
Воскресенский собор (Тутаев)
Воскресенский собор — православный храм в городе Тутаеве (Романов-Борисоглебске)Ярославской области, расположенный на Борисоглебской стороне города. Памятник церковной архитектуры второй половины XVII века. Относится к Рыбинской епархииРусской православной церкви.
Расположение храма
Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Поставленный на высоком месте, крупный собор служил архитектурной доминантой города. Он расположен на площади, замыкая перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы. Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны города, или непосредственно с реки. C северной стороны храма расположен овраг, алтарная часть обращена к реке Волга, поэтому основными направлениями доступа к храму служат южное и западное. В южном направлении от храма в прошлом располагался центр борисоглебской стороны. Современная застройка разместилась к западу от храма.
История
Храм строили с 1652 по 1687 год. Он был возведён на месте обветшавшего деревянного храма во имя Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. Первый храм на этом месте появился предположительно в 1238 году1. В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь, которая была освещена 24 июля 1652 года2.
Однако уже в 1670 году «от тягости шатровые верхи разселись во многих местах»1. Было принято решение построить более крупный храм, который намеревались сделать уже двухъярусным. Строительство, согласно летописи, вдохновлялось «священниками Иваном Григорьевичем и Осипом Федоровичем, земским старостой Микитой Малодушкиным с товарищами» и «мирскими старостами Захаром Котловановым, Корнилом и Матфеем Седуновым»1. Были разобраны шатры для надстройки верхней церкви.
Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых неизвестны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменён. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.
Главный престол нового собора был освящен летом 1675 года3. После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых было перенесено в Воскресенский собор.
В XVIII веке был перестроен верх колокольни, вероятно, из-за плохого состояния прежнего, в результате чего она стала несколько ниже4.
Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причём соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечён в раскольническое движение, но и был одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожжённый в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске вплоть до XIX века5.
Георгий Седов
Храм не закрывался при советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.
Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий (Седов), впоследствии прославленный в лике святого Русской православной церковью6.
Архитектура
Колокольня и Святые ворота
Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты одновременно с храмом.Колокольня вынесена на значительное расстояние от храма в сторону алтарей на береговой откос. Это можно объяснить попытками архитекторов создать наиболее гармоничный и выразительный силуэт архитектурного ансамбля со стороны реки: так как Волга была важной судоходной дорогой, многие люди видели собор в первую очередь именно с неё.
Храм
Старая постройка была вытянута по оси восток — запад1. Новые мастера создали пятиглавыйчетырёхстолпный двухъярусный храм, который обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богоматери Смоленской. У церкви два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Изначально слобожане просили архиерея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя Бориса и Глеба, в нижнем — во имя Николая Чудотворца, а на паперти — Благовещенский и Петропавловский3. Благовещенский придел, однако, так и не был построен.
Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых расположены окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, сейчас она остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Небольшие окна есть также и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны у храма есть крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.
Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ложных закомар, на которых присутствуют росписи, в настоящее время уже значительно стершиеся.
Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором и изразцами. Глубокие кессоны-ширинки с изразчатыми вставками подчеркивают горизонтальные членения галереи. Впервые в ярославском зодчестве четверик Воскресенского храма украшен так же пышно, как и галерея7.
Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет кессонированный пояс из глубоких ширинок с изразчатыми вставками. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью. Росписи ложных закомар были переписаны маслом в конце XIX века и в 1952 году.
Росписи
Храм был расписан в 1680-х годах артелью ярославских художников8, чьи имена неизвестны. Тутаевские росписи выделяются замечательным разнообразием повествовательных сюжетов даже среди ярославских памятников.
В пространстве четверика изображены, в первую очередь, евангельские сюжеты. Одним из ключевых сюжетов для росписей XVII века был Страшный суд9, традиционно расположенный на западной стене четверика и занимающий всю её плоскость полностью. Рядом размещены спокойные и уравновешенные эпизоды на темы умиротворения и оправдания души человека на грядущем суде.
Важное место занимают, согласно посвящению храма, также сюжеты на общую тему Воскресения, расположенные на галерее с северной стороны. Обычно в церквях XVII века происходит объединение различных сюжетов о Воскресении — Иисуса, Лазаря и так далее, — в единую композицию10.
На южной стене четверика расположены семь Вселенских соборов.На южной стене галереи размещены сюжеты их первых глав Книги Бытия: Сотворения мира, жизнь Адама и Евы в Раю и другие.Показана жизнь Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа. На западной стене галереи иллюстрированы сцены всемирного потопа и история Ноя. Рядом размещена сцена сооружения Вавилонской башни.
На сводах входной лестницы с южной стороны помещен цикл Апокалипсиса.
Большинство изображений комментируется объяснительными надписями. Последние представляют собой не только библейские и евангельские тексты, но и популярные в XVII веке вирши (стихи) Симеона Полоцкого.
Встречаются среди росписей и достаточно редкие сюжеты: например, древнерусская повесть о Евлогие-каменосечце.
Наружные росписи
Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками XIX века, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа: например, можно отметить образ святителя Николая Чудотворца, расположенный на южном фасаде храма, на стене одноимённого придела. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.
Иконы и убранство
Иконостас
В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. Деревянный иконостас собора с тонкими золочеными раскладками создан позже самого здания, в начале XVIII века11, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, свойственной стилю барокко, благодаря чему он органично сочетается с росписями XVII века.
Спас Борисоглебский
Одна из наиболее почитаемых икон собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого (298 × 276 см). Лик Спасителя на ней занимает основную часть иконы, а благославляющая рука и Евангелие оказываются непропорциональны ему — возможно, изначально иконописец планировал изобразить «Спас Оплечный». В летнем храме икона располагается у северо-западного столба, ближе к северной стене. При переносе в зимний храм икону располагают в юго-восточном углу помещения.
Есть несколько версий происхождения этой иконы. Все популярные легенды, так или иначе, относят икону к XIV—XV векам. По одному из преданий, он был написан Дионисием Глушицким в начале XV века12. Также существует легенда, что икону принесла река Волга, и волны прибили её к берегу у Борисоглебска. Третья версия рассказывает о даре некоего князя, в котором искусствовед, краевед и историк Юрий Шамурин видел впоследствии канонизированного в лике благоверных углицкого князя Романа Владимировича, который был основателем города Романова во 2-й половине XIII века. Этому князю икона «Спас Борисоглебский» была дарована «монахами из заморского края»13. Также среди современного населения Тутаева существует версия, что икона была частью деревянных небес старого храма, а впоследствии была вставлена в раму.
В 1749 годумитрополит Ростовский и ЯрославскийАрсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом, где она была до 1793 года14. Некоторые исследователи (например, К. Д. Головщиков), в связи с этим, выдвигали гипотезы, что икона в Ростов не вывозилась, а там и была создана в XVIII веке, после чего отправлена в Романов-Борисоглебск, а легенды о ней были созданы впоследствии15.
Под иконой устроен специальный проход, через который верующие должны «прониматься», то есть проползать на коленях16. При перенесении богослужений из зимнего храма в летний и наоборот, икону также переносят: в воскресенье перед днём празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари (22 мая) и в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) соответственно17. В обоих храмах для иконы создана специальная рама с подъемным механизмом.
Традиционно, каждое лето проводится крестный ход с иконой: один раз по борисоглебской стороне города (в десятое воскресенье после Пасхи (престольный праздник Воскресенского собора), и один раз — по романовской (в воскресенье перед Ильиным днем). Для второго крестного хода икону перевозят на пароме и при крестном ходе останавливаются у каждого из храмов романовской стороны18. Во время хода икону несут на огромных носилках несколько десятков человек. Крестный ход с иконой по борисоглебской стороне прерывался в то время, когда икона была в Ростове (1749—1793 годы), а также с 1930-х по 1990 года, когда храм был закрыт. Крестный ход по романовской стороне был установлен только в 1888 году18.
Распятие
Важной святыней является также Распятие, врезанное в икону с предстоящими Богородицей, Марией Клеоповой, Марией Магдалиной слева, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником справа. Оно относится, предположительно, к XV—XVI векам и по преданию было найдено на берегу Волги19. Распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.
Надпрестольная сень и скульптура Николы Можайского
Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1654 году представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики19. Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Фигура Николы Можайского располагается в летнем храме справа от Спаса Борисоглебского, воздел северо-западного столба. Скульптура в очень хорошей степени сохранности, она несколько архаична, но не лишена динамики. Правая рука святого сжимает достаточно короткий изогнутый меч, занесенный над головой, а в левой руке некогда находилась модель храма11. До сих пор в храме сохранилась традиция менять святителю Николаю, в зависимости от праздника, разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. На голове святителя одета шитая золотыми нитями митра конца XIX — начала XX веков, которая в советское время едва не была утрачена19. Основные святыни храма, как и огромный образ Спаса, каждый год переносят между летним и зимним храмами.
Остальное убранство
Интересны скульптурные изображения львов в подножьях ктиторских мест, расположенных между иконостасом и юго-западным столбом. Они изображены достаточно упрощенно и наивно и, возможно, были созданы местными мастерами11. Также в храме сохранились древние паникадила.
Фотографии интерьера
Примечания
- Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. — М., 1981. — С. 278.
- Семёнова С. Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. — 2007. — № 3. — С. 13.
- Семёнова С. Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. — 2007. — № 3. — С. 14.
- Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. — М., 1981. — С. 284.
- Воскресенский собор Тутаева // posmotrim.by. Архивировано 12 апреля 2019 года.
- Исповедник Георгий Седов, Романово-Борисоглебский. Дата обращения: 16 декабря 2017.Архивировано 16 декабря 2017 года.
- Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 281.
- Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 284.
- Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. М., 1941. С. 98-100.
- Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. М., 1941. С. 105.
- Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 290.
- Семёнова С. Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 52—53.
- Шамурин Ю. И. Романов-Борисоглебск // Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич. М., 1912. С. 71.
- Теляковский Н. Н. Старина и святыни города Романова. Ярославль, 1991. C. 67.
- Головщиков К. Д. Город Романов-Борисоглебск (Ярославской губернии) и его историческое прошлое. Ярославль, 1890. С. 49.
- Семёнова С. Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 55.
- Семёнова С. Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 52—59.
- Семёнова С. Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 56.
- Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 291.