Мало-Крестовский мост

Мало-Крестовский мост

Ма́ло-Кресто́вский мост — автодорожный арочный мост через Крестовку в Петроградском районеСанкт-Петербурга. Соединяет Каменный и Крестовский острова. Один из наиболее ярких примеров архитектуры мостов 1960-х годов в Ленинграде1. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Расположен по оси проспекта Динамо.Ближайшие станции метрополитена«Крестовский остров» (≈1500 м), «Чкаловская» (≈1700 м)

Название

С 1836 года мост назывался Крестовским или Каменно-Крестовским — по островам, которые он соединял. С 1860 года мост стал называться Малым Крестовским (Большим Крестовским стал мост через Малую Невку). С 1920-х годов за мостом закрепилось существующее название2345.

История

Около 1817 года на этом месте наведён наплавной плашкоутный мост. В 1842 году сооружён деревянный пятипролётный ригельно-подкосный мост6. Проект был составлен двумя авторами, один из них — поручик Плессов7. Мост неоднократно ремонтировался в дереве с сохранением подкосной конструкции: в 1866, 18708, 1893 (работы выполнялись под руководством инженера Н. М. Мазурова)910 годах. К 1903 году длина моста составляла 74,7 м, ширина — 10,7 м11.

В 1940—1941 годах мост перестроен в трёхпролётный, с металлическими балками на деревянных свайных опорах и устоях. К 1960 году состояние деревянных конструкций моста привело к необходимости сооружения капитального моста, подмостовой судоходный габарит которого должен был обеспечить беспрепятственное прохождение спортивных судов12. В 19611962 годах сооружён новый железобетонный мост по проекту инженера Ю. Л. Юркова и архитектора Л. А. Носкова1.

Конструкция

Мост однопролётный железобетонный арочный. Река перекрыта двухшарнирной аркой с расчётным пролётом 46 м и стрелкой 4м (кривизна — 1:11,5). Пролётное строение арочное железобетонное (типа «бегущая лань»), с консолями из сборного предварительно напряжённого бетона13. Основание моста — деревянные сваи. Ширина моста с тротуарами — 13 м, общая длина — 56 м1415.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком. Перильное ограждение металлическое простого рисунка, завершается на устоях гранитными парапетами.

Примечания

  1. , с. 161.
  2. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ ; СПб.: Астрель-СПб ; Владимир: ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  3. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 71. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  4. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 438. — 511 с.
  5. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 303. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  6. РГИА. Ф. 1487. Оп. 4. Д. 306
  7. , с. 39.
  8. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1875 год. — СПб., 1876. — С. 110—111.
  9. Отчёты городской Управы и других городских установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1893 году. — СПб., 1894. — С. 358, 369.
  10. О капитальной перестройке Мало-Крестовского моста // ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 119. Дело 147.
  11. Инвентарь недвижимых имуществ города С.-Петербурга. — СПб., 1903. — С. 228—229.
  12. , с. 245.
  13. Крестовские мосты. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  14. , с. 192.
  15. , с. 316.