вид с Волгоград-сити, 2010

Волгоградский мост

Волгоградский мост — автодорожный мост, входящий в комплекс автодорожных сооружений мостового перехода через реку Волгу в Волгограде.

История

Строительство в июле 2006
Строительство в июле 2006
Завершающая часть строительства, лето 2008
Завершающая часть строительства, лето 2008

Заказчик строительства — ГУП «ВОП Волгоградоблстройинвест», генподрядчик — ОАО «Волгомост». Технико-экономическое обоснование строительства разработано в 1993 году генеральным проектировщиком — институтом «Гипротрансмост». Строительство моста началось в 1996 году. Согласно принятой классификации волгоградский мост относится к числу так называемых «внеклассных» мостов. Долгое время этот объект относился к числу мостов-долгостроев. Причина — отсутствие федерального финансирования. К началу 2005 года за счёт низких темпов финансирования было выполнено всего лишь 40 % всех работ первого этапа строительства6.

В 2004 году Волгоградский мост вошёл в отдельный раздел программы «Федеральные дороги 2002—2010 годы». Он оказался в числе первых 17 аналогичных объектов, сооружение которых растянулось на 10—15 лет. Волгоградский мост является одним из наиболее сложных в техническом плане объектов. Данная подпрограмма предполагает завершение строительства внеклассных мостов и ввод их в эксплуатацию7.В начале 2008 года сроком открытия транспортного движения по ней заявлялся декабрь того же года. Уже в сентябре открытие было перенесено на сентябрь 2009 года891011121314.

В июне 2009 года началось строительство II пускового комплекса I очереди — моста через реку Ахтубу с подходами общей протяжённостью 6,5 км, ввод которого ожидался в 2010 году1516.

Открытие I пускового комплекса I очереди мостового перехода состоялось 10 октября 2009 года. На открытии присутствовали вице-премьер Сергей Иванов, полпред президента в ЮФО Владимир Устинов, министр транспортаИгорь Левитин, глава РосавтодораАнатолий Чабунин и губернатор Николай Максюта17.

Построена объездная дорога в поселке Средняя Ахтуба и ведется строительство второй очереди моста.

В июле 2011 года проводились работы по обновлению асфальтового покрытия русловой части моста через реку Волгу. На время проведения работ скорость движения транспорта по русловой части была ограничена до 50 км/ч.

Открытие II пускового комплекса I очереди мостового перехода – моста через Ахтубу состоялось 20 декабря 2017 года. Протяжённость мостового перехода через Ахтубу с подходами составляет 6,5 км, из которых 2,2 – мосты, путепроводы и эстакады18. Было открыто только левое строение мостового перехода. В феврале 2020 года Правительство выделило региону 990 млн рублей на достройку второго моста через Ахтубу, в июне 2020 года было добавлено еще 127 млн рублей15. 26 июня 2020 состоялось открытие движения по правому строению мостового перехода, что ознаменовало полный ввод в эксплуатацию всех сооружений II пускового комплекса I очереди15, что позволило создать объезд плотины Волжской ГЭС.

Характеристика

Опоры моста. Май 2010
Опоры моста. Май 2010

Структура проекта

Большая протяжённость перехода (29,7 километров)119 и экономическая целесообразность рационального привлечения значительных капиталовложений вызвали необходимость выделения в составе строительства первой очереди, состоящей из четырёх пусковых комплексов:20

I пусковой комплекс I очереди первой очереди строительства мостового перехода — это ряд сооружений протяжённостью 7,1 км, которые начинаются от Мамаева кургана и заканчиваются выходом на существующую дорогу «г. Краснослободск — р. п. Средняя Ахтуба» в Волго-Ахтубинской пойме.

Мост через Волгу

При строительно-монтажных работах применена уникальная конструкция опор с конструктивным разделением вертикальной и горизонтальной нагрузки и устройства ростверков в уровне переменного горизонта воды. Это техническое решение позволило существенно сократить сроки работ по возведению фундаментов мостовых опор и существенно сократить общую стоимость сооружения. При надвижке пролётных строений было использовано специальное механическое устройство — шпренгель. Шпренгельные системы широко используется в мостостроении как элементы пролетных строений (в основном шпренгельных ферм)21, так и для временного усиления на период монтажа. Данная технология позволяет снизить расходы и ускорить выполнение работ620.

Обязательное условие реализации проекта — строительство очистных сооружений и благоустройство территории. Согласно требованиям экологов все стоки с моста будут собираться и утилизироваться. Помимо этого строители позаботились о том, чтобы не нарушать в очередной раз уникальную экосистему Волго-Ахтубинской поймы9.Однако, несмотря на это, проезжая по мосту, можно периодически наблюдать, как стоки откачиваются из резервуаров прямо в пойму.

При возведении моста потребовалось снести порядка ста частных домовладений на обоих берегах. Это затронуло Центральный район Волгограда, хутор Бобры Среднеахтубинского района Волгоградской области и Краснослободский лесопитомник22.

Собственно сам мост через Волгу имеет следующую схему пролётов: 86,6×2+126,0×3+155,0×3+126,0+69,0 м23, таким образом, его длина составляет 1212 метров.

Что касается II пускового комплекса, то трасса прошла над дорогой Волжский — Средняя Ахтуба в промзону с перспективой строительства обхода Волжского, а в сторону Ахтубы выполнена в виде насыпи с подпорными стенками и шумозащитными экранами высотой от трех до восьми метров в районе жилой застройки. Спускаясь с косогора к урезу реки, она переходит в мост эстакадного типа общей длиной 2,1 км. Причем эстакада из экологических соображений (чтобы не вырубать лес и дать свободу паводковым водам) продолжается и на левом берегу до смычки с дорогой Средняя Ахтуба — Краснослободск, где построена транспортная развязка для движения во всех направлениях24.

Волгоградский мост, осень 2008
Волгоградский мост, осень 2008

Значение

Волгоградский мост — один из ключевых объектов программы комплексного развития Волгоградского транспортного узла, а также один из крупнейших объектов транспортной инфраструктуры российского значения25.

По заключению Института системного анализа (ИСА) РАН мостовой переход через Волгу у Волгограда является «высокоэффективным объектом, как с точки зрения общества в целом, так и с точки зрения коммерческих интересов». С помощью нового моста будет снижена транспортная нагрузка на плотину Волжской ГЭС, интенсивность движения по которой уже достигла предела6.

Новый мостовой переход призван обеспечить разгрузку дорог федерального значения, транспортных магистралей города и выход на республики Средней Азии, города Астрахань и Саратов. Необходим для создания нового транспортного коридора «Восток—Запад», Волго-Донского маршрута и решения крупных транспортных проблем Волгоградской области и Южного федерального округа26.

Танцующий мост

20 мая 2010 года с 17:47 до 19:30 пролёты моста совершали вертикальные колебания. В 18:30 сотрудники ГИБДД перекрыли автодвижение по мосту. На мосту работали сотрудники муниципальной службы спасения, ГУ МЧС по региону, автодвижение перекрыто до прибытия специалистов из Саратова. Последующее обследование не выявило дефектов, повреждений дорожного покрытия и опор и показало, что мост готов к эксплуатации. Сразу же была высказана версия о том, что причиной колебаний высотой от 30 до 100 см стала значительная ветровая нагрузка, из-за которой мост вошёл в резонанс3.

Утром 25 мая после пробного проезда тяжёлых грузовиков, гружёных щебнем, движение легкового автотранспорта по мосту возобновилось27.

В связи с происшествием мост получил неофициальное название «танцующий», все поисковые системы в июне 2010 года на запрос «танцующий мост» выдают первой строкой Волгоградский мост. Такое выражение широко используется в интернет-переписке в блогах и форумах. Примечательно, что немалое количество комментариев к видеофайлам в интернете выражало сомнение в том, что колебания такой амплитуды вообще возможны без разрушения моста28.

В процессе дальнейшего исследования инцидента было установлено, что причиной колебаний послужило формирование системы дорожек Ка́рмана. Амплитуда же колебаний по визуальным оценкам составила 35 см при предельно возможной без последующих разрушений в 50 см23.

28 июля 2010 года Председатель Счётной палатыСергей Степашин доложил Президенту о выявленных нарушениях на сумму 152 миллиона рублей (нецелевое использование бюджетных средств, проведение их вне конкурсов, использование различных подрядных организаций-однодневок). Кроме того, цена самого проекта была превышена почти на 1,5 миллиарда рублей29.

В ноябре 2011 года на мосту была закончена установка демпферов (гасителей колебаний)30: мост оснастили двенадцатью полуактивными гасителями типа ATMD-V-5200, массой по 5200 кг каждый, разработанными немецкой компанией Maurer Söhne при участии швейцарской государственной лаборатории EMPA и института вооружённых сил Германии. Власти Волгограда заверили, что таким образом обеспечена безопасная эксплуатация моста31.

Перспектива

Устои и русловые опоры построены на полное развитие с учётом перспективы строительства второго мостового строения (правого) с тремя полосами автодорожного движения на выезд из города. После его строительства, по существующему мосту будет организовано одностороннее движение по 3 полосам на въезд в город. Сроки строительства II очереди мостового перехода пока не определены. Это произойдёт при увеличении интенсивности движения транспорта одновременно со строительством III и IV пусковых комплексов I очереди – левобережного участка автомагистрали между I и II пусковыми комплексами и второго строения правобережной подъездной эстакады к мосту.

В 2020 году разрабатывалась проектная документация для строительства III пускового комплекса. Его длина составит 14,2 километра32.

Строительство III и IV комплексов по состоянию на начало 2021 года ещё не начиналось.

Примечания

  1. Автодорожный «танцующий» мост через Волгу в Волгограде в Среднюю Ахтубу (проект)(недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2019.Архивировано 8 февраля 2014 года.
  2. Овчинников, И. И.Танцующий мост в Волгограде: причины, аналогии, мероприятия. Часть 1. Причины / И. И. Овчинников, И. Г. Овчинников, В. О. Филиппова // Вестник евразийской науки. — 2015. — Т. 7, № 6 (31). — УДК624.042. — ISSN2223-5167. — doi:10.15862/07KO615.
  3. По факту колебания моста в Волгограде возбуждено уголовное дело. Газета.Ru (22 мая 2010). Дата обращения: 16 марта 2020.
  4. Васильев А. И., Казанов М. Л.Отчего мост «танцевал»?М.: 2010. — вып. 9. — С. 55—56.
  5. Харебава Ж. А., Фанин С. П., Овчинников И. Г., Раткин В. В.Внеклассные автодорожные мосты Нижневолжского регионаСаратов: Наука, 2008. — 360 с. — ISBN 978-5-91272-396-4
  6. При строительстве моста используются уникальные технологии. VOLGOGRAD.RU (7 апреля 2006). Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 11 марта 2012 года.
  7. Финансирование волгоградского моста увеличено. VOLGOGRAD.RU (25 июля 2007). Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 11 марта 2012 года.
  8. Чтобы поездки были безопасными и комфортными(недоступная ссылка — история ). сайт Администрации Волгоградской области (24 сентября 2008).
  9. Мост через Волгу планируется открыть в декабре 2008 г.(недоступная ссылка — история ). сайт Администрации Волгоградской области (5 мая 2008). Дата обращения: 7 мая 2008.
  10. По мосту через Волгу будут ходить троллейбусы(недоступная ссылка). НовостиВолгограда.РУ (27 июля 2007). Дата обращения: 8 апреля 2008.Архивировано 6 августа 2007 года.
  11. Мостовой переход через Волгу откроют в 2008 году. VOLGOGRAD.RU (13 февраля 2008). Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 11 марта 2012 года.
  12. Мост проверяют. VOLGOGRAD.RU (19 марта 2008). Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 11 марта 2012 года.
  13. Мост через Волгу будет введён в эксплуатацию во второй половине 2009 года. ГТРК «Волгоград-ТРВ» (27 февраля 2008). Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 11 марта 2012 года.
  14. От намеченного плана отступать не будем(недоступная ссылка — история ). сайт Администрации Волгоградской области (18 июля 2008). — в декабре 2008 будет открыто движение на участке в 7,2 км. Дата обращения: 21 июля 2008.
  15. В Волгограде откроют вторую очередь моста через Волгу(рус.). ИА "Волга-Каспий" (26 июня 2020). Дата обращения: 12 марта 2021.
  16. На дороги выделили более 1 млрд.. VOLGOGRAD.RU (19 ноября 2007). Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 11 марта 2012 года.
  17. Волгоградский мост открыт(недоступная ссылка). Все для Вас - новости Волгограда (10 октября 2009). Дата обращения: 10 октября 2009.Архивировано 11 марта 2012 года.
  18. Под Волгоградом открыли движение по мосту через Ахтубу(рус.). ИА "Волга-Каспий" (20 декабря 2017). Дата обращения: 12 марта 2021.
  19. Репортаж о сдаче моста в эксплуатацию, программа «Время» (FLV) [Television production]. ОРТ. (14 октября 2000). Проверено 26 января 2010. «Волгоградский мост — самый длинный в Европе, с подъездными путями, эстакадами, развязками — почти 30 километров.»Архивная копия от 13 мая 2014 на Wayback Machine
  20. Архипов, МихаилАвтодорожный мост через Волгу в Волгограде. Riverfleet.ru (май 2006). Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 11 марта 2012 года.
  21. Енисейский мост — уникальное инженерное сооружение Транссибирской магистрали конца XIX в.
  22. Чайковская, М.Русловую часть моста через Волгу покрывают асфальтом. ГТРК «Волгоград-ТРВ» (4 апреля 2008). Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 11 марта 2012 года.
  23. .
  24. Городская общественно-политическая газета Волжская Правда(недоступная ссылка)
  25. Строительство моста через Волгу продолжается. VOLGOGRAD.RU (9 января 2007). Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 11 марта 2012 года.
  26. Инвестиционные проекты Волгоградской области(недоступная ссылка). Администрация Волгоградской области. Дата обращения: 7 апреля 2008.Архивировано 14 июля 2006 года.
  27. Открылось движение по волгоградскому мосту через Волгу // itar-tass.com
  28. Доктор наук Саратовского госуниверситета Игорь Овчинников, интервью от 21 мая 2010 г. // www.snr.com.ru
  29. Рабочая встреча с Председателем Счётной палаты Сергеем Степашиным. kremlin.ru (2010-07-28 года). Дата обращения: 25 июля 2010.Архивировано 11 марта 2012 года.
  30. На волгоградском мосту установили гасители колебаний, чтобы он больше «не танцевал». Высота 102 (17 ноября 2011). Дата обращения: 17 ноября 2011.Архивировано 11 марта 2012 года.
  31. Infox.Ru — Власти Волгограда починили «танцующий» мост
  32. Глава Минтранса РФ о мосте через Ахтубу: Страна и правительство делают всё, чтобы строить больше таких объектов(рус.). «Городские вести» - Волгоград. Дата обращения: 12 марта 2021.