Верхнесвирская ГЭС (11)

Верхне-Свирская ГЭС

Верхне-Свирская гидроэлектростанция (Верхне-Свирская ГЭС) — ГЭС на реке Свирь в Ленинградской области, в городе Подпорожье.Входит в Каскад Ладожских ГЭС, внутреннее обозначение ГЭС в ТГК-1 — № 12.1

Общие сведения

Строительство ГЭС началось в 1938 году, закончилось в 1952 году. Является русловой низконапорной гидроэлектростанцией.Состав сооружений ГЭС:

  • водосбросная бетонная плотина длиной 111 м;
  • земляная намывная плотина длиной 312,8 м и наибольшей высотой 31 м;
  • земляная дамба длиной 350 м;
  • однониточный однокамерный судоходный шлюз, габариты 290×21,5×14 м23;
  • здание ГЭС длиной 118 м.

Мощность ГЭС — 160 МВт, среднегодовая выработка — 589 млн кВт·ч. В здании ГЭС установлено 4 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 40 МВт, работающих при расчётном напоре 14 м. Подпорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 660 м) образуют крупное Верхнесвирское водохранилище многолетнего регулирования, включающее в себя Онежское озеро. Площадь водохранилища 9945 кв.км, полная и полезная ёмкость 17,5 и 12,7 куб. км. С учётом естественного объёма Онежского озера — 285,3 куб.км. [5] При создании водохранилища было затоплено 1,87 тыс.га сельхозугодий, перенесено 314 строений.

Верхнесвирская ГЭС спроектирована институтом «Ленгидропроект».

Экономическое значение

Верхне-Свирская ГЭС работает в пиковой части графика нагрузок энергосистемы Северо-Запада. Водохранилище ГЭС затопило Свирские пороги, обеспечив судоходство по реке Свирь. Верхне-Свирская ГЭС сыграла большую роль в развитии промышленности страны в 19501960 годах.

Верхне-Свирская ГЭС входит в состав ПАО «ТГК-1».

История строительства и эксплуатации

Проекты гидроэнергетического освоения Свири возникли ещё в дореволюционные годы. В 1916 инженер В. Д. Никольский рассчитал «запасы водной силы реки Свирь», что позволило разработать проект сооружения на Свири двух электростанций и регулирующей плотины. Но в силу последующих событий, проект был законсервирован. Такая же участь постигла и предложение, выдвинутое в июне 1917 инженером И. В. Егиазаровым о постройке на Свири трёх электростанций. Лишь 3 мая 1918Совет народных комиссаров рассмотрел первую смету сооружения трёх свирских ГЭС и судоходного шлюза.

Осенью 1918 года начались подготовительные работы на месте будущих свирских гидростанций. Но велись они очень медленно, и вскоре практически прекратились. И только проектировщики продолжали эскизное проектирование трёх станций, и гидрологи вели наблюдение в районах предстоящих работ.

В 1927 началось строительство первой ГЭС каскада — Нижне-Свирской. После окончания её строительства, в 1938 году, началось строительство Верхне-Свирской ГЭС — последней гидроэлектростанции, строительство которой было предусмотрено планом ГОЭЛРО. Строительство ГЭС велось силами заключенных под контролем НКВД. К 1941 году был отрыт котлован под здание ГЭС, начались бетонные работы. В июле 1941 года строители ГЭС под руководством Рапопорта участвовали в возведении оборонительного рубежа Малая Вишера, Крестцы, озеро Селигер, Осташков4. Во время Великой Отечественной войны территория ГЭС была оккупирована и котлован затопили. В 1948 году строительство Верхне-Свирской ГЭС возобновилось. Первый агрегат заработал в 1951 году, а в 1952 станция была запущена в промышленную эксплуатацию. В 1955 году был образован каскад Свирских ГЭСЛенэнерго. 13 февраля 1960 года гидроузел принят в промышленную эксплуатацию. В 2010 году образован Каскад Ладожских ГЭС.

В 1990-х годах были заменены гидрогенераторы станции, планируется дальнейшая реконструкция ГЭС.

Аварии и происшествия

11 июня 2010 года

11 июня 2010 года при шлюзовании в Верхне-Свирском шлюзе теплоход получил пробоину в результате удара о подъемно-опускные ворота.Сухогрузный теплоход «Шихан» не только получил повреждения, но и вывел из строя верхние основные ворота шлюза. Причиной транспортного происшествия была названа ошибка вахтенного начальника Верхне-Свирского шлюза.5

Галерея

Примечания

  1. Торопов, Алексей. Успех зависит от самоотдачи каждого, Свирь: Свирские огни (7 июля 2010). Дата обращения 28 июля 2010.
  2. http://www.predmest.ru/ip/brief_report_%20210409.pdf 3.3 ВВП России. Этапы развития существующее состояние стр. 106
  3. http://www.nw-agency.ru/bassein_RF_inform/nord_west/Severo_zapad_inform/Proektn_kharakteristik_sluzov_VBK.htm Информация по Северо-Западному бассейну. Проектные характеристики шлюзов.
  4. На Северо-Западном фронте — М.: Наука, 1969(недоступная ссылка). Дата обращения 18 февраля 2016.Архивировано 24 февраля 2016 года.
  5. Транспортная прокуратура разобралась в причинах ЧП на Верхне-Свирском шлюзе, в результате которого получил пробоину сухогруз (30 июля 2010). Дата обращения 30 июля 2010.