Varshavsky Bridge SPB 01

Варшавский мост (Санкт-Петербург)

Варша́вский мост — мост через Обводный канал в Адмиралтейском районеСанкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала. Объект культурного наследия.

Расположение

Является продолжением Измайловского проспекта через Обводный канал.

Рядом с мостом расположено здание Варшавского вокзала и Церковь Воскресения Христова.

Выше по течению находится Ново-Московский мост, ниже — Митрофаньевский мост.

Ближайшая станция метрополитена (500 м) — «Балтийская».

Название

Название известно с 1860 г.1 и дано по находящемуся рядом Варшавскому вокзалу.

История

Первый деревянный балочно-подкосный мост был построен в 1862 году2. Он располагался немного выше по течению от оси современного Варшавского моста. В 18691870 гг. Обществом Российских железных дорог был построен однопролётный металлический арочный мост на каменных опорах отверстием 21,7 м и шириной 22,1 м3. Проект моста был составлен инженером Н. С. Серебренитским4. На Варшавском мосту впервые в Петербурге вместо чугунных были применены стальные клепаные арочные балки56. В 1876 г. мост был уширен на 4,6 м для прокладки двойного пути конки7.

В 19081910 годах в связи с увеличивающимся транспортным потоком и прокладкой трамвайных путей ширина моста увеличилась с 22,1 до 30,6 метров (без изменения конструктивного решения пролёта)6. Проект переустройства моста (включая проект временного мочта) был разработан инженерами А. П. Пшеницким и В. А. Берсом8. Работы по перестройке моста производились инженером Н. Н. Баклановским9. На время производства работ для сохранения трамвайного и экипажного движения был возведён временный деревянный мост.

К началу 2000-х годов металлоконструкции пролётного строения пришли в неудовлетворительное состояние. С ноября 2006 года по август 2007 года был произведен капитальный ремонт моста. Работы производились компанией ООО «Ризалит». В ходе ремонта были полностью заменены верх пролётного строения, вспомогательные и поперечные балки. С моста были демонтированы трамвайные пути, расширена проезжая часть. Стоимость ремонта составила около 145 млн рублей. Для пешеходов мост был открыт 18 июня 2007 года, автомобильное движение открылось 24 августа.

Конструкция

Мост однопролётный. Пролётное строение состоит из металлических двухшарнирных арок постоянного двутаврового сечения с надарочными сквозными конструкциями из прогонов на стойках и поперечных балок между ними10. По конструктивной схеме идентичен Садовому, Поцелуеву, Пантелеймоновскому и Введенскому мостам11. Опоры, вынесенные в канал, облицованы путиловским известняком, с разделкой гранитом. Длина моста составляет 38,2 м, ширина — 30,6 м.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — литой асфальтобетон, тротуаров — гранитные плиты (на открылках) и асфальтобетон. В центре моста устроен островок безопасности, вымощенный плиткой. Тротуар отделен от проезжей части высоким гранитным поребриком. Перильные ограждения представляют собой металлическую решетку с геометрическим рисунком, разбитую металлическими же квадратными тумбами на восемь секций. На открылках устоев установлены гранитные парапеты. На них местами видны следы от осколков снарядов, оставшиеся со времен войны.

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 31. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. Журнал МПС 1863 год т. 41 кн. 6 смесь стр 125
  3. , с. 172.
  4. Барановский Г.В.Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842—1892. — СПб.: Типо-Литография Н. Л. Пентковского, 1893. — С. 310.
  5. Николаи Л. Ф.Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России. — СПб., 1898. — С. 112. — 119 с.
  6. , с. 311.
  7. Отчет С.-Петербургской городской управы за 1877 год. — СПб., 1879. — С. 217.
  8. Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905—1908. — СПб., 1909. — Т. 2. — С. 15, 225, 226.
  9. Исполнительная комиссия по заведыванию и переустройству городских железных дорог // Отчет С.-Петербургского городского общественного управления за 1907 год. — СПб., 1908. — Т. 6. — С. 480,481.
  10. , с. 90.
  11. , с. 95.