
Великолукский локомотивовагоноремонтный завод
Великолу́кский локомотивовагоноремо́нтный заво́д (ВЛВРЗ) — предприятие по ремонту дизель-поездов, тепловозов и различных грузовых вагонов для нужд железных дорог, расположенное в городе Великие ЛукиПсковской области. Объект культурного наследия народов России регионального значения3.
Исторические наименования предприятия
- Главные железнодорожные мастерские по ремонту паровозов и вагонов c сентября 1901 (при основании).6
- Великолукский паровозовагоноремонтный завод с 01.10.1927.6
- Великолукский локомотиво-вагоноремонтный завод имени 50-летия СССР с 30.12.1972.7
- Великолукский локомотиворемонтный завод с 1976.1
- ООО «Великолукский локомотивовагоноремонтный завод»8
- ЗАО «Великолукский локомотивовагоноремонтный завод»2
История
Довоенный период
![Главные Великолукские железнодорожные мастерские в начале XX в.[9]](/pics/Ly91cGxvYWQud2lraW1lZGlhLm9yZy93aWtpcGVkaWEvY29tbW9ucy90aHVtYi8zLzM3L0xSWl81X1ZlbGlraXllX0x1a2kuanBnLzIyMHB4LUxSWl81X1ZlbGlraXllX0x1a2kuanBn.jpg)

Железнодорожный транспорт появился в Великих Луках в 1901 году со строительством Московско-Виндавской железной дороги. История Великолукского локомотивовагоноремонтного завода началась в январе 1902 года, когда в Великих Луках были открыты Главные железнодорожные мастерские частного Общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, владевшего дорогой. Производственные мощности мастерских были рассчитаны на перспективу увеличения движения и позволяли производить ежегодно ремонт 40 паровозов, 40 тендеров и более двух тысяч пассажирских и товарных вагонов. Предприятие включало в себя паровозостроительный цех, вагоносборочную, паровозосборочную, малярную с лакировочным участком, токарную, колёсно-токарную и чугунно-литейную мастерские, главную кузницу и электростанцию. При мастерских имелись ремесленные курсы. Всего на локомотивовагоноремонтном заводе трудилось свыше 700 человек.
В декабре 1905 года рабочие железнодорожных мастерских создали вооруженный отряд. Стачка распространилась на другие железнодорожные станции. В цехах ВПВРЗ начал свою революционную деятельность рабочий Александр Филиппович Силин. Позже он был руководящим работником транспортной ВЧК, а в годы Гражданской войны погиб в боях с белогвардейцами. Его имя теперь носит одна из улиц Великих Лук10.
В 1907 году через Великие Луки прошла Бологое-Полоцкая железная дорога, станция стала узловой. За счёт новой линии возрос транзит подвижного состава через станцию и потребности в его ремонте. До войны здесь работали будущие Герои Советского СоюзаНиколай Дмитриевич Антонов, Александр Михайлович Родителев и Василий Филиппович Сизов.

В годы Гражданской войны завод осуществлял ремонт бронепоездов. С 1927 года ВЛВРЗ стал носить имя Максима Гёльца10.
Великая Отечественная война
В начале Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Оренбург на Оренбургский локомотиворемонтный завод. Немецкие оккупанты запустили завод, используя принудительный труд местных жителей. По приказу начальника гарнизона Великих Лук Фрица фон Раппарда был создан лагерь для рабочих паровозоремонтного завода11. В лагере трудились по 12 — 13 часов в день 300 рабочих (в том числе подростки), которые получали по 200 грамм хлеба с опилками в день11. Директором завода был Гуго Ганн11. Согласно приказу, подписанному Ганном и В. Зонневальдом (преемником фон Раппарда на посту начальника гарнизона Великих Лук) отлучка с завода каралась наказанием — вплоть до расстрела12. Всего на заводе были убиты 50 человек, из которых 2 рабочих повесили, а 36 рабочих расстреляли по приказу Раппарда (Гуго Ганн донес, что рабочие готовят восстание)11. 1 февраля 1946 года Ганн, фон Раппард и Зонневальд были по приговору советского суда повешены в Великих Луках.
В 1943 года вокруг предприятия развернулись ожесточённые бои в рамках Великолукской наступательной операции советских войск. Атакующие роты 921 стрелкового полка Красной армии вышли в район ВПВРЗ к вечеру 5 января. В стенах мастерских были пробиты амбразуры, а стоящий на путях в большом количестве подвижной состав использовался гитлеровцами в качестве огневых точек. Бои начались в ночь на 6 января. К утру противник был выбит из нескольких цехов, где под колючей проволокой содержалось около 300 советских рабочих. Полностью Великолукский железнодорожный узел, включая здание вокзала и локомотивное депо, удалось освободить к утру 16 января13.
Одним из первых после освобождения города возвратился на завод его довоенный начальник В. В. Амосов. К апрелю 1944 года ему удалось собрать 78 рабочих-ветеранов, а в августе их число возросло до 200. Сформировавшийся трудовой коллектив немедленно приступил к первоочередным восстановительным работам. К началу августа в котельном цехе был запущен первый паровой котел системы Шухова. Капитальное восстановление завода началось с возвращением рабочих из Оренбурга в 1944 году.
Сразу же остро встал вопрос электроснабжения. Заводская ТЭЦ, снабжавшая до войны электроэнергией весь железнодорожный узел, лежала в руинах. И только в 1950 году удалось её частично восстановить и запустить. До этого времени энергией железнодорожников снабжала паровая турбина с генератором мощностью 250 кВт, доставленная в город по распоряжению наркомата путей сообщения. Несколько позднее на ПВРЗ прибыл энергопоезд мощностью 1000 кВт. Под сборку паровозов был приспособлен относительно сохранившийся корпус малярного цеха, что дало возможность с опережением графика приступить к ремонту локомотивов.
Первый паровоз был выпущен после среднего ремонта в ноябре 1944 года. К концу 1945 года численность работников ПВРЗ достигла 1200 человек. В течение года заработали семь действующих цехов, пригоночное отделение паровозного цеха, бандажное отделение колёсного цеха, парокотельная энергосилового цеха. Были завершены подготовительные работы для монтажа паровозного цеха, вступившего в строй уже в 1946 году. Это позволило начать капитальный ремонт паровозов. В 1946 году из ремонта было выпущено 37 паровозов, а также бронепоезд «Александр Невский», расформированный из 25-го отдельного батальона бронепоездов14.
Послевоенный период
В 1964 году ВЛВРЗ приступил к производству модернизированной автомотрисы АС1 — АС1А. Всего с 1964 по 1975 год на заводе было выпущено более 2000 таких машин15. Кроме того, ВЛВРЗ долгое время оставался единственным предприятием в СССР, которое производило хопер-дозаторы. За освоение производства таких вагонов завод в 1959 году удостоился диплома ВДНХ СССР16. В конце 1980-х специалисты завода спроектировали саморазгружающийся полувагон. Люки нового цельнометаллического полувагона вместительностью 75 т открывались с помощью пневматики, а особая форма днища обеспечивала полную высыпку груза в течение нескольких секунд17.
На 1992 год завод ремонтировал дизель-поезда, промышленные и маневровые тепловозы, хоппер-дозаторы, колёсные пары, изготовлял запасные части к дизель-поездам серии Д, Д1, ДР1, ДР1п, маневровым тепловозам ТГМ23.1
Примечания
- Великолукский локомотиворемонтный завод (недоступная ссылка — история, копия) // Псковская энциклопедия / Под ред. А. И. Лобачёва. — Псков, 2003. — С. 126−127.
- Великолукский локомотивовагоноремонтный завод // Информационный портал международного делового сотрудничества (www.imcn.ru) (Проверено 15 апреля 2013)Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine
- Постановление Псковского областного Собрания депутатов «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения» № 542 от 30.01.1998
- Виды ремонта и технического обслуживания вагонов. Железнодорожные вагоны. Дата обращения: 26 июля 2018.
- Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог 1520 (1524) мм. — Москва: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 2012. — С. 89. — 276 с.
- Любавин Т. Б. К 75-летию Великолукского локомотивовагоноремонтного завода: иллюстрированное издание / Под ред. А. Т. Новикова, П. А. Сеня, А. Ф. Фролова и К. Т. Чвалаева. — Л.: Лениздат, 1976. (недоступная ссылка — история, копия)
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР — Москва, Кремль. 30 декабря 1972 года. (недоступная ссылка — история, копия)
- Контакты // Сайт Великолукского локомотивовагоноремонтного завода (www.vlvrz.ellink.ru) (Проверено 15 апреля 2013)
- Очерк деятельности Главных Великолуцких мастерских за 1902−1914 гг. (с 93 изображений и 27 чертежей). — Петроград, 1918. — 588 с.
- Великолукский локомотивовагоноремонтный завод. Псковские железные дороги. Дата обращения: 26 июля 2018.
- Асташкин Д. Ю. Преступления нацизма на Псковской земле (по материалам открытых судов 1945—1947 гг.) // Без срока давности : Материалы II Международной научно-практической конференции (XIV «Псковские архивные чтения»), 14-15 ноября 2019 года. — Псков, 2020. — С. 46.
- Асташкин Д. Ю. Преступления нацизма на Псковской земле (по материалам открытых судов 1945—1947 гг.) // Без срока давности : Материалы II Международной научно-практической конференции (XIV «Псковские архивные чтения»), 14-15 ноября 2019 года. — Псков, 2020. — С. 46 — 47.
- Ф. Паульман.В боях за Великие Луки. Псковские железные дороги. Дата обращения: 26 июля 2018.
- С. Н. Решетов и З. П. Антонова.Возрождённый из руин. — Ленинград: Лениздат, 1988.
- Список подвижного состава АС1А. Trainpix. Дата обращения: 26 июля 2018.
- Николай Козюлин.Целитель подвижного состава. Псковские железные дороги. Дата обращения: 26 июля 2018.
- К. Владимиров.Техника двенадцатой пятилетки. Гудок. Дата обращения: 26 июля 2018.