Владимирская ц. на Божедомке (1678).

Владимирская церковь на Божедомке

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедо́мке — один из последних в истории древнерусского зодчества трёхшатровых храмов, единственный допетровский шатровый храмЯрославля.

Хорошо просматривается с одной из главных магистралей современного Ярославля, улицы Свободы, хотя и отгорожен от неё громоздким зданием позднесоветского времени.

В 1992—2017 годах находился в ведении неканонической Российской православной автономной церкви12 и относился к Суздальской епархии РПАЦ3.

Божедомка

Ярославль. Божедомка. 1920-е годы
Ярославль. Божедомка. 1920-е годы

Первое свидетельство существования деревянного храма на подъезде к Ярославлю по дороге из Углича — хранившийся в нём напрестольный крест с серебряной чеканкой и вкладной надписью: «Лета 1601-го в 1-й день состроил сей животворящий [крест] на престол Владимирской Богородицы в Ярославле поволгском, на убогий дом, мирским подаянием»1.

Церковь называлась «на убогом доме», «на божедомке» или «на семике». Божедомка — это братская могила для захоронения бродяг и утопленников, окружённая забором, с дощатой крышей. Тела умерших не хоронили, а складывали друг на друга до весны, причём отпевали раз в году, на 7-й день после Пасхи, откуда и название — Семик1. По словам ярославского историка Петра Критского, семик «считался нечистым и страшным местом, и в обычное время его обходили далеко стороной»:

Русские в древности запрещали погребать мертвые тела, веря, что погребение их навлекает общественные бедствия — главным образом несвоевременные холода. Поэтому такие тела удаляли на поле подальше от жилья, где и оставляли на поверхности земли, лишь оградив тыном из кольев. Это языческое поверье и связанный с ним обычай и выродились под влиянием духовенства к XVII веку в семик и убогие дома1.

В 1771 году сенатский указ в санитарных целях запретил убогие дома и повелел мёртвых хоронить за пределами городов. В связи с этим в Ярославле остались только три кладбища — при церквях на Туговой горе, на Божедомке и в Тверицах. После принятия генерального плана (1778) Владимирская кладбищенская церковь оказалась в центре жилого квартала. Наместник Алексей Мельгунов в 1779 году распорядился перенести кладбище к Леонтьевской церкви, где оно существует и по сей день1.

Архитектурные особенности

По архитектурному решению к Владимирской церкви близка Воскресенская церковь в Гончарах (Москва, 1649)
По архитектурному решению к Владимирской церкви близка Воскресенская церковь в Гончарах (Москва, 1649)

Средства на строительство существующей церкви дал «государев гость» Семён Астафьев Лузин. Совершенно нетипичный для Ярославля4 бесстолпный храм трапезного типа, завершённый поставленными в ряд тремя глухими малыми шатрами наподобие горящих свечей5, строился в 1670—1678 годах.

Как свойственно церквям такого типа, основной объём заметно вытянут по оси север — юг, что позволяет зрительно выделить западный и восточный фасады, заодно увеличив пространство для богослужения внутри храма. Алтарь прямоугольный, притвор устроен с западной стороны, над ним — невысокая шатровая колокольня. Декоративная отделка церкви крайне скудная, что соответствует статусу кладбищенского храма для бедноты5. Фресковые росписи 1691 года не раз поновлялись, в настоящее время находятся под побелкой.

Шатровое решение храма противоречило запрету патриарха Никона на строительство подобных «неканонических» церквей. Тем не менее, по любопытному совпадению, в один год с Владимирской был освящён трёхшатровый же храм в Александровой Чудовой пустыни под Рыбинском (его шатры обрушились в 2007 году). Эти два памятника — последние трёхшатровые храмы в допетровском зодчестве.

Церковь в XIX—XX веках

В XIX веке мрачное прошлое Божедомки было забыто, и на месте старого кладбища был разбит Власьевский сад, куда на Троицу ходили гулять дети и «девицы, убранные цветами и лентами»1. При церкви на Угличской «трактовой дороге» действовала каменная часовенка. Приход рос быстрыми темпами. В начале XX века к нему были приписаны несколько крупных деревень.

Тёплая (на первом плане) и холодная церкви Владимирского прихода в конце XIX века
Тёплая (на первом плане) и холодная церкви Владимирского прихода в конце XIX века

К югу от шатрового храма в 1821 году была возведена тёеплая Покровская церковь, крытая куполом. Это был характерный памятник эпохи классицизма, с высокой ярусной колокольней, увенчанной изящным шпилем.

Во время Ярославского восстания 1918 года с одной из колоколен храма раздались пулемётные очереди. Красногвардейцы ворвались в церковь и вместо скрывшегося пулемётчика расстреляли священника Геннадия Здоровцева1. В 2000 году он был причислен к лику святых.

Летняя церковь закрыта в 1930=м, зимняя в 1929 году6. Зимняя церковь до неузнаваемости перестроена. После того как в здании был надстроен второй этаж, снесена колокольня, оно более напоминает жилой дом. Летняя церковь сохранилась как единственный в Ярославле отдельно стоящий шатровый храм.

Храм в ведении РПЦЗ и РПАЦ

В начале 1992 года бывший священник Русской православной церкви Николай Кобычев, перешедший в РПЦЗ, возглавил новообразованную общину в Ярославле, которая вошла в Суздальскую епархию РПЦЗ7.

28 июля 1992 года местные власти передали данной общине храм во имя Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке (улица Рыбинская, 44)7. 9 сентября того же года департаментом культуры Администрации Ярославской области было заключено охранное обязательство на здание храма с приходом Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке3.

В дальнейшем Николай Кобычев неизменно сохранял верность Валентину (Русанцову), и вместе с ним отошёл от РПЦЗ в 1994—1995 годах, став клириком неканонической Российской православной свободной церкви, которая затем была перерегистрирована в Российскую православную автономную церковь7.

10 июня 1999 года храм был передан по договору безвозмездного пользования приходу Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке Суздальской епархии Российской православной автономной церкви3.

Церкви Владимирского прихода в 2010 году — холодная Владимирская и тёплая Покровская (перестроена)
Церкви Владимирского прихода в 2010 году — холодная Владимирская и тёплая Покровская (перестроена)

20 июля 2016 года Николай Кобычев скончался7. В августе 2016 года территориальное управление Росимущества прекратило договор безвозмездного пользования. В арбитражной суде было установлено, что храм Владимирской иконы Божьей Матери на Божедомке является собственностью Российской Федерации. 21 ноября 2016 года арбитражный суд Ярославской области удовлетворил иск Росимущества и обязал приход Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке РПАЦ освободить здание храма3. При этом суд отклонил доводы ответчика, который ссылался на охранный договор как на основание для пользования зданием. В решении суда отмечается, что охранный договор имеет основной целью сохранение объекта как памятника, а не его использование по назначению28. К тому времени этот храм являлся единственным историческим храмом, находившимся в ведении РПАЦ на территории России7. 11 мая 2017 года приставы вручили исполнительный лист с требованием освободить помещение. В связи с этим начальник УФССП по Ярославской области Александр Юдин на своей странице в Фейсбуке написал: «Храм принадлежит территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, а местная религиозная организация во главе с руководителем, который лишен сана, захватили здание и добровольно не желают освобождать его. По решению суда организация должна выселиться из помещений, принадлежащих Росимуществу»2.

Современность

Летом 2017 года Федеральное агентство по управлению государственным имуществом передало на законном основании Владимирский храм в собственность Русской православной церкви. Указом Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского, от 2 августа 2017 года настоятелем новообразованной общины храма Владимирской иконы Божией Матери назначен штатный клирик Крестобогородского храма Ярославля священник Алексий Морозов.

Примечания

  1. Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля. — Ярославль, 2005. — С. 260—263.
  2. Раскольников выселяют из храма в Ярославле. Интерфакс-Религия.
  3. Решение от 21 ноября 2016 г. по делу № А82-13434/2016.
  4. Упрощённые, геометризованные формы отдалённо напоминают церковь Николы Рубленый город (1695).
  5. Маров В. Ф. Ярославль: Архитектура и градостроительство. — Ярославль: Верхняя Волга, 2000. — С. 52—53.
  6. Церковь Владимирской Богоматери в Ярославле. Яркипедия
  7. Скончался старейший клирик РПАЦ протоиерей Николай Кобычев, почти четверть века прослуживший настоятелем старинного храма в Ярославле.
  8. Суд изъял у раскольников храм в Ярославле. Интерфакс-Религия.