Воскресенский собор, XV!! в

Воскресенский собор (Тутаев)

Воскресенский собор — храм Рыбинской епархииРусской православной церкви, расположенный на Борисоглебской стороне города ТутаевЯрославской области. Памятник церковной архитектуры второй половины XVII века.

Расположение храма

Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Поставленный на высоком месте, крупный собор служил архитектурной доминантой города. Он расположен на площади, замыкая перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы. Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны города, или непосредственно с реки. C северной стороны храма расположен овраг, алтарная часть обращена к реке Волга, поэтому основными направлениями доступа к храму служат южное и западное. В южном направлении от храма в прошлом располагался центр борисоглебской стороны. Современная застройка разместилась к западу от храма.

История

Храм строился с 1652 по 1678 год. Он был построен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. Первый храм на этом месте появился предположительно в 1238 году1. В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь, которая была освещена 24 июля 1652 года2.

Однако уже в 1670 году «от тягости шатровые верхи разселись во многих местах»1. Было принято решение построить более крупный храм, который намеревались сделать уже двухъярусным. Строительство, согласно летописи, вдохновлялось «священниками Иваном Григорьевичем и Осипом Федоровичем, земским старостой Микитой Малодушкиным с товарищами» и «мирскими старостами Захаром Котловановым, Корнилом и Матфеем Седуновым»1. Были разобраны шатры для надстройки верхней церкви.

Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых неизвестны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменен. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.

Главный престол нового собора был освящен летом 1675 года3. После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых было перенесено в Воскресенский собор.

В XVIII веке был перестроен верх колокольни, вероятно, из-за плохого состояния прежнего, в результате чего она стала несколько ниже4.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в раскольническое движение, но и был одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске вплоть до XIX века5.

Георгий Седов

Храм не закрывался при советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.

Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий (Седов), впоследствии прославленный в лике святого Русской православной церковью6.

Архитектура

Колокольня и Святые ворота

Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты одновременно с храмом.Колокольня вынесена на значительное расстояние от храма в сторону алтарей на береговой откос. Это можно объяснить попытками архитекторов создать наиболее гармоничный и выразительный силуэт архитектурного ансамбля со стороны реки: так как Волга была важной судоходной дорогой, многие люди видели собор в первую очередь именно с нее.

Храм

Старая постройка была вытянута по оси восток – запад1. Новые мастера создали пятиглавыйчетырёхстолпный двухъярусный храм, который обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богоматери Смоленской. У церкви два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Изначально слобожане просили архиерея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя Бориса и Глеба, в нижнем – во имя Николая Чудотворца, а на паперти – Благовещенский и Петропавловский3. Благовещенский придел, однако, так и не был построен.

Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых расположены окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, сейчас она остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Небольшие окна есть также и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны у храма есть крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.

Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ложных закомар, на которых присутствуют росписи, в настоящее время уже значительно стершиеся.

Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором и изразцами. Глубокие кессоны-ширинки с изразчатыми вставками подчеркивают горизонтальные членения галереи. Впервые в ярославском зодчестве четверик Воскресенского храма украшен так же пышно, как и галерея7.

Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет кессонированный пояс из глубоких ширинок с изразчатыми вставками. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью. Росписи ложных закомар были переписаны маслом в конце XIX века и в 1952 году.

Росписи

Храм был расписан в 1680-х годах артелью ярославских художников8, чьи имена неизвестны. Тутаевские росписи выделяются замечательным разнообразием повествовательных сюжетов даже среди ярославских памятников.

В пространстве четверика изображены, в первую очередь, евангельские сюжеты. Одним из ключевых сюжетов для росписей XVII века был Страшный суд9, традиционно расположенный на западной стене четверика и занимающий всю ее плоскость полностью. Рядом размещены спокойные и уравновешенные эпизоды на темы умиротворения и оправдания души человека на грядущем суде.

Важное место занимают, согласно посвящению храма, также сюжеты на общую тему Воскресения, расположенные на галерее с северной стороны. Обычно в церквях XVII века происходит объединение различных сюжетов о Воскресении — Иисуса, Лазаря и так далее, — в единую композицию10.

На южной стене четверика расположены семь Вселенских соборов.На южной стене галереи размещены сюжеты их первых глав Книги Бытия: Сотворения мира, жизнь Адама и Евы в Раю и другие.Показана жизнь Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа. На западной стене галереи иллюстрированы сцены всемирного потопа и история Ноя. Рядом размещена сцена сооружения Вавилонской башни.

На сводах входной лестницы с южной стороны помещен цикл Апокалипсиса.

Большинство изображений комментируется объяснительными надписями. Последние представляют собой не только библейские и евангельские тексты, но и популярные в XVII веке вирши (стихи) Симеона Полоцкого.

Встречаются среди росписей и достаточно редкие сюжеты: например, древнерусская повесть о Евлогий-каменосечце.

Наружные росписи

Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками XIX века, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа: например, можно отметить образ святителя Николая Чудотворца, расположенный на южном фасаде храма, на стене одноименного придела. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.

Иконы и убранство

Иконостас

В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. Деревянный иконостас собора с тонкими золочеными раскладками создан позже самого здания, в начале XVIII века11, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, свойственной стилю барокко, благодаря чему он органично сочетается с росписями XVII века.

Спас Борисоглебский

Одна из наиболее почитаемых икон собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого (298 × 276 см). Лик Спасителя на ней занимает основную часть иконы, а благославляющая рука и Евангелие оказываются непропорциональны ему — возможно, изначально иконописец планировал изобразить «Спас Оплечный». В летнем храме икона располагается у северо-западного столба, ближе к северной стене. При переносе в зимний храм икону располагают в юго-восточном углу помещения.

Есть несколько версий происхождения этой иконы. Все популярные легенды, так или иначе, относят икону к XIV-XV векам. По одному из преданий, он был написан Дионисием Глушицким в начале XV века12. Также существует легенда, что икону принесла река Волга, и волны прибили её к берегу у Борисоглебска. Третья версия рассказывает о даре некоего князя, в котором искусствовед, краевед и историк Юрий Шамурин видел впоследствии канонизированного в лике благоверных углицкого князя Романа Владимировича, который был основателем города Романова во 2-й половине XIII века. Этому князю икона «Спас Борисоглебский» была дарована «монахами из заморского края»13. Также среди современного населения Тутаева существует версия, что икона была частью деревянных небес старого храма, а впоследствии была вставлена в раму.

В 1749 годумитрополит Ростовский и ЯрославскийАрсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом, где она была до 1793 года14. Некоторые исследователи (например, К.Д. Головщиков), в связи с этим, выдвигали гипотезы, что икона в Ростов не вывозилась, а там и была создана в XVIII веке, после чего отправлена в Романов-Борисоглебск, а легенды о ней были созданы впоследствии15.

Под иконой устроен специальный проход, через который верующие должны "прониматься", то есть проползать на коленях16. При перенесении богослужений из зимнего храма в летний и наоборот, икону также переносят: в воскресенье перед днём празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари (22 мая) и в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)соответственно17. В обоих храмах для иконы создана специальная рама с подъемным механизмом.

Традиционно, каждое лето проводится крестный ход с иконой: один раз по борисоглебской стороне города (в десятое воскресенье после Пасхи (престольный праздник Воскресенского собора), и один раз - по романовской (в воскресенье перед Ильиным днем). Для второго крестного хода икону перевозят на пароме и при крестном ходе останавливаются у каждого из храмов романовской стороны18. Во время хода икону несут на огромных носилках несколько десятков человек. Крестный ход с иконой по борисоглебской стороне прерывался в то время, когда икона была в Ростове (1749-1793 годы), а также с 1930-х по 1990 года, когда храм был закрыт. Крестный ход по романовской стороне был установлен только в 1888 году18.

Распятие

Важной святыней сваляемся также Распятие, врезанное в икону с предстоящими Богородицей, Марией Клеоповой, Марией Магдалиной слева, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником справа. Оно относится, предположительно, к XV — XVI векам и по преданию было найдено на берегу Волги19. Распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.

Надпрестольная сень и скульптура Николы Можайского

Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1654 году представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики19. Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Фигура Николы Можайского располагается в летнем храме справа от Спаса Борисоглебского, воздел северо-западного столба. Скульптура в очень хорошей степени сохранности, она несколько архаична, но не лишена динамики. Правая рука святого сжимает достаточно короткий изогнутый меч, занесенный над головой, а в левой руке некогда находилась модель храма11. До сих пор в храме сохранилась традиция менять святителю Николаю, в зависимости от праздника, разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. На голове святителя одета шитая золотыми нитями митра конца XIX – начала XX веков, которая в советское время едва не была утрачена19. Основные святыни храма, как и огромный образ Спаса, каждый год переносят между летним и зимним храмами.

Остальное убранство

Интересны скульптурные изображения львов в подножьях ктиторских мест, расположенных между иконостасом и юго-западным столбом. Они изображены достаточно упрощенно и наивно и, возможно, были созданы местными мастерами11. Также в храме сохранились древние паникадила.

Фотографии интерьера

Фотографии

Примечания

  1. Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 278.
  2. Семенова С.Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. 2007. №3. С. 13.
  3. Семенова С.Б. История строительства Воскресенского собора // Романов-Борисоглебская старина. 2007. №3. С. 14.
  4. Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 284.
  5. Воскресенский собор Тутаева // posmotrim.by.
  6. Исповедник Георгий Седов, Романово-Борисоглебский
  7. Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 281.
  8. Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 284.
  9. Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. М., 1941. С. 98-100.
  10. Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. М., 1941. С. 105.
  11. Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 290.
  12. Семёнова С.Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 52—53.
  13. Шамурин Ю.И. Романов-Борисоглебск // Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич. М., 1912. С. 71.
  14. Теляковский Н.Н. Старина и святыни города Романова. Ярославль, 1991. C. 67.
  15. Головщиков К.Д. Город Романов-Борисоглебск (Ярославской губернии) и его историческое прошлое. Ярославль, 1890. С. 49.
  16. Семёнова С.Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 55.
  17. Семёнова С.Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 52—59.
  18. Семёнова С.Б. Чудотворная икона Спаса Всемилостивого // Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. М., 2017. С. 56.
  19. Добровольская Э., Гнездовский Б. Ярославль. Тутаев. М., 1981. С. 291.