Verkhny Lebyazhy Bridge

Верхний Лебяжий мост

Ве́рхний Лебя́жий мост (Ве́рхне-Лебя́жий) — мост через Лебяжью канавку в Центральном районеСанкт-Петербурга, соединяет острова 1-й Адмиралтейский и Летний Сад. Внешнее оформление моста сохранилось до настоящего времени в своем первоначальном виде1.

Расположение

Расположен по оси Дворцовой набережной, у истока Лебяжей канавки. Мост находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно между Летним садом и Марсовым полем.

Ниже по течению Лебяжьей канавки находится Нижний Лебяжий мост.

Ближайшая станция метрополитена (900 м) — «Горьковская»

Название

Название мосту дано по наименованию Лебяжьей канавки. За время существования мост несколько раз менял своё название: Лебяжий мост (1821—1829 гг.), Лебяжий каменный мост (1836—1846 гг.), Верхне-Лебяжий мост (с 1849 г.)2.

История

Деревянный подъёмный мост на этом месте был построен в 17111715 гг., сразу после прорытия канала1. В 1754 году мост перестроили в дереве3.

В 17671768 гг. при возведении гранитных набережных реки Невы мост был перестроен в однопролётный арочный каменный мост. Строительными работами руководил мастер Т. И. Насонов, автором проекта предположительно был архитектор И. Л. Росси4.

В 1840—1845 гг. стала наблюдаться осадка свода и расстройство его кладки. В 1847 г. был составлен проект капитального ремонта моста с заменой старого, параболического очертания свода новым кирпичным с циркульным очертанием и пятами свода, поднятыми на уровень реки на 1 м1. Но этот проект не был утвержден. В 1908 г. инженер К. В. Ефимьев составил проект перекладки устоев и тротуаров, однако он не был осуществлен4.

В 19271928 гг. по проекту инженера Л. А. Крушельницкого был произведен капитальный ремонт моста без изменения конструкций и архитектурного облика5. В 1934 г. было заново изолировано его пролетное строение41.

Конструкция

Мост однопролётный арочный, свод параболического очертания, облицован гранитом. Опоры и открылки моста выложены из бутовой плиты и также облицованы гранитом. Основание опор — свайные ростверки. Длина моста — 12,5 м, ширина — 14,9 м (ширина проезжей части — 10,6 м и ширина тротуаров — по 2,15 м), блоки парапета — 82х42 см4.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком. Покрытие проезжей части — асфальтобетон по диабазовой брусчатке6, тротуары вымощены гранитными плитами. В качестве ограждений использованы глухие гранитные парапеты, примыкающие к парапетам набережной.

Примечания

  1. , с. 189.
  2. Алексеева С. В., Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. и др. «Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика. Полный свод названий за три века: Справочник-путеводитель». СПб., Лик, 1997, стр.31
  3. Верхний Лебяжий мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  4. , с. 162.
  5. , с. 306.
  6. , с. 276.