Вид вверх по течению

Мост Белинского

Мост Белинского — мост через реку Фонтанку в Центральном районеСанкт-Петербурга, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Мост является памятником архитектуры регионального значения и охраняется государством.

Расположение

Расположен в створе Улицы Белинского, соединяя ее с площадью Белинского. Рядом с мостом расположены церковь Симеона и Анны, цирк Чинизелли.Выше по течению находится Пантелеймоновский мост, ниже — Аничков мост.Ближайшая станция метрополитена — «Гостиный двор».

Название

Первоначально, с 20 августа 1739 года мост назывался Симеоновским, по имени находящейся поблизости Церкви св. Симеона и Анны123. Современное название мост получил 6 октября 1923 года в форме мост Писателя Белинского. Уточняющее слово Писателя перестало употребляться после 1929 года4.

История

Деревянный Симеоновский мост
Деревянный Симеоновский мост

В 1733 году был построен деревянный мост на свайных основаниях, оформленный под каменный арочный56. В 17821785 годах он был заменён каменным трёхпролётным, построенным как один из семи типовых мостов через Фонтанку с характерными башнями (сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин). Автором проекта, предположительно, является французский инженер Ж.-Р. Перроне7. Фактически этот мост стал первым из них.

К середине XIX века пропускная способность моста уже была недостаточной для возросшего движения, ширина проезжей части составляла 9,14 м8. В 1859 году башни снесли, а средний деревянный разводной пролёт был перекрыт кирпичным сводом с гранитными арками по фасадам91011. После ремонта ширина проезжей части увеличилась до 12,8 м, ширина тротуаров составила по 1,6 м каждый8.

В отличие от остальных перестроенных мостов через Фонтанку (кроме Старо-Калинкина и моста Ломоносова), мост Белинского сохранил характерные очертания пролётов12. Отношение современников к перестройке моста иллюстрируют статьи в газетах того времени13:«Пришла очередь и Фонтанке лишиться своих узких мостов с башенками, поставленными, вероятно, для убежища собак в ненастное время; нынче эта участь постигает и Симеоновский мост»14, «Очень похорошел, когда сняли с него тяжелые гранитные башни, не служившие ни к чему и только занимавшие место… Железная решетка изящного рисунка и бронзовые красивые канделябры и фонари, числом 8, производят самые выгодный и приятный эффект»15.

В 1890 году с целью расширения проезжей части тротуары моста вынесли на консоли, для чего по обе стороны установили на быках и устоях по 4 чугунных литых кронштейна, к которым крепится металлическая тротуарная (фасадная) балка6. Установлена кованая чугунная решетка упрощённого рисунка. Работы по расширению моста производились Обществом конно-железных дорог (по мосту была проложена линия конки)16.

Путеводитель 1892 года так описывал мост: «Симеоновский мост — один из самых бойких в столице по своему движению. Тут и «конки», и бесконечные ломовики, и множество частных экипажей. Движение идёт, не переставая, в течение всего дня, и надобно положительно благодарить город и нашу казну за то, что он додумался в прошлом году значительно расширить мост. Теперь разъезд на нём легче, хотя движение всё же такое, что пешеходу и извозчику дремать не приходится»17.

В 1908 году по мосту пустили трамвай. В 1988 году был одобрен проект восстановления исторического облика моста с возведением башен (инженер Г. М. Толстопятов, архитектор Ю. Г. Шиндин)5, однако из-за начавшихся экономических трудностей не был реализован18. В 19971999 годах проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции разработан ЗАО «Институт „Стройпроект“» (Журбин А. А., Злотников А. Г., Мальков Б. Ю.)10. В ходе работ заменены консольные тротуарные балки, заменена гидроизоляция пролётных строений, уложены бесшпальные трамвайные пути, отреставрировано перильное ограждение1819. В 2003 году на мосту была установлена декоративная подсветка в рамках программы «Светлый город».

Конструкция

Мост трехпролётный арочный, схема 21,3+14,0+21,3 м10. Пролёты перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт перекрыт кирпичным сводом (бесшаринирные арки). Тротуары вынесены на стальные консоли, поддерживаемые железобетонным противовесом в теле арок10. Фасады арок облицованы гранитом. Опоры моста каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу расположены треугольные гранитные ледорезы. Длина моста составляет 56,6 м, ширина – 19,06 м18.

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта (включая 2 трамвайных пути). Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным парапетом. Перильное ограждение металлическое кованое, на промежуточных опорах установлен металлический парапет.

Примечания

  1. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 43. — 511 с.
  2. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 29. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  3. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 24. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  4. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ ; СПб.: Астрель-СПб ; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 683. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  5. , с. 302.
  6. , с. 63.
  7. , с. 173.
  8. Перестройка Симеоновского моста через реку Фонтанку в С.-Петербурге // Журнал Министерства путей сообщения. — СПб., 1861. — Май-июнь (т. 34. Кн.3). — С. 1—6.
  9. Проект на перестройку Симеоновского моста через реку Фонтанку в г. Петербурге // РГИА. Ф. 1293. Оп. 165. Д. 310
  10. , с. 25.
  11. Слухи и вести // Неделя строителя. — СПб., 1890. — Вып. 30. — С. 210.
  12. , с. 62.
  13. Столпянский П. Н.Старый Петербург. Перузина // Зодчий. — Пг., 1916. — Вып. 34. — С. 315.
  14. «Русский мир», 1859 г., №29. 52
  15. Сын отечества, 1859 г., с.917.53
  16. Отчеты городской Управы и других городских установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1890 году. — СПб.: типография Шредера, 1891. — С. LXIII.
  17. Зарубин И. И.Альманах-путеводитель по С.-Петербургу. — СПб., 1892. — С. 152. — 239 с.
  18. Мост Белинского. СПб ГБУ «Мостотрест».
  19. Мост Белинского. Энциклопедия Санкт-Петербурга.