Миусский трамвайный парк

Миу́сский трамва́йный парк (Миусское трамвайное депо, трамвайный парк имени П. М. Щепетильникова, ордена Октябрьской Революции 4-й троллейбусный парк имени П. М. Щепетильникова) — ансамбль промышленнойархитектуры в Москве на Лесной улице12. Владение бывшего Миусского трамвайного парка занимает квартал, ограниченный Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком, общая площадь составляет 17,4 тыс. м². Планировка депо сохранилась с 1870-х годов практически в неизменном виде. Комплекс зданий включает административно-жилой корпус, жилой дом, большой и малый вагонныеангары, мастерскую, кладовую с проходной и ограду34.

С 1874 года носил название «Миусский парк», с 1921-го — «Трамвайный парк имени П. М. Щепетильникова»5, с 1957 по 2014 год — «4-й троллейбусный парк имени Щепетильникова»6. С 2014-го депо было закрыто, в 2016 году ансамбль получил статус объекта культурного наследия. По решению правительства Москвы для проведения реставрации и приспособления под современное использование был привлечён частный инвесторгруппа компаний «Киевская площадь», принадлежащая Году Нисанову и Зараху Илиеву. Идея открыть на месте Миусского трамвайного парка гастрономический квартал принадлежит Владиславу Юсупову, двоюродному брату Нисанова7. Ремонтные работы завершились в 2019 году48.

История

Конно-железнодорожный парк

Эксперименты со строительством конно-железных дорог в Москве начались с 1870-х годов, уже в 1872-м были пущены первые две линии. Опыт их эксплуатации оказался успешным, поэтому в конце 1873 года столичная управа заключила контракт с графомАлексеем Уваровым на создание полноценной сети. Для обслуживания «конки» требовалось отдельное депо — так было решено открыть Миусский парк, подряд на его строительство получил московский купец Иван Андреевич Бусурлин9.

Всего за один год в 1874-м был построен целый комплекс зданий: мастерская, конюшня на 114 голов, вагонный сарай на 100 вагонов, казарма, три склада. Также на территории Миусского парка находились колодец, полицейская будка и магазины для служащих. Периметр депо обнесли забором с двумя широкими въездными воротами. Постройки преимущественно были деревянными. Открытие состоялось в августе 1874 года, 3 сентября в газете «Русские ведомости» опубликовали репортаж с торжественного мероприятия: в присутствии генерал-губернаторакнязяВладимира Долгорукова и других почётных гостей архиепископ Леонид отслужил молебен и окропил святой водой вагоны4.

Единственное неудобство, бросившееся всем в глаза, заключается в чрезвычайно крутых поворотах, вследствие чего на подобных местах в день открытия стояло по нескольку рабочих, которые дружными усилиями направляли вагоны на надлежащий путь. <...> несмотря на это, во время переезда от Петровского парка до Иверской часовни вагоны по нескольку раз сходили с рельсов2.

К 1875 году конка в столице насчитывала 7 линий и свыше 70 двухэтажных вагонов, которые перевозили по 8 млн пассажиров в год, а к 1891-му — уже 11 линий, 325 вагонов и 1539 лошадей. Из 6 обслуживающих эту сеть парков Миусский был крупнейшим12.

Трамвайный парк

В 1901 году начались работы по постройке первых опытных линий городского трамвая. На Миусской площади была открыта электрическая подстанция, а депо модернизировали под совместную эксплуатации конки и электрического трамвая4. В 1907-м Миусский парк полностью перешёл на обслуживание нового трамвая и в 1908—1911 годах активно перестраивался. Все деревянные здания снесли и заменили каменными, в этот период появились двухэтажное здание администрации, вагонный, механический и электрический цеха10.

Ансамбль Миусского парка отражает идею своей эпохи — «строить заводы как дворцы». Так называемый «кирпичный стиль» промышленной застройки того времени объединяет традиции русского зодчества с элементами романской и готической архитектуры. Комплекс зданий спроектировали архитекторы Михаил Николаевич Глейниг и Николай Константинович Жуков. Все фасады выдержаны в едином парадном стиле, кирпич красного цвета контрастирует с белыми элементами декора: аркатурными поясами, аттиками, декоративными фризами, фигурными лопатками, филёнками. Административное здание и вагонный ангар оформлены высокими окнами с полукруглым верхом, отделанными кирпичным рустом и веерными перемычками. Интерьеры решены сдержанно, в них выделялись метлахская плитка пола и филенчатые двери4. Автором конструкции ангара чаще всего называют инженераВладимира Шухова11. Мнения экспертов на этот счёт расходятся — известно, что Шухову приписывают массу зданий, архитектурой которых на самом деле он не занимался. Здание отличается высокими пролётами, каркас составляют стальные клёпаные фермы, общий размер — 29 на 70 метров, 8 световых фонарей, расчётная вместимость — 250 вагонов12.

Рельсовую сеть и инженерную часть проекта разработал один из ведущих специалистов в области железнодорожного транспорта — Николай Абрамович Сытенко. «Веер» путевых выездов занял значительную часть территории Лесной улицы13.

В 1914 году в Миусском трамвайном парке вагоновожатым и кондуктором служил писатель Константин Паустовский14. Позднее в парке работал большевикМихаил Калинин, начал свою карьеру Александр Павлович Леонов — его имя впоследствии присвоили Василеостровскому трамвайному парку в Санкт-Петербурге15.

Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных, почерневших от копоти кирпичных корпусах. Со времен моего кондукторства я не люблю Лесную улицу. До сих пор она мне кажется самой пыльной и бестолковой улицей в Москве.Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжелой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег. Особенно если мы работали на «медной линии».«Медной линией» называлась линия «Б», проходившая по Садовому кольцу. Кондукторы не любили эту линию, хотя москвичи и называли ее с умилением «Букашкой». Мы предпочитали работать на «серебряной» линии «А» — на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли тоже ласково «Аннушкой».Константин Паустовский «Книга о жизни. Беспокойная юность. Медная линия»

Косвенно с Миусским депо связан ещё один эпизод: в 1907 году работавший в нём слесарь, участник революции 1905 года Сергей Зуев был казнён в наказание за убийство своего начальника Ф. Кребса. Впоследствии именем Зуева назвали дом культуры коммунальников неподалёку от парка работы архитектора Ильи Голосова, один из выдающихся образцов московского конструктивизма16.

В ноябре 1921 года парку было присвоено имя Петра Щепетильникова, ранее работавшего в нём слесарем, — активного участника революционных событий 1905 года. Дружина под его руководством вела боевые действия на баррикадах, которые были построены на Миусской площади, в Весковском переулке и самом трамвайном депо17.

В трамвайный парк пригоняли на ремонт трамваи со всего города. В 1924 году на базе его мастерских был построен планёр «Комсомолец» Петра Клементьева. В начале 1930-х прошёл последний этап строительства — тогда к административному и жилому корпусам добавили вторые этажи4.

Троллейбусный парк

В 1952 году началась реконструкция комплекса под троллейбусный парк, переходный период длился чуть больше двух лет. К июлю 1955-го парк уже насчитывал 93 троллейбуса марки МТБ-82 для 6 линий. 11 ноября 1957 года эксплуатация трамваев была прекращена18.

В 1950—1960 годах в депо достроили небольшие служебные здания, выдержанные в едином стиле с основным ансамблем. В 1980-х годах провели частичный внутренний ремонт и замену перекрытий. В целом с середины по конец XX века Миусский парк не претерпел значительных изменений4.

11 апреля 2014 года 4-й троллейбусный парк имени Щепетильникова был упразднён, одиннадцать его маршрутов перешли под управление 5-му, 6-му и Новокосинскому троллейбусным паркам.

Редевелопмент

После закрытия троллейбусного парка в прессе появилась информация о том, что «Мосгортранс» собирается отдать его территорию под коммерческую застройку. Эта новость вызвала широкий общественный резонанс. Местные жители организовали митинг против разрушения ансамбля. В 2016 году была проведена экспертная оценка сохранности Миусского парка. По ее итогам установили, что здания находились в удовлетворительном состоянии, однако нуждались в ремонте фасадов. Появились предложения создать в парке музей троллейбусной техники1920. В ноябре 2017 года Миусское депо признали объектом культурного наследия и присвоили ему охранный статус, запрещающий любые изменения в историческом облике зданий218.

В 2017 году было решено привлечь к восстановлению парка частных инвесторов. 21 марта объект выставили на аукцион с начальной ставкой в 73,1 млн рублей в год. Торги за право долгосрочной аренды Миусского парка выиграла частная инвестиционная группа, сумма ежегодного взноса составила 120,6 млн рублей, срок — 49 лет. Договор обязывает нового владельца провести комплексную реставрацию всего ансамбля и приспособить его к современному использованию, однако запрещает нарушать исторический облик и размещать на территории вредные или шумные производства. По заявлению арендатора, в парке планируется создать гастрономический центр «Депо», в который войдут рынок, кафе и рестораны. Ориентировочный срок открытия — 2019 год, проект и непосредственные работы должны будут идти под контролем Департамента культурного наследия Москвы2282324.

В ноябре 2017 года Миусский трамвайный парк получил статус памятника культурного наследия регионального значения. В число охраняемых объектов вошло пять зданий на территории депо: административно-жилой корпус, большой вагонный сарай, мастерская, вагонный сарай с котельной, кладовая с проходной, а также ограда вокруг трамвайного парка25.

В январе 2019 года реставрация ансамбля парка была завершена. После реставрации каждый корпус обрел тот внешний вид, который имел на момент постройки. Корпуса депо приспособили под современные нужды. В оконные проемы установили современные энергосберегающие стеклопакеты в металлических рамах, при этом раскладка витражей в них аналогична оригинальной. Также были обновлены инженерные коммуникации, установлены пожарная сигнализация и система вентиляции26.

С февраля 2019 года в парке начала работу сеть ресторанов фуд-молл «Депо Москва»27.

Примечания

  1. , с. 102—105.
  2. , с. 10—12.
  3. , с. 36—37.
  4. Департамент культурного наследия г. Москвы.Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 23 августа 2012 г. N 813 «О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы» (23 августа 2012). Дата обращения: 11 октября 2018. Архивировано 28 октября 2018 года.
  5. , с. 101.
  6. Жукова Л.Общественный человек // «Правда» : газета. — 2015. — 22-23 декабрь (№ 142(30348)). Архивировано 23 июля 2017 года.
  7. «Киевская площадь» тиражирует проект гастроквартала «Депо». РБК. Дата обращения: 11 мая 2021. Архивировано 11 мая 2021 года.
  8. Миусское трамвайное депо признали памятником культурного наследия. Официальный портал мэра и правительства Москвы (2 ноября 2017). Дата обращения: 10 октября 2018. Архивировано 28 октября 2018 года.
  9. , с. 101, 217.
  10. , с. 218.
  11. , с. 104.
  12. , с. 174.
  13. .
  14. .
  15. .
  16. , с. 122.
  17. , с. 101, 218.
  18. , с. 218—219.
  19. .
  20. Евгений Калюков, Алексей Пастушин.Старейший транспортный объект Москвы сдали в аренду за 6 млрд руб. РБК (22 марта 2017). Дата обращения: 11 октября 2018. Архивировано 28 октября 2018 года.
  21. Миусское трамвайное депо внесли в список объектов культурного наследия. Официальный портал мэра и правительства Москвы (1 ноября 2017). Дата обращения: 10 октября 2018. Архивировано 28 октября 2018 года.
  22. Роман Бобылев.В 2018 году на месте Миусского трамвайного депо откроется новый фуд-маркет. «Афиша Daily» (24 ноября 2017). Дата обращения: 10 октября 2018. Архивировано 28 октября 2018 года.
  23. Вера Лунькова.Фуд-маркет создадут на месте Миусского трамвайного депо в центре столицы. РБК (24 ноября 2017). Дата обращения: 10 октября 2018. Архивировано 28 октября 2018 года.
  24. nazemka≡ Аронов Н., Размахнин А.Родовое гнездо Мосгортранса. Живой Журнал (7 февраля 2007). Дата обращения: 10 октября 2018.
  25. Миусское трамвайное депо признали памятником культурного наследия (2 ноября 2017). Дата обращения: 28 января 2019. Архивировано 28 октября 2018 года.
  26. Завершена реставрация ансамбля Миусского трамвайного депо(англ.). icmos.ru. Дата обращения: 28 января 2019. Архивировано 27 января 2019 года.
  27. Фуд-молл «Депо Москва» ежедневно принимает 8 тысяч человеrАрхивная копия от 25 февраля 2019 на Wayback Machine. business.ru 2019-02-22.