместе с другими мастерами и подмастерьями, оставившими свои имена на росписи в откосе западной стены храма. Оригинальная программа росписей, возможно разработанная Федором Федоровым совместно с игуменом Гордианом под влиянием патриарха Никона имела сюжеты, посвященные Толгской иконе Божьей Матери, а на столпах были помещены сюжеты из Деяний Апостолов. Семиярусная роспись иллюстрирует (сверху вниз) жизнь Христа и притчи (ярусы 1-3); заповеди блаженства и молитвы "Отче наш" и "Символ веры" (ярус 4); страсти Христовы (ярус 5), и историю Толгского монастыря (ярусы 6-7). Композиции и сюжеты росписей были выполнены на основе переработанных иллюстраций «Лицевой библи» («Theatrum biblicum», 1650) Николаса Иоанниса Пискатора (Piscator).

Росписи поновлялись в 1839—1840 с сохранением изначального рисунка, но при этом они были полностью записаны клеевыми красками в стилистике позднего классицизма, с кардинальной сменой колористики, что надолго вывело росписи из поля зрения специалистов.2 Следующее поновление было произведено в 1870 и, в приделах, в 19122 годах, в последнем случае под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь при последнем поновлении росписей произвел их исследование. В 1998 году под руководством художника-реставратора Е. Б. Черняева началась реставрация росписей собора с сохранением сохранившихся поновлений XIX века, при этом необходимо отметить, что следствием сильной влажности в соборе стало частичное вскрытие росписей от записей XIX века. Фактически, для того что бы защитить росписи от очередного поновления монашками, которые установили в соборе новый иконостас, закрыли столпы резными золочеными киотами и пр., и которых не устраивал результат научной реставрации росписей, но требовалось получить роспись как главный элемент декорации собора, Черняеву пришлось пойти на частичную реконструкцию росписей в XVII-вековой манере и колористике. Была произведена иконографическая реконструкция письма по авторским графьям и реконструкция цветового решения с порой на аналогичных памятники ярославско-костромского круга памятников конца XVII века.2

Примечания

  1. Колокольня Толгского монастыря. oldboy.icnet.ru. Дата обращения 20 декабря 2017.
  2. .