Dekabristov bridge st petersburg

Мост Декабристов

Мост Декабри́стов — автодорожный балочный мост через Крюков канал в Адмиралтейском районеСанкт-Петербурга, соединяет Коломенский и Казанский острова. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Расположен по оси улицы Декабристов (бывшей Офицерской). Рядом с мостом расположен Мариинский театр.Выше по течению находится Матвеев мост, ниже — Торговый мост.Ближайшие станции метрополитена — «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Название

С 1798 года мост назывался Офицерским, по наименованию Офицерской улицы. 6 октября 1923 года мост был переименован в мост Декабристов12.

История

Построен в 17831787 годах по типовому проекту для мостов Крюкова канала: трёхпролётный деревянный мост на опорах из бутовой кладки, облицованных гранитом, центральный пролёт разводной, боковые — балочные. Автор проекта неизвестен3.

В 1876 году мост был перестроен с уширением на 1,5 м для прокладки линии конки4. К 1903 году длина моста составляла 24 м, ширина — 13,1 м5.

В 1914 году, в связи с возрастающим движением транспорта по Офицерской улице, мост был перестроен по проекту инженера А. П. Пшеницкого, ширина его при этом увеличилась с 13 до 23,3 м. При сооружении нового моста опоры были разобраны до ростверков, в местах расширения опор забиты дополнительные сваи и уложена бетонная подушка, после чего возведены новые опоры. Для этого часть Крюкова канала вместе с мостом была отделена двумя поперечными перемычками, замкнутыми позади устоев, вода откачивалась и работы велись в сухом котловане6. Новое металлическое пролётное строение моста было изготовлено и установлено Обществом Путиловских заводов7. Также были установлены новые перильные ограждения и демонтированы обелиски с фонарями.

В 1990 году выполнены работы по замене гидроизоляции и гранитного парапета, восстановлен гранитный водоотливной лоток по проекту института «Ленинжстройпроект»8. В 2006–2007 годах трамвайные пути на улице и мосту Декабристов были демонтированы, обновлено дорожное покрытие9.

Конструкция

Перильное ограждение моста
Перильное ограждение моста

Мост трёхпролётный металлический, балочно-неразрезной системы. Разбивка на пролёты 6,6 + 11 + 6,6 м. Мост косой в плане, угол косины 83°9. Пролётное строение состоит из 10 железных клёпаных двутавровых балок, объединённых поперечными балками. Сверху балок на лотковом железе устроена бетонная плита. Низ балок в среднем пролете имеет вогнутое очертание по параболе для увеличения подмостового габарита6. Промежуточные опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Устои бетонные на свайном основании из деревянных свай, с массивной гранитной облицовкой. Общая длина моста составляет 24,3 (29) м, ширина — 23,3 м (из них ширина проезжей части — 19,1 м и два тротуара по 2,1 м)36.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 5 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком. Перильное ограждение металлическое, художественной ковки, завершается на устоях гранитными тумбами.

Примечания

  1. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ ; СПб.: Астрель-СПб ; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 354. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 41. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. , с. 309.
  4. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1877 год. — СПб., 1879. — С. 217.
  5. Инвентарь недвижимых имуществ города С.-Петербурга. — СПб., 1903. — С. 208—209.
  6. , с. 161.
  7. Договор с Обществом Путиловских заводов на производство работ для исполнения и установки металлических пролетных стропил Офицерского моста // ЦГИА СПб. Фонд 1410. Опись 2. Дело 239.
  8. Мост Декабристов. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  9. Мост Декабристов. СПб ГБУ «Мостотрест».