ЛМ-33, ЛМ-49, ЛП-49, ЛМ-57 и ЛМ-68 на территории Василеостровского трамвайного парка. 15 апреля 2008 года

Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга

Музе́й городско́го электри́ческого тра́нспорта Са́нкт-Петербу́рга — структурное подразделение СПб ГУП «Горэлектротранс», содержащее на балансе собрание экспонатов, демонстрирующих этапы развития электротранспорта на территории Санкт-Петербурга. Основу коллекции составляют находящиеся на ходу экземпляры основных моделей трамваев и троллейбусов, массово использовавшихся в Санкт-Петербурге, эксплуатация которых была прекращена. Территориально музей расположен в ангарах бывшего Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, дом 77.

Расположение

В настоящий момент музей располагается на территории бывшего трамвайного парка № 2 по адресу Средний проспект Васильевского острова, дом 77. Коллекция занимает два из трёх исторических корпусов депо, откуда в 1907 году вышел первый трамвай Санкт-Петербурга.

Функционирование

Посещение

Среда — воскресенье: с 10:00 до 17:00;Понедельник, вторник — выходные дни.Стоимость билета: взрослые — 400 руб., льготный — 150 руб.

Экскурсии

Восстановленный ЯТБ-1 на Пяти углах
Восстановленный ЯТБ-1 на Пяти углах

В музее проводятся обзорные, тематические и игровые программы (по записи).

По субботам и воскресеньям в 10.00, 11.30, 14.00 и 16.00 проводятся обзорные экскурсии по музею для всех желающих без записи (за дополнительную плату).

Экскурсионный маршрут

С 2013 года по субботам и воскресеньям с апреля по октябрь по городу курсирует ретро-трамвай.

Аренда подвижного состава

Творческая поездка на ЛМ-49 с Борисом Авериным
Творческая поездка на ЛМ-49 с Борисом Авериным

СПб ГУП «Горэлектротранс», в чьём ведении находится музей, осуществляет сдачу в аренду частным лицам и организациям подвижного состава.

Выезд музейной техники

Экспонаты принимают участие в городских мероприятиях, творческих встречах, выезжают на парады.

Парад трамваев

Трамвайные вагоны массово выходили на линии 29 сентября2012 года во время парада, посвящённого 105-летию санкт-петербургского трамвая. Тогда две колонны в составе вагонов «Brush» (1028), МС-1 (1877), МС-4 и МСП-3 (2424 и 2384), ЛМ-33 и ЛП-33 (4275 и 4454), ЛМ-47 и ЛП-47 (3521 и 3584), ЛМ-49 и ЛП-49 (3691 и 3990), ЛМ-57 (5148), ЛМ-68 (6249) и ЛМ-68М (2423) проследовали по маршруту Средний проспект — Инженерная улица (одна колонна — через Литейный мост, другая — через Троицкий)23.

Парад троллейбусов

Троллейбусы массово выходили на парад в честь 75-летнего юбилея 22 октября 2011 года в составе ЯТБ-1 № 44, 1936 года выпуска; МТБ-82Д № 226, 1947 года выпуска; ЗиУ-5Г № 143, 1967 года выпуска; ЗиУ-682Б № 4409, 1972 года выпуска; КТГ-1 №ТЛ-1, 1976 года выпуска. К ним присоединились современные машины БКМ-321 № 3441, 2008 года выпуска; ВМЗ-5298.01-50 «Авангард» № 2328, 2010 года выпуска; ТролЗа-5265 «Мегаполис» № 6401, 2010 года выпуска. Троллейбусы проследовали от площади Александра Невского через Невский проспект до Конногвардейского бульвара и обратно. Парад троллейбусов на Дворцовой площади

Блокадный трамвай

Ежегодно в памятные для горожан даты проводятся выезды трамваев, переживших тяжёлые годы блокады. С ветеранами и блокадниками вагоны следуют по различным маршрутам, с остановками и возложением цветов к мемориальным объектам, таким как тяговая подстанция на Фонтанке.

Специальные программы и экскурсии

«Детские дни в Петербурге»

Музей участвует в ежегодном фестивале «Детские дни в Петербурге»4 в основной, параллельной программах, программе «Что я тут забыл?» для подростков. В 2017 году в рамках фестиваля в музейном трамвае работала музейная гостиная для подростков. 26 октября 2017 года в Музее ГЭТ торжественно открылся XIII фестиваль «Детские дни в Петербурге».

Ночь музеев

В ночь с 21 на 22 мая 2011 года музей впервые принял участие в акции Ночь музеев. В рамках этой акции его посетили около 2700 человек. Также в ночь с 21 на 22 мая 2011 года в рамках акции Ночь музеев навстречу друг другу от пл. Труда и ул. Бакунина курсировали троллейбусы ЯТБ-1 и МТБ-82Д соответственно56. В 2012 году по этому же маршруту ездили троллейбусы МТБ-82Д, ЗиУ-5Г и ЗиУ-682Б, а музей за ночь принял 3 300 посетителей.

«Форум малых музеев»

С 2017 года Музей ГЭТ участвует в ежегодном музейном фестивале «Форум малых музеев».

История создания музея

Интерес к городской технике появился в России относительно поздно — в 1970-х годах, когда отдельные энтузиасты стали собирать коллекции. 29 сентября 1967 года в южном депо был открыт музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. И только в 1990-е годы началась активная работа по восстановлению подвижного ретросостава и организации музея, предназначенного для публичных посещений.

Фактически музейная коллекция ведёт историю с 1997 года. К празднованию 90-летия петербургского трамвая были отреставрированы почти все основные образцы трамваев, работавших в Петербурге. А уже в 2000 году начинает формироваться центральное музейное предприятие: вагоны были размещены в ангаре трамвайного парка № 2 на Среднем проспекте Васильевского острова.

Впоследствии была начата реставрация старых автобусов и троллейбусов. Первым стал троллейбусЯТБ-1, найденный в Ленинградской области на дачном участке — на данный момент единственный сохранившийся в мире экземпляр. Реставрация шла четыре года.

После появления осенью 2009 года информации о возможном скором закрытии музея789 начались акции протеста горожан, не согласных с решением чиновников1011121314151617181920212223242526.

Акция протеста у ворот Василеостровского трампарка 28 ноября 2009 г.
Акция протеста у ворот Василеостровского трампарка 28 ноября 2009 г.

Коллекция музея

В настоящий момент в музее содержится подвижной состав, насчитывающий 46 вагонов трамваев и 18 троллейбусов, которые собраны в двух ангарах. Представлены экземпляры всех трамвайных вагонов, массово использовавшихся в Петербурге и эксплуатация которых была прекращена.

Трамваи

Троллейбусы

Угроза расформирования музея

  • В 2009 году губернатором Санкт-Петербурга была высказана идея отдать территорию трампарка под застройку. Планировалось построить ряд коммерческих объектов, включая офисы и гостиницы, конгресс-центр, теле-фабрику и концертный зал «Дворец искусств»29. Участок будет осваиваться дочерними структурами фирмы TriGranit3031.
  • 18 февраля 2009 года петербургским парламентом был утверждён запрос губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко о судьбе музея. В частности, обращалось внимание на заявления Валентины Матвиенко о сохранении музея и свободного доступа к нему на территории трамвайного парка № 2 при реализации инвестиционных проектов3233.
  • 27 ноября 2009 года было объявлено о том, что на заседании Градостроительного совета была утверждена концепция застройки территории. Возможность сохранения музея и подвижного состава в нём в качестве экспонатов в опубликованным проекте не предусмотрена: трамваи либо будут оставлены на территории комплекса в статичном состоянии (подъездные пути будут демонтированы), либо музей будет выведен за пределы застраиваемой территории3435363738.
  • Представители общественной организации «Петербуржцы — за общественный транспорт» отнеслись к проекту застройки территории парка скептически, пояснив, что трёх полусараев не хватит для размещения всех экспонатов и что из-за нехватки места фонды музея будут уничтожены и не будет возможности расширения экспозиции394041.
  • 15 декабря 2010 года в Доме учёных состоялось заседание секции «Проблем транспорта и транспортных сооружений», посвящённое обсуждению «Концепции организации и развития Музея городского транспорта на базе Василеостровского трамвайного парка как интерактивного музейного комплекса и научно-технического центра»2642.
  • Градозащитники обращались в Прокуратуру Петербурга, в Общественную палату и в Министерство культуры с требованием принять меры в связи с многочисленными грубыми нарушениями законодательства4344. Письма в защиту наследия направили также Михаил Борисович Пиотровский и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), однако ответа не последовало.
  • Правительство Санкт-Петербурга 11 июля 2011 года подписало соглашение о государственно-частном партнерстве между С-Петербургом и ЗАО «Инвестстрой» (структура TriGranit) о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации общественно-делового центра «Дворец искусств»4546. В рамках соглашения о ГЧП, инвестору из городского бюджета планировалось возвратить до 15 млрд рублей инвестиций474849. Однако условия соглашения — решить правовые вопросы к 1 декабря 2011 года — выполнены не были.
  • В конце 2011 года команда нового губернатора Г. С. Полтавченко засомневалась в целесообразности реализации проекта «Дворец искусств». Более того, были высказаны предложения по сохранению исторического комплекса депо и организации на его основе технологического музея5051. Создать последний, но с сохранением всех ангаров депо вызвался всё тот же «Тригранит»52.
  • 28 апреля2012 года Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление о прекращении соглашения о строительстве в рамках ГЧП общественно-делового центра «Дворец искусств»53

Примечания

  1. Музей городского электрического транспорта(недоступная ссылка). Дата обращения: 20 февраля 2009.Архивировано 18 июля 2011 года.
  2. Репортаж 100-тв: Петербургскому трамваю — 105 лет(недоступная ссылка)
  3. Фотографии в Живом Журнале: 105 лет Петербургскому трамваю
  4. Детские дни в Петербурге. Маршруты, музеи(недоступная ссылка). Дата обращения: 24 апреля 2014.Архивировано 24 апреля 2014 года.
  5. Ночь музеев 21.05.2011
  6. Новости СПб ГУП «Горэлектротранс»(недоступная ссылка). Дата обращения: 25 мая 2011.Архивировано 22 января 2011 года.
  7. Вагоны едут «в никуда»
  8. Судьба музея электрического транспорта на Васильевском острове — под угрозой(недоступная ссылка)
  9. Трамваи из василеостровского музея должны переехать завтра
  10. На Васильевском прошел флешмоб в защиту Музея трамвая
  11. Градозащитники провели акцию прямого действия у ворот Василеостровского трампарка
  12. Петербуржцы защищают трамвайный музей(недоступная ссылка)
  13. Акция в поддержку Музея электротранспорта прошла на Васильевском острове(недоступная ссылка)
  14. Ретротрамваи выгоняют с Васильевского
  15. Петербуржцы требуют от министра культуры придать Музею городского электротранспорта государственный статус
  16. Левые активисты провели акцию «Верните парк трамваям!»
  17. Петербургские активисты потребовали вернуть трамвайный парк
  18. Стихи в защиту трамвая(недоступная ссылка). Дата обращения: 13 декабря 2009.Архивировано 18 июня 2011 года.
  19. На защиту петербургского трамвая вместе с «Живым городом» вышли Ходасевич и Гумилёв
  20. В честь городских ретро-трамваев прочитали стихи
  21. В ретротрамвае декламировали классиков
  22. Как «стиляге» не стать бомжом?
  23. Акция в защиту музея городского транспорта
  24. Петербуржцы против уничтожения трамвайного парка(недоступная ссылка)
  25. Достоевский — за трамвай! Потомок писателя вступился за музей электротранспорта
  26. Санкт-Петербург перед выбором: «Телеград» или исторический Василеостровский трамвайный парк. Репортаж
  27. Вагон «Brush» 1028 — репликар на базе МС.
  28. Данные образцы подвижного состава сохранились в мире в единственном экземпляре.
  29. Мыльная опера в трамвайном депо
  30. «Фабрика грез» появится в Санкт-Петербурге, несмотря на кризис
  31. Эксперты сомневаются в целесообразности строительства новой телефабрики в Санкт-Петербурге(недоступная ссылка)
  32. Музей трамваев может уехать с Васильевского острова
  33. Депутата ЗакСа волнует судьба музея трамваев
  34. Трамвай идет… в Венгрию
  35. Трампарк на Васильевском превратят в торгово-развлекательный комплекс
  36. Землю — венграм, Питеру — сериалы
  37. Трамвайный музей никуда не переедет(недоступная ссылка)
  38. Музей электрического транспорта сохранит прописку(недоступная ссылка)
  39. Музей трамвая в Петербурге сохранят
  40. Исторический комплекс трамвайного парка на Среднем нужно сохранять полностью(недоступная ссылка)
  41. Музей трамвая обещают сохранить
  42. Большое представление Концепции музея городского транспорта
  43. Блокадники вступились за старинные трамваи(недоступная ссылка)
  44. Градозащитники требуют от прокуратуры запретить снос Василеостровского трамвайного парка
  45. В рамках Петербургского кинофорума подписано соглашение между городом и инвестором (недоступная ссылка)
  46. Соглашение о строительстве подписано, границы строительства не определены
  47. Дворец для одного(недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2011.Архивировано 24 марта 2012 года.
  48. В Петербурге Дворец искусств заменит трамвайный парк
  49. Маниловские планы ставят под угрозу существование старейшего трамвайного паркаАрхивировано 12 октября 2013 года.
  50. Город не будет финансировать строительство Дворца искусств на Васильевском острове(недоступная ссылка)
  51. Георгий Полтавченко: Дворца искусств на Васильевском не будет
  52. ДП от 11.04.2012: Проект реновации территории трамвайного парка обретает новое дыхание
  53. Смольный прекращает соглашение о ГЧП по строительству «Дворца искусств»