«Витязь» в Калининграде на вечной стоянке Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 391610572880006 (ЕГРОКН) объект № 3910224000 (БД Викигида)

Витязь (судно, 1949—1980)

Нау́чно-иссле́довательское су́дно «Ви́тязь» — советское научно-исследовательское судно (1949—1980); в настоящее время — главный экспонат Музея Мирового океана в Калининграде. На судне расположены экспозиции, посвящённые истории географических открытий и судоходства. Восстановлены многие исторические интерьеры — каюта капитана, кают-компания и другие.

История судна

«Марс»

В 1939 году был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) грузопассажирский теплоход «Марс». Он был предназначен для рейсов в Испанию и Португалию. Однако этому помешала Вторая мировая война. «Марс» стал военным транспортом. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20 тысяч беженцев.

«Империя, вперёд»

В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его перекрестили в Empire Forth («Империя, вперёд»), однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР. Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. Теперь оно называлось «Экватор»2.

«Витязь»

При организации в 1946 году Института океанологии возникла проблема выбора судна для тихоокеанской экспедиции института. Осенью этого года директор Института П. П. Ширшов направил с этой целью в Ленинград океанолога В. Г. Богорова и капитана дальнего плавания С. И. Ушакова, которые и выбрали трофейное немецкое судно3. «Экватор», переименованный в «Адмирал Макаров»2, нужно было переоборудовать в научно-исследовательское судно Академии наук СССР. Финально решено было назвать судно «Витязь». Его в прошлом носили два российских корвета совершавших кругосветные путешествия - на первом в том числе путешествовал Миклухо-Маклай, а вторым командовал С. О. Макаров. «Проект экспедиционного научно-исследовательского судна „Витязь“» за авторством В. Г. Богорова, С. И. Ушакова, Н. И. Олчи-Оглу и Н. Н. Сысоева занесли в книгу Государственного комитета Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство под номером 2739-50-6 и с датой приоритета 11.11.1946. В 1947 году судно переоборудовалось в Висмаре, а в следующем году — в Ленинграде3.

«Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. На судне имелось 12 научных лабораторий1. С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР4. Между 1949 и 1979 годами «Витязь» совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах5, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных станции. Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин: в частности, было открыто 1176 новых видов животных и растений6. В их числе — свыше 70 новых видов погонофор, описанных по материалам экспедиций «Витязя» в Тихий и Индийский океаны7.

Первый рейс «Витязя» в Чёрное море был экспериментальным, после чего судно совершило дальний переход и было приписано к Владивостоку. Сначала исследования велись в Охотском, Японском и Беринговом морях, у Курильских островов, а с 1954 года начались работы в открытом океане — Тихом и Индийском. До начала 1960-х годов в рейсах судна велись в основном комплексные научные исследования, а затем, когда общая характеристика океана была достаточно проработана, начали проводить тематические экспедиции. Тематические рейсы были биологической, гидрологической, геологической либо геолого-геофизической направленности8.

Исследования «Витязя» закрыли множество «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого и Индийского океанов. Были открыты и исследованы, в частности8:

  • Возвышенность Шатского, возвышенность Обручева, возвышенность Академии Наук, возвышенность Института Океанологии;
  • Восточно-Индийский хребет, хребет Ланка, хребет «Витязя», хребет Ширшова, хребет Богорова, хребет Шокальского;
  • Впадина Дерюгина, впадина ТИНРО;
  • Курило-Камчатский жёлоб.

Исследования М. Н. Кошлякова в 40-м рейсе заложили основы новой области науки — синоптической океанологии9.

Много научных открытий было сделано в геологических рейсах. В 43-м рейсе на срединно-океанских возвышенностях были открыты скопления фосфоритов нового вида — сильно обогащенные фосфором. 48-й рейс был полностью посвящён исследованию железомарганцевых конкреций в Тихом океане, найдены неизвестные ранее их типы и крупные скопления на склонах подводных гор. 54-й рейс помимо Тихого океана проводился и в восточный район Индийского океана до Восточно-Индийского хребта, были обнаружены не только новые виды подводного рельефа, включая 22 горы высотой до 3 км, но и произведено более 600 снимков дна для последующего изучения, в рамках тектонических работ впервые сделано сейсмическое профилирование у Яванского жёлоба, Восточно-Индийского хребта, Северо-Австралийской котловины и Западно-Австралийской котловины8.

В 1957 году НИС «Витязь» измерило максимальную глубину Марианского жёлоба и всего Мирового океана, полученное значение 11 022 м часто указывалось в советской учебной10 и энциклопедической литературе11. 1959 году судно установило мировой рекорд глубоководной якорной стоянки — 9 600 м12. Участвовало в работе Международной индоокеанской экспедиции, исследованиях по программе второго Международного геофизического года1.

Почтовая марка с изображением НИС «Витязь». СССР, 1959
Почтовая марка с изображением НИС «Витязь». СССР, 1959

В 1979 году судно завершило свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию, прибыв из Новороссийска в Калининград13. На следующий год судно выведено из состава флота1.

На высшем уровне рассматривался вариант его установки в Москве к летним Олимпийским играм 1980 года, однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. В течение последующих 11 лет велись споры о судьбе заслуженного судна, в то время как сам «Витязь» постепенно гнил и разворовывался, стоя у причала судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде.

Музей

В 1992 году судно было передано новообразованному Музею мирового океана. Два года судно ремонтировалось на заводе, а 12 июля 1994 года встало на вечную стоянку у музейного причала в самом центре Калининграда.

В 2019 году «Витязь» отметил четырёхкратный юбилей: 80-летие спуска на воду, 70-летие выхода в первый научный рейс, 40-летие «выхода на пенсию» и 25-летие швартовки у музейного причала.

Помимо упомянутого подводного хребта «Витязя» (координаты: 44°—49°30' с. ш., 154°—156° в. д.)14 в честь этого корабля названы также расположенные в Тихом океане гора Витязь (13°30′ с. ш. 173°30′ з. д.) и жёлоб Витязь (8°35′ ю. ш. 167°30′ в. д.), разлом Витязь в Индийском океане (5°30′ ю. ш. 68°30′ в. д.)15 и мыс Витязь в Антарктиде (67°33′ ю. ш. 48°22′ в. д.)14.

Память

Биологические таксоны, названные в честь «Витязя»:

Рыбы:

  • Gonostoma vitiazi (Rass, 1950)
  • Lycenchelys vitiazi (Andriashev, 1955)
  • Pelagocyclus vitiazi (Lindberg et Legesa, 1955)
  • Vitiaziella cubiceps (Rass, 1955)
  • Cypselurus vitjazi (Parin, 1958)
  • Diaphus vitiazi (Kulikova, 1961)
  • Benthodesmus vitiazi (Parin et Becker, 1970)
  • Monomeropus vitiazi (Nielsen, 1971)
  • Eustomias vitiazi (Parin et Pokhilskaya 1974)
  • Melanostigma vitiazi (Parin, 1980)

Галерея

Примечания

  1. «Витязь» // Морской энциклопедический словарь : в 3 т. / под ред. В. В. Дмитриева. — Л. : Судостроение, 1991. — Т. 1. — С. 229—230. — ISBN 5-7355-0280-8.
  2. .
  3. , с. 98—101.
  4. Суда научно-исследовательские // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — С. 31—33. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
  5. Рейсы НИС «Витязь». Музей Мирового океана. Дата обращения: 19 июня 2015.Архивировано 19 июня 2015 года.
  6. История судна. Музей Мирового океана. Дата обращения: 19 июня 2015.Архивировано 19 июня 2015 года.
  7. А. В. Иванов. Тип Погонофоры (Pogonophora) // Жизнь животных. В 7 т. / гл. ред. В. Е. Соколов. — 2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение, 1988. — Т. 2 : Моллюски. Иглокожие. Погонофоры. Щетинкочелюстные. Полухордовые. Хордовые. Членистоногие. Ракообразные / под ред. Р. К. Пастернак. — С. 232. — 447 с. : ил. — ISBN 5-09-000445-5.
  8. .
  9. Институт океанологии Российской Академии наук. Дата обращения: 15 марта 2010.Архивировано 21 октября 2007 года.
  10. Максимов Н. А. Физическая география : Учебник для 5 класса / под ред. проф. Н. А. Гвоздецкого. — 18-е изд. — М. : Просвещение, 1986. — С. 67.
  11. Марианский жёлоб // Ломбард — Мезитол. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — С. 364. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 15).
  12. Васильев, В. Н., Топалов В. П. Якорное устройство // Справочник молодого моряка. — К. ; Одесса : Вища школа, 1982. — С. 74.
  13. .
  14. Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает. — М. : Воениздат, 1973. — С. 59—60.
  15. Алёхина Г. Н., Ушакова М. Г., Агапова Г. В.Имена учёных и научных судов Института океанологии на карте Мирового океана // Природа. — 2016. — № 8. — С. 6—14.