LionsBridge03

Львиный мост (Санкт-Петербург)

Льви́ный мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века3, объект культурного наследия России федерального значения. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Банковским и Почтамтским мостами).

Расположение

Соединяет Львиный переулок и Малую Подьяческую улицу. Выше по течению находится Подьяческий мост, ниже — Харламов мост. Ближайшие станции метрополитена (1 км) — «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Название

Своё название Львиный мост получил от четырёх чугунных скульптур львов работы скульптора П. П. Соколова, расположенных по углам моста4. Вплоть до 1912 года мост также именовали Мариинским (по прежнему названию Львиного переулка) и Театральным пешеходным (по находящейся рядом Театральной площади). Иногда к слову «Львиный» добавлялись определения «пешеходный», «пеший», «цепной», но в итоге закрепилось современное наименование56.

История

Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу7. Проект моста разработал инженер Г. М. Треттер и В. А. Христианович8. Одновременно с Львиным составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал — Банковского. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста9. Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки)10. Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда9. 1 июля1826 года мост был открыт для движения10.

Скульптуры львов выполнил академик П. П. Соколов. Работа над созданием моделей продолжалась с мая по сентябрь 1825 года, также скульптором были изготовлены алебастровые формы3. Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе311. Скульптуры львов были покрашены белой матовой краской под мрамор12.

В 1882 году были заменены все деревянные части моста, чугунные литые перила были заменены железными коваными весьма примитивного рисунка, демонтированы фонари, находившиеся на середине моста132. Правобережная набережная канала была поднята на один ряд гранитных камней, при этом были подняты фигуры львов с пьедесталами и цепи14.

В 1948 году по проекту инженера А. М. Яновского произведена капитальная реконструкция моста с заменой деревянных продольных балок на металлические двутавровые11. В 1954 году на мосту установили новое перильное ограждение и фонари, выполненные по первоначальному проекту, восстановлен белый цвет скульптур львов (после ряда неудачных тёмных покрасок)3. Реставрационные работы по воссозданию ограждений моста, торшеров с фонарями и возобновлению первоначальной окраски производились Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Управления по делам архитектуры по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлиной1516.

В 1999—2000 годах по проекту АО "Институт «Стройпроект» произведён капитальный ремонт моста: заменены балки пролётного строения, выполнена реставрация скульптур львов17. В 2018 году выполнены работы по реставрации скульптур львов1819.

Копия моста

Чертёж моста «Лёвенбрюкке» Людвига Гессе
Чертёж моста «Лёвенбрюкке» Людвига Гессе

В 1838 году уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена фирмой Borsig по проекту немецкого архитектора Л. Ф. Гессе на территории берлинского парка Большой Тиргартен. Львиный мост стал первым берлинским висячим мостом. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор деревянные.

Конструкция

Мост однопролётный балочный, цепи играют декоративную роль1. Пролётное строение состоит из двух сварных двухтавровых балок из низколегированной стали, объединённых с цепной висячей системой распределительной полосой17. Функцию пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи208. Под пилонами сооружена монолитная железобетонная плита в границах чугунных пьедесталов скульптур17. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения. Ширина моста между перилами — 2,28 м, длина моста — 22,44 (27,8) м, расстояние между осями цепей — 2,42 м2192.

У входов на мост на чугунных пьедесталах установлены скульптуры львов. Перильное ограждение художественного литья, рисунок представляет собой сетку из непрерывного ряда перекрещенных прямоугольных стержней, концы которых вверху и внизу соединены полукруглыми такого же сечения дугами в виде стилизованных восьмерок, образуя места для полукруглых бронзированных розеток11. Подобный рисунок ограждения использован для нескольких петербургских мостов (например, Иоанновского моста). На середине моста в ограду перильного ограждения вмонтированы два многогранных фонаря на богатых лепкой чугунных стойках. Некоторые детали моста (шарики и розетки ограждения, фигурные части фонарей и т. д.) позолочены. Покрытие прохожей части моста — дощатый настил.

Галерея

Примечания

  1. Богданов Г. И., Ярохно В. И. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами… : к 200-летию Петербургского государственного университета путей сообщения, 1809—2009, и 125-летию кафедры "Мосты" ПГУПС. — СПб.: Голанд, 2009. — С. 156. — 174 с.
  2. , с. 308.
  3. , с. 220.
  4. , с. 330.
  5. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ ; СПб.: Астрель-СПб ; Владимир: ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  6. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 70. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  7. , с. 217.
  8. РГИА. Ф. 1487. Оп. 4. Д. 273
  9. , с. 194.
  10. , с. 219.
  11. , с. 196.
  12. Кочедамов В. И.Мосты Ленинграда. — Л.: Искусство, 1958. — С. 14. — 60 с.
  13. Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1972. — С. 439. — 498 с.
  14. Отчёт С.-Петербургской городской Управы за 1882 год. — СПб., 1883. — С. 306—307, 311.
  15. , с. 197.
  16. Об утверждении охранного обязательства Собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения “Мост Львиный”, включенного в единый государственный реестр памятников культурного наследия народов Российской Федерации. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (10 октября 2017). Дата обращения: 19 октября 2019.
  17. Львиный мост через канал Грибоедова. АО "Институт «Стройпроект».
  18. Завершены работы по реставрации 4х скульптур львов на Львином мосту через канал Грибоедова. ООО «РМ «Наследие» (12-10-2018).
  19. Осуществление комплекса мероприятий по реставрации музейных предметов: 4-х скульптур львов (инв. № 43/1-4) расположенных на Львином мостике через канал Грибоедова Санкт-Петербурга. Единая информационная система в сфере закупок.
  20. , с. 195.
  21. , с. 104.