Платформа станции Пионерская

Малая Приволжская железная дорога

Ма́лая Приво́лжская желе́зная доро́га — действующая детская железная дорога в Волгограде.

Детская железная дорога в Сталинграде была открыта 2 мая 1948 года по маршруту длиной 3,15 километра от станции Пионерка (устье реки Пионерка у впадения в Волгу) до станции Родимцево (район берега Волги у Мамаева Кургана, где с октября 1942 по февраль 1943 года воевала 13 гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева) вдоль Волги по Центральной набережной1. Оборудование дороги полностью было вывезено из Германии по репарации: два узкоколейныхпаровоза железнодорожных войск вермахта HF110C2, 4 вагона на базе немецких грузовых платформ и шпалы с нестандартной для СССР шириной колеи 600 миллиметров. Подобную ширину колеи в СССР имела только так же построенная из трофейного оборудования Карагандинская детская железная дорога3. Путь дороги был построен на месте смычки между Волго-Донской и Грязе-Царицынской железными дорогами, построенной в 1886 году и разрушенной во время Сталинградской битвы и не восстанавливаемой после войны4.

В 1960 году ширина колеи была изменена на советский стандарт 750 миллиметов в связи с переходом на новый подвижной состав — тепловозы ТУ2 под номерами ТУ2-099 (в конце 1970-х передан на Бакинскую ДЖД), ТУ2-251, мотовоз ТУ2М-040, вагоны PAFAWAG. В 1979 году после реконструкции Набережной дорога была перенесена в долину реки Царица, теперь она стала состоять из трёх станций: «Площадь Чекистов» (по имени находящейся рядом площади Чекистов) — «Пионерская» — «Гаситель» (по имени памятника «Гаситель»), протяжённость пути стала составлять 1,2 километра5. В 1986 году тепловозы ТУ-251 были заменены на тепловозы ТУ7 (номера ТУ7-2698, ТУ7-2699). Стрелочные переводы на всех станциях имеют ручной привод, сигнализация на пути отсутствуют, на некоторых шпалах видна дата выпуска — 1911 год3.

В 1990-х года детская железная дорога переживает период упадка. Депо на станции «Площадь Чекистов» было передано в частную собственность и долгое время использовалось не по назначению. С 2000-х годов началось возрождение дороги. 15 декабря 2010 года на железную дорогу доставлен тепловоз ТУ7 А (2009 года выпуска) и три вагона (выпуск 2010 года). 28 декабря 2010 года доставлен тепловоз ТУ10 № 004 (выпуска 2010 года) и три вагона выпуска 2009 года. Весь подвижной состав производства Камбарского завода6. С декабря 2012 здание депо реконструировано и вновь стало использоваться по назначению. Собственник Малой Приволжской железной дороги — Приволжская железная дорогаОАО «РЖД».

Галерея

Примечания

  1. Детские железные дороги СССР — История и современность
  2. Существует предположение, что на самом деле был лишь один паровоз, который подвергся перенумерации
  3. ВОЛГОГРАДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
  4. План Царицына 1909 года
  5. Детские железные дороги СССР — История и современность
  6. Детская железная дорога пополнилась новыми составами. Всё для Вас (23 февраля 2011 года). Дата обращения: 24 февраля 2011.Архивировано 18 марта 2012 года.
  7. Детская железная дорога была закрыта и демонтирована до присоединения Крыма к России