Воскресенский собор в Арзамасе

Воскресенский собор (Арзамас)

Воскресе́нский собо́р в Арзама́се — православный храм. Относится к Нижегородской и Арзамасской епархии Русской православной церкви. Занимает доминирующее положение на Соборной площади.

Величественный Воскресенский кафедральный собор — главное украшение города — стоит на высоком холме, занимая доминирующее положение ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.

Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор воздвигнут в благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, как памятник героизму русских воинов.Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма, ученика знаменитого архитектора Андрея Воронихина. Строительство продолжалось 28 лет. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина храма равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи Александра Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах, работы профессора живописи Николая Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев.

В советское время собор собирались взорвать, но из-за возмущения жителей храм было решено просто закрыть. Вопрос об открытии собора в 1944 году поставил Патриарх Сергий, уроженец Арзамаса, и в последней перед своей кончиной беседе с председателем Совета по делам РПЦ Георгием Карповым 4 мая 1944 года спрашивал его, «считает ли совет возможным ускорить» этот процесс1. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

В сентябре 2009 года собор посетил Патриарх Кирилл2.

13 августа 2017 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Сергия Патриарх Кирилл совершил в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса литургию3.