Mayakovskaya after renewing 2010

Маяковская (станция метро, Москва)

«Маяко́вская» — станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии. Расположена в Тверском районе (ЦАО); названа в честь поэта Владимира Маяковского. Открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (вторая очередь строительства). Колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения3.

История

Первоначальный проект (1935 год)
Первоначальный проект (1935 год)
Бюст Маяковского
Бюст Маяковского

Проект Горьковского радиуса метро, предполагающий строительство станции под Триумфальной площадью, появился в первой половине 1930-х годов4. В генеральном плане1935 года этот проект был утверждён. Автор проекта станции архитектор С. М. Кравец, инженер Н. И. Ушаков и конструктор Р. А. Шейнфайн в качестве эксперимента решили построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами. Оформить станцию предполагалось в духе итальянского Ренессанса56. Однако этот проект был отклонён как неудачный, так как не использовал конструктивные возможности стальных колонн, применение которых было запланировано изначально67. К работе над станцией подключился архитектор А. Н. Душкин, который существенно изменил первоначальный проект. На заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном для отделки станции были изготовлены ленты из нержавеющей стали8. Ниши свода центрального зала украсили мозаичные панно, выполненные по эскизам художника А. А. Дейнеки. «Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения, где была использована стальная колонная система7.

Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского». В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название «Маяковская» в честь советского поэта Владимира Маяковского9.

Строительством станции на заключительном этапе руководил Гоциридзе Илларион (Илья) Давидович.

Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции. В 1939 году проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке10.

Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на «Маяковскую» он приехал на поезде со стороны станции «Белорусская»11.

В 1950-х годах на «Маяковской» были установлены гермоворота, в результате чего одно из мозаичных панно было утрачено. В конце 1950-х годов в торце станции был установлен бюст Владимира Маяковского. 7 ноября1959 года открылся второй вход на станцию с противоположной стороны Тверской улицы (ликвидирован 26 сентября 2005 года11, но восстановлен после реконструкции в декабре 2013 года). С 1980-х годов станция имеет статус памятника архитектуры. В 2001 году станция включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы12.

С середины 2000-х годов на «Маяковской» велась реконструкция. 2 сентября2005 года был открыт второй, северный, выход станции13, а с 26 сентября 2005 года по 15 мая2007 года южный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов, установленных при открытии «Маяковской» в 1938 году, и комплексной реконструкции вестибюля. 22 апреля2010 года реконструкция станции была завершена14, при этом многие детали оформления были заменены на новые15. В конце 2012 года на станции началась замена ламп на лампы с «холодной» цветовой температурой, однако после возмущения общественности в марте 2013 года было решено поставить вместо них аналогичные, но с более «тёплым» светом16. В ночь с 17 на 18 июля 2017 года на станции показали первую серию седьмого сезона сериала «Игра престолов»1718.

Техническая характеристика

Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения19 (глубина заложения — 34 метра1). Построена по индивидуальному проекту. «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа20. Станция построена по проекту архитектора Алексея Душкина. Строительство станции выполнено при участии работников 75-й шахты под руководством инженера И. Д. Гоциридзе21.

Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина — 156 метров2. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите2. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции2. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов — 8,9 метра22; шаг арок — 4,2 метра21.

При строительстве станции сначала были пройдены боковые тоннели. Сооружение среднего свода осуществлялось при помощи проходческого щита незамкнутого контура. Полущит монтировался в торце станции и перемещался по роликам, уложенным в боковых тоннелях2324. Конструкции среднего свода жёстко соединялись с тюбингами крайних тоннелей при помощи продольных металлических балок, которые опираются на колонны2. Боковые станционные тюбы имеют диаметр 9,5 метра и располагаются на расстоянии 13,5 метра друг от друга2.

Ордината оси станции — ПК19+53,4. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении — «Маяковская» — «Белорусская»; в чётном направлении — «Маяковская» — «Тверская». Расстояние до станции «Белорусская» — 1025 метров; расстояние до станции «Тверская» — 923 метра25 (расстояние между пикетами станций).

Архитектура и оформление

Станция

Зал станции
Зал станции
Путевая стена (до реконструкции)
Путевая стена (до реконструкции)

Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей черты стиля «ар-деко». Архитектура станции отличается лёгкостью и изяществом626. Трёхнефный колонный зал кажется просторнее, хотя ширина платформы меньше, чем у других станций глубокого заложения1. Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью27. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами1528. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло»1. Свод станции покрыт белой штукатуркой.

Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки21. Свод станции украшен размещёнными в нишах мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Тема — «Сутки советского неба». Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утрачено из-за строительства гермозатвора11.

Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором «уфалей», нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком «давалу». Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом26. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники1. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод29. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как, по его мнению, они вносят зрительное беспокойство1.

Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло»26. Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит15.

К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх1. Критики также отмечали отсутствие темы Владимира Маяковского в первоначальном оформлении станции1, бюст поэта там появился только после войны.

Темы мозаик (начиная от выхода к Триумфальной площади)11:

«Два самолёта»
«Два самолёта»

  1. «Знамя СССР» (утрачено)
  2. «Два самолёта и цветущая яблоня»
  3. «Прыжок в воду парня и девушки»
  4. «Плодовое дерево»
  5. «Сигнальщик»
  6. «Бомбардировщики днём»
  7. «Парашютист»
  8. «Спасская башня днём»
  9. «Комбайн»
  10. «Прыгун с шестом»
  11. «Планёры»
  12. «Парашютисты»
  13. «Прыжок лыжника»
  14. «Сосна»
  15. «Статуя девушки с веслом»
  16. «Самолёт»
  17. «Бомбардировщики ночью»
  18. «Дирижабль над Спасской башней ночью»
  19. «Парашютист ночью»
  20. «Биплан ночью»
  21. «Бомбардировщики ночью»
  22. «Домна»
  23. «Стратостат»
  24. «Авиамоделисты»
  25. «Игра в волейбол»
  26. «Парашютисты утром»
  27. «Самолёт и портик»
  28. «Монтажник-высотник»
  29. «Чайки»
  30. «Мать»
  31. «Два самолёта»
  32. «Опоры ЛЭП»
  33. «Подсолнухи»
  34. «Апельсины»
  35. «Знамя СССР»

Вестибюли

Схема и расположение станции на карте города
Схема и расположение станции на карте города
Новый (северный) вестибюль
Новый (северный) вестибюль
Оформление северного вестибюля
Оформление северного вестибюля

Станция имеет два подземных вестибюля30. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Выход встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц. Авторы вестибюля — А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг и Ю. П. Афанасьев, фасад спроектировал Д. Н. Чечулин. Архитектурное оформление вестибюля относительно скромное. В отличие от других станций второй очереди, где эскалаторы доводились до верха, на «Маяковской» к ним ведут две лестницы. Согласно проекту, машинное отделение эскалаторов было вынесено из-под здания концертного зала29. Прямо за входом станции расположен широкий лестничный марш, который ведёт в промежуточный зал, облицованный «уфалеем» и освещённый светильниками бра2. От первого зала под углом 90° другая лестница ведёт к подземному эскалаторному и кассовому залу. Нижний зал облицован тёмно-красной «шрошей». Потолок зала обработан квадратными кессонами, в которых за бронзовыми решётками расположены светильники1. Зал соединяется со станцией трёхленточным эскалатором модели Е55Т высотой 28,7 м31. С 7 ноября 1959 по 25 сентября 2005 года кассовый зал имел выход к ещё одному вестибюлю станции, встроенному в дом № 30/2 по Тверской улице. 26 сентября 2005 года выход был замурован в связи с аварийным состоянием здания32.

С 26 сентября2005 года по 15 мая2007 года южный вестибюль станции был закрыт на замену эскалаторов и на реконструкцию. За это время полностью реконструирован наклонный ход с полной заменой эскалаторов на новые, модернизированные. В вестибюле произведена полная замена технического оснащения, построены новые кассы, установлены новые турникеты (типа УТ-2005), пожарная и охранная сигнализации, заменены все кабельные коммуникации, сантехника и вентиляция12. Открытие ранее замурованного выхода восточной лестницы южного вестибюля после реконструкции произошло лишь 25 декабря 2013 года. Цоколь здания был при этом полностью перестроен и заменён на современные железобетонные конструкции33.

2 сентября2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй (северный) выход станции19. Авторы — архитекторы Н. И. Шумаков и Г. С. Мун при участии Я. В. Мун, инженеры: Э. И. Ханукова, Д. Савельева и М. А. Белова. Планируется, что в будущем вестибюль будет встроен в здание34. В его отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь, пол выложен гранитом. В новом вестибюле находится бюст Владимира Маяковского работы А. П. Кибальникова, перенесённый из торца станционного зала. Египетские лотосовидные колонны кассового зала напоминают колонны метро «Кропоткинская»35. В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников19. Свод кассового зала он украсил мозаиками на тему неба. Мозаичные панно окружены жёлтым фоном, похожим на тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского35. Зал освещают светильники индивидуального изготовления19. Необычным является сообщение вестибюля со станцией: спустившись на эскалаторе, необходимо пройти по пешеходному коридору к другому эскалатору, по которому можно подняться к платформе35. Трёхленточные эскалаторы моделей Е55Т и Е25Т имеют высоту соответственно 37,2 и 8,8 метров31.

Станция в цифрах

Согласно статистическому исследованию 1999 года, суточный пассажиропоток станции составил 53 980 человек36. В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 51 700 человек, по выходу — 44 300 человек37. По данным 2005 года, пассажиропоток станции составил 48 000 человек в сутки38.

Станция «Маяковская» открывается для входа пассажиров в 5 часов 30 минут и закрывается в 1 час ночи39. Во время проведения акции «Бессмертный полк» станция закрыта для остановки поездов.

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию40:

Расположение

Концертный зал им. Чайковского и южный вестибюль
Концертный зал им. Чайковского и южный вестибюль

Станция «Маяковская» расположена между станциями «Белорусская» с северной стороны линии и «Тверская» — с южной. Находится на территории Тверского района Москвы на пересечении Тверской улицы и Садового кольца. Южный вестибюль имеет выход на Триумфальную площадь, к улицам Тверская, Большая Садовая и Садовая-Триумфальная. Северный вестибюль имеет выход к 1-й Тверской-Ямской, 2-й Тверской-Ямской улицам и к 1-му Тверскому-Ямскому переулку41.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта42:

  • Автобусы: 101, 869, 904, Б, м1, т3, т10, т39, н1, н12

Достопримечательности

Вблизи станции расположено несколько учреждений культуры. Южный вестибюль встроен в главное здание Московской филармонии, в котором расположены Концертного зала имени П. И. Чайковского, Камерный зал филармонии и её административные офисы. Рядом с южным выходом находится Московский академический театр сатиры (Триумфальная площадь, дом 2) и Театр имени Моссовета (Большая Садовая, дом 16). Неподалёку от северного выхода станции расположено центральное здание Российского музея музыки (улица Фадеева, дом 4)43.

Примечания

  1. Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — С. 65—68.
  2. , с. 94.
  3. Маяковская(недоступная ссылка). Комитет по культурному наследию города Москвы. Дата обращения: 23 марта 2013.Архивировано 1 февраля 2012 года.
  4. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Дата обращения: 16 июля 2012.
  5. Вторая очередь Московского метрополитена. Журнал «Строительство Москвы». 1935 год. Дата обращения: 25 октября 2010.
  6. Архитектура Москвы 1933—1941 гг / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 245. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  7. Художник и город : [Сб. ст.]. — Советский художник, 1988. — С. 132.
  8. Тим Скоренко.Легенда о дирижабле в метро: Дирижабль Циолковского // Популярная механика. — 2009. — Сентябрь.
  9. , с. 87.
  10. Ström, Marianne.Metro-Art In The Metro-Polis(неопр.). — Paris: Art Creation Realisation, 1998. — С. 96.
  11. , с. 92.
  12. Буклет к открытию южного вестибюля станции «Маяковская»(недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 3 февраля 2013.Архивировано 11 февраля 2013 года.
  13. В столице открыт второй выход станции метро «Маяковская»
  14. Завершилась реконструкция станции «Маяковская» московского метро(недоступная ссылка). Вести-Москва (22 апреля 2010). Дата обращения: 21 октября 2012.Архивировано 23 октября 2012 года.
  15. Наталья Самовер.Тьма в конце тоннеля(недоступная ссылка). Архнадзор (2 февраля 2011). Дата обращения: 21 октября 2012.Архивировано 23 октября 2012 года.
  16. «Маяковская» снова потеплела. vesti.ru. Дата обращения: 14 апреля 2013.
  17. Ночная премьера нового сезона «Игры престолов» состоялась в московском метро. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен» (18 июля 2017). Дата обращения: 18 июля 2017.
  18. «Игра престолов» в московском метро: на «Маяковской» показали новый эпизод сериала(рус.), РИА Новости (20170718T0635+0300Z). Дата обращения 18 июля 2017.
  19. Станция «Маяковская». Официальный сайт Московского метрополитена. ГУП «Московский метрополитен». Дата обращения: 26 марта 2014.
  20. Достижения советского подземного зодчества. // «Метрострой», № 4—5, 1971. — С. 38—41.
  21. , с. 46.
  22. , с. 103.
  23. , с. 105.
  24. Размеров B. Как сооружался средний свод «Маяковской» // «Метрострой». — 1981. — № 1. — С. 26—27.
  25. Схема путевого развития Московского метрополитена. trackmap.ru. Дата обращения: 6 февраля 2012.Архивировано 25 января 2012 года.
  26. Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — С. 101—102. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  27. Москва. Архитектурный путеводитель. — М., 1960. — С. 531—532. — 587 с.
  28. Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 165—170. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  29. , с. 49.
  30. План-схема станции «Маяковская»(недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 3 февраля 2013.Архивировано 11 февраля 2013 года.
  31. Основные характеристики эскалаторов. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 22 августа 2011.
  32. Выход с «Маяковской» на Садово-Триумфальную будет открыт одновременно с гостиницей. Интерфакс (18 сентября 2008). Дата обращения: 3 февраля 2013.(недоступная ссылка)
  33. Восстановлен третий выход станции метро «Маяковская»
  34. Метро. Феномен притяжения(недоступная ссылка). Московская правда (25 сентября 2012). Дата обращения: 26 февраля 2013.Архивировано 17 апреля 2013 года.
  35. Григорий Ревзин.Подземный ренессанс. Коммерсантъ (5 сентября 2005). Дата обращения: 26 февраля 2013.
  36. Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Дата обращения: 4 марта 2013.
  37. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Дата обращения: 4 марта 2013.
  38. Буклет к открытию второго выхода станции «Маяковская»(недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 4 марта 2013.Архивировано 9 марта 2013 года.
  39. Режим работы станций и вестибюлей(недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 4 марта 2013.Архивировано 9 марта 2013 года.
  40. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  41. Согласно информационному щиту станции
  42. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  43. В статье указаны только те достопримечательности, которые перечислены на информационных щитах станции