Витебский вокзал города Санкт-Петербурга

Витебский вокзал

Чертёж второго вокзала
Чертёж второго вокзала
Вокзал на фотографии производства мастерской К. Буллы, 1900-х гг.
Вокзал на фотографии производства мастерской К. Буллы, 1900-х гг.
Западный фасад здания
Западный фасад здания
Парадный зал с мраморной лестницей
Парадный зал с мраморной лестницей
Зал ожидания первого этажа
Зал ожидания первого этажа
Зал ожидания второго этажа
Зал ожидания второго этажа
Световой зал
Световой зал
Дебаркадер, у платформы поезд№ 61 «Петербург — Кишинёв»
Дебаркадер, у платформы поезд№ 61 «Петербург — Кишинёв»
Оригинальный багажный лифт на платформе (не действует)
Оригинальный багажный лифт на платформе (не действует)

Ви́тебский вокзал (ранее Царскосельский, затем — Детскосельский) — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Витебский. Расположен по адресу: Загородный проспект, 52.

Один из пяти действующих вокзаловСанкт-Петербурга. Старейший железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге и России. Здание вокзала является объектом культурного наследия народов России и охраняется государством.

История вокзала

Витебский — самый первый вокзал в России, носивший после открытия название Санкт-Петербургский, с 1900 года стал называться «Царскосельский вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». В 1918 году был переименован в «Детскосельский», одновременно с переименованием Царского Села в Детское Село2. В 1920-х годах в справочных изданиях иногда встречается двойное название «Детскосельский (Витебский)», а с 1935 года вокзал получил название «Витебский». Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село.Движение на участке Санкт-Петербург — Царское Село было торжественно открыто 30 октября (11 ноября1837 года. Первым отправившимся со станции поездом стал паровоз «Проворный» с руководителем строительства железной дороги и инженером Францом Герстнером в качестве машиниста, а также с другими почётными пассажирами, среди которых был император Николай I.

В 18491851 годах на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона. Уже через два десятилетия вокзал снова был перестроен и просуществовал до начала XX века, когда стало очевидно, что и он нуждается в расширении и реконструкции.

В январе 1900 года Царскосельская железная дорога была выкуплена обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Потребовалось новое, более представительное пассажирское здание. Рядом с главным пассажирским зданием вокзала был спроектирован Императорский павильон для поездов царской семьи. В качестве промежуточного варианта пришлось снова построить временный деревянный вокзал, уже четвертый по счету, который называли просто "павильоном". Только после этого приступили к разборке старого здания вокзала и возведению Императорского павильона, который был готов к ноябрю 1901 года. В 1902 году началось строительство нового здания вокзала3.

Вокзал 1904 года постройки

В 1904 году «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» завершает строительство линии от Павловска до Витебска и в том же году открывает современное здание вокзала в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского.В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш.В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла.Это здание — одно из первых общественных построек в стиле модерн.

Ярко выражена непривычная для начала XX века планировка здания, когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения.В этой постройке чётко прослеживается основной принцип построения зданий модерна «изнутри → наружу».Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана исходя из рациональных соображений4.

При открытии вокзал получил восторженную оценку современников. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие (автор — инженер В. С. Персон).

Элементы вокзала

Главный (северный) фасад вокзала выходит на Загородный проспект. Этот фасад простирается от башни с часами с левой стороны до вестибюля и полукруглого перехода к западному фасаду — с правой.

Железные решётки балконов вокзала исполнены коваными рисунками, напоминающими лиру. Как об этом писали на момент открытия вокзала, «своеобразного рисунка».4Оригинальные ажурные козырьки над многочисленными входами вокзала выполнены по индивидуальным проектам.

Главный фасад

Основное помещение вокзала  — это гигантский вестибюль с парадной лестницей. Высота зала составляет более двадцати метров, зал венчает металлический купол. Парадная лестница зала является доминантой помещения, она украшена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Освещение зала выполнено с использованием естественного освещения — дневной свет проходит в зал через расположенные по всем стенам витражные окна. Искусственный свет создаётся с помощью электрических светильников, расположенных по периметру зала. Они выполнены из железа и окрашены в чёрный цвет.

Между окнами в простенках установлены лепные панно, окрашенные под цвет старой бронзы.На них изображены головы Меркурия и женских головок, и декорированных стилизованными растительными орнаментами.Этот выбор не случаен: Меркурий является богом торговли и путешествий.

На фасаде вестибюль — это масштабный ризалит с большой витражной аркой.Её оформление перекликается с аркой на здании магазина братьев Елисеевых на Невском проспекте, построенном по проекту гражданского инженера Г. В. Барановского в 1902 — 1903 годах.

Парадный вход наверху украшен гербами Петербурга и Витебска — конечных пунктов Витебской линии на момент постройки вокзала.

Кроме вестибюля, вертикальной доминантой здания служит высокая часовая башня, имеющая эффектный живописный силуэт.

Переход между фасадами оформлен колоннами, стилизованными под дорический ордер.

Восточный и западный фасады

Большую часть фасадов занимает трёхсводчатый дебаркадер, выполненный по проекту инженера В. С. Герсона.

Арки дебаркадеров металлические, клёпаные, изначально перекрыты стеклом. В качестве ограждений используются решётки из листового железа, украшенные металлическими цветами. Дебаркадер не покрывает платформы целиком, примерно треть перронов находится под открытым небом.

Восточный фасад здания несёт утилитарное назначение — его формируют два объёма — комплекс помещений центрального фасада, увенчанный часовой башней, и объём маршевой лестницы и лифта для пассажиров. После строительства станции метрополитена с этой стороны здания, основная часть пассажиропотока пассажиров дальнего следования пользуется этой лестницей.

Со стороны западного фасада организовано отправление пригородных поездов, в этом фасаде расположены кассы пригородного сообщения. Для обеспечения работы автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов были установлены металлические решётки, существенно изменившие общий вид здания.

Особенности проекта вокзала

На вокзале очень широко использовались различные сложные технические новинки, многие решения были новаторскими для того времени:4

  • Лифты для багажа и пассажиров;
  • Транспортёры;
  • Рельсовое полотно, расположенное на втором этаже,
  • Широко использовалось электричество.

Вокзал изначально был богато художественно украшен:

  • Практически все части вокзала (балконы, лестничные спуски и пролёты, витражи, фонари) украшены художественной ковкой
  • На башне с часами изображены рельефы сов;
  • Один из залов украшен картинами, посвящёнными истории Царскосельской железной дороги (художники Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская).

Сохранность и реставрация

Витебский вокзал. Санкт-Петербург. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2009 год
Витебский вокзал. Санкт-Петербург. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2009 год

Несмотря на то, что зданию вокзала на момент принятия решения о проведении реставрационных работ не исполнилось ста лет, при обследовании здания было выявлено, что суровый климат Санкт-Петербурга и тяжёлая экологическая обстановка в центре города в конце XX века нанесли памятнику архитектуры внушительный ущерб.До этого момента комплексных реставрационных работ на вокзале не проводились.4

В 20012003 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга были проведены работы в рамках программы по реставрации и восстановлению вокзалов города.Работы включали в себя реконструкцию вокзала, в ходе которой были проведены следующие работы:4

  • Восстановлен купол.
  • Воссоздана окраска здания (по отчётам 1904 года «желтовато-сероватый»).
  • Восстановлены оригинальные окна фасада, выполненные по оригинальным чертежам.
  • Обновлён лепной орнамент.
  • Заново декорирована парадная мраморная лестница.
  • Воссоздано «Императорское кафе».
  • Обновлены отливки орнаментов.
  • Исправлены эксплуатационные дефекты конструкции дебаркадера и навесов.
  • Были восполнены утраченные элементы первоначального проекта, отреставрирован металлодекор.

По результатам обследования состояния здания, сохранность подлежащего реставрации наружного металлодекора составляла около 2 %.По этой причине реставраторам пришлось заниматься полным воссозданием исторического памятника.4

Витебский вокзал ночью
Витебский вокзал ночью

В качестве примера можно привести работы специалистов фирмы «Гранит», в задачу которых входило воссоздание козырьков над входами: работы включали в себя создание полностью утраченных деталей по сохранившейся исторической документации, а также ковка деталей по образцу, коим служили аналоги и оставшиеся детали4.

Конструктивной особенностью здания являлось использование в качестве крепежа огромного количества заклёпок, сварка применялась минимально.Эти работы были повторены, для чего приходилось использовать большой ассортимент типоразмеров заклёпок, изготовленных вручную.Все работы велись под надзором КГИОП, что гарантирует сохранность памятника.4

Рабочий ввод системы АСКОП (автоматизированная система контроля оплаты проезда) пассажирами пригородных поездов состоялся 14 июля 2001 года5.

История станции

Первоначально станция имела название "Санкт-Петербург Царскосельской жел. дор".

Со 2 января 1900 года она перешла в введение Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» и была переименована в "Санкт-Петербург М-В-Р"

В 1904 году в связи со строительством товарной станции, пассажирская станция получила название "Санкт-Петербург пасс М-В-Р".6

18 августа 1914 года Высочайшим повелением город Санкт-Петербург переименован в Петроград , Министр Путей Сообщения, по докладу Управения железных дорог, от 20 августа 1914 года за № 3647, признало переименовать станции "С-Петербург" в "Петроград". Станция стала называться "Петроград пасс М-В-Р".7

В 1921 году Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога была расформирована и Петроградская сеть перешла в введение Северо-Западных железных дорог получив название "Петроград Вит".8

В 1924 году согласно телеграммы НКПС от 12 февраля 1924 года Петроградские станции переименованы в Ленинградские, получив новое название "Ленинград Вит"9

В 1926 году "Ленинград-пасс Витебский"10

В 1929 годуОктябрьская железная дорога и Северо-Западные железные дороги были слиты в одно управление,-Октябрьские железные дороги, станция вошла в состав данной дороги.11

С 1940 года по 1942 год станция в введении Ленинградской железной дороги.12

С 1942 года по 1947 год станция в введении Октябрьской железной дороги.13

С 1947 года по 1953 год в составе Ленинградской железной дороги.14

С 1953 года станция в составе Октябрьской железной дороги.

В 1971 году присвоен код ЕСР № 0518.15

В 1975 году присвоен новый код ЕСР № 05180.16

В 1982 году станции присвоен код Экспресс-2 № 20103.

В 1985 году станция получила новый код АСУЖТ (ЕСР) № 033061.17

В 1994 году станция "Ленинград-пасс-Витебский" переименована в "Санкт-Петербург-пасс- Витебский" и получила новый код Экспресс-3 № 2004003.18

В 1849 году границы станции были увеличены,- сооружена боковая ветвь в паровозные мастерские и окончено строительство "паровозного сарая"19

В 1863 году устроен подъездной путь от завода общественного столичного освещения до путей к локомотивному депо длиной 106,5 сажень.20

В 1904 году при перешивке линий на русскую колею,- главные пути были выведены за границу депо.

Пути и платформы

Путевое развитие вокзала состоит из 8 путей, вокруг которых сооружены 5 высоких платформ. Первые 4 пути лишены электрификации и заходят под дебаркадер (восточный и центральный нефы). Остальные 4 пути предназначены для пригородного сообщения и электрифицированы, причём пути № 5 и № 6 упираются в западный неф дебаркадера, но не заходят под него. За пределами дебаркадера, на платформах № 1-3 построены навесы.

Памятники и мемориалы

Памятник фон Герстнеру
Памятник фон Герстнеру

В 1987 году в специальном стеклянном павильоне установлен макет поезда с паровозом «Проворный», совершившего первый в России рейс из Петербурга в Царское Село в 1837 году (в 2017-ом году павильон демонтировали, а паровоз отправили на станцию Царскосельская Южной трассы МОЖД).

30 октября2007 года в честь 170-летия российских железных дорог в Световом зале вокзала открыт памятник Ф. А. Герстнеру — австрийскому инженеру, строителю первой железной дороги в России.

Также Герстнеру и локомотиву «Проворный» посвящена мемориальная табличка на фасаде здания. Она установлена на изогнутой колоннаде здания, связывающей северный и западный фасады.

В августе 2014 года у входа в вокзал был открыт памятник героям Первой мировой войны.

Памятник героям Первой мировой войны у Витебского вокзала, Санкт-Петербург.
Памятник героям Первой мировой войны у Витебского вокзала, Санкт-Петербург.

Императорский павильон

Со стороны Введенского каналаМосковско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой был построен Императорский павильон213Императорской ветки, примыкавший к вокзалу, откуда отправлялись поезда членов императорской фамилии и иностранные делегации.

Вокруг вокзала

Царскосельский железнодорожный мост
Царскосельский железнодорожный мост

В отличие от других вокзалов Санкт-Петербурга, перед ним нет большой привокзальной площади: центральный фасад здания выходит на Загородный проспект, восточный фасад выходит на небольшой проезд, который после Великой Отечественной войны был назван именем П. Д. Винокурцева.Западный фасад здания при постройке выходил на Введенский канал, после его засыпки в 19651971 годах теперь выходит на улицу Введенского канала.

Через Обводный канал по ходу следования железной дороги был перекинут Царскосельский железнодорожный мост.

Рядом с вокзалом в 1956 году был построен наземный вестибюль станции метро «Пушкинская». В 2008 году открылась пересадочная с ней станция «Звенигородская».

Напротив Витебского вокзала на противоположной стороне Загородного проспекта находится Военно-медицинский музей — крупнейший российский историко-медицинский музей мирового класса. Перед этим музеем находится сквер, в котором до сноса в 1933 году находился Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка.

Направления, перевозчики

Помимо поездов дальнего следования РЖД, от вокзала ходят поезда украинских, молдавских, белорусских железных дорог.

Пригородное сообщение обслуживает Северо-Западная пригородная пассажирская компания.

В культуре

Благодаря своему колоритному дебаркадеру, вокзал часто «играет роли» других вокзалов. На Витебском вокзале сняты сцены многих фильмов, в том числе, где действие разворачивается в другом городе и (или) на другом вокзале22, в частности:

  • Двадцатый век начинается.
  • Приключения Шерлока Холмса (Витебский вокзал играет роль лондонского вокзала «Виктория»).
  • Вокзал для двоих (Вымышленный город Заступинск)
  • Брат (фильм начинается в Приозерске, герой должен прибывать в город с Финляндского направления)
  • Улицы разбитых фонарей.
  • О чём говорят мужчины. Продолжение. (Герои приехали в Санкт-Петербург на поезде Адлер-Мурманск, который прибывает на Ладожский вокзал)
  • На Витебский (в 1918 году — ещё Царскосельский) вокзал прибывает поезд с героями песни Александра Розенбаума «Путешествие из Одессы в Петроград»:
И вот на горизонте Царскосельский вокзал
Встречает урков с мясом пирожками.

Примечания

  1. История электрификации железных дорог СССР. Архивировано 31 января 2013 года.
  2. "Декрет о переименовании Царского Села". Ноябрь 1918 г.ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 2. Д. 137. Л. 9, 9 об.
  3. Вокзальный комплекс | Октябрьская ЖД. ozd.rzd.ru. Дата обращения: 30 июля 2020.
  4. Евгения Игнатьева.Витебский вокзал - вокзал мечты // Мир металла.
  5. На Витебском вокзале Санкт-Петербурга вводится автоматизированная система контроля оплаты(недоступная ссылка). Дата обращения: 15 января 2011.Архивировано 31 января 2012 года.
  6. Сборник тарифов 1904г тариф № 7241
  7. Сборник тарифов 1914г извещение № 20403
  8. Сборник тарифных расстояний 1922г
  9. Вестник Читинской жд № 8 11 фев № 581
  10. Свод тарифов 1926г стр 230
  11. Алфавитный список станций 1929г стр 51
  12. Указатель путей сообщения 3-34 1940г стр 108
  13. Список станций 1945г стр 68
  14. Указатель путей сообщения 3-37 1947-48г стр 160
  15. Список станций 1970г стр 72
  16. Тарифное руководство № 4 кн 2-1 1975г стр 222
  17. Тарифное руководство № 4 кн 2-1 1985г стр 213
  18. Служебные расписания поездов 1994г стр 74
  19. Журнал общего собрания акционеров 19 февраля 1850г
  20. Журнал общего собрания акционеров 29 марта 1864г стр 27
  21. Витебский вокзал . Императорский павильон, Модерн, Архитектор Бржозовский С. А., Загородный пр., 52А. www.citywalls.ru. Дата обращения: 30 июля 2020.
  22. Если в фильме упоминается или по сюжету понятен маршрут поезда, внимательные зрители могут отметить «киноляп» — поезд реального маршрута прибывает на неправильный вокзал