фотография 2014 года

Матисов мост

Мати́сов мост — автодорожный арочный мост через реку Пряжку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Соединяет Матисов и Коломенский острова. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Расположен по южной (чётной) набережной реки Мойки между домами № 124 и 126, у истока Пряжки. Рядом с мостом расположена Психиатрическая больница святого Николая Чудотворца.

Ниже по течению находится Банный мост.

Ближайшая станция метрополитена (2,4 км) — «Садовая».

Название

Первоначально мост назывался Сухарин, в 1820 году возникло название Матисовский. Существующее название закрепилось за мостом в 1828 году1. Название дано по наименованию Матисова острова.

История

Матисов мост и больница св. Николая Чудотворца. 1890-е
Матисов мост и больница св. Николая Чудотворца. 1890-е

В 1737 году был построен деревянный многопролётный мост, соединяющий Матисов остров с Адмиралтейской частью. В 1836—1839 годах он был перестроен по проекту инженеров А. Д. Готмана и А. Ф. Буттаца в трёхпролётный деревянный арочный мост на устоях из плитного камня с гранитными подпятниками234. Мост ремонтировался в 18675 и 19016 годах. К 1903 году длина моста составляла 32,3 м, ширина — 11,3 м7.

В 1938—1940 годах деревянные арки заменены металлическими балками, мост стал трёхпролётным балочным, с металлическими прогонами, деревянными поперечинами, настилом и опорами. В 1968 году выполнен ремонт моста, пострадавшего от наводнения 18 октября 1967 года. Полностью отремонтированы опоры до уровня воды, заменены поперечины и настилы3.

Распоряжением мэра Санкт-Петербурга № 108-р от 30.01.1992 года мост был объявлен памятником истории и культуры.

В 1988—1989 годах произведено обследование моста по методике неразрушающего контроля. Оно показало, что опоры моста находятся в аварийном состоянии. В ноябре 1993 года движение по мосту было закрыто в связи с его ветхим состоянием.

Из-за отсутствия средств капитальный ремонт был начат только в 1995 году по проекту, разработанному инженером Л. Н. Соболевым. Мост был полностью разобран, деревянные сваи заменены железобетонными, изготовлены и заново смонтированы металлические арки пролётных строений, опоры облицованы гранитом, на мосту и набережной установлены чугунные перильные ограждения художественного литья, гранитные тумбы и парапеты. Общая стоимость работ составила 28,5 млн рублей. Генподрядчиком было ООО «Ризалит». Новый мост был открыт для движения 13 сентября2000 года3.

Конструкция

Решётка моста
Решётка моста

Мост трёхпролётный металлический арочный с ездой поверху. Пролётное строение состоит из металлических двухшарнирных арок постоянного двутаврового сечения и ортотропной плиты проезжей части. Устои моста на буронабивных сваях, облицованы гранитом, промежуточные опоры монолитные железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом. Длина моста составляет 39,7 м, ширина — 10,5 м38.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части металлическим парапетом. Перильное ограждение — литые чугунные секции между металлическими тумбами, на устоях завершается гранитным парапетом. Рисунок решётки повторяет ограду набережной реки Мойки.

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 75. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. , с. 310.
  3. Матисов мост. СПб ГБУ «Мостотрест».
  4. Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — С. 43. — 280 с.
  5. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1875 год. — СПб., 1876. — С. 116—117.
  6. Часть 2. Обзор деятельности городского общественного управления // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1901 год. — СПб., 1905. — С. XLVI.
  7. Инвентарь недвижимых имуществ города С.-Петербурга. — СПб., 1903. — С. 214—215.
  8. Матисов мост. Энциклопедия Санкт-Петербурга.