Red Bridge SPB 01

Красный мост (Санкт-Петербург)

Кра́сный мост — автодорожный арочный мост через реку Мойка в Адмиралтейском/Центральном районе1Санкт-Петербурга, соединяющий Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это единственный мост через Мойку, построенный по типовому проекту В. И. Гесте, сохранивший исторический внешний вид2. Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположение

Расположен по оси Гороховой улицы. Рядом с мостом расположены Торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс» (набережная реки Мойки дом № 73/15) и здание Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (набережная реки Мойки дом № 52).

Выше по течению находится Зелёный мост, ниже — Синий мост.

Ближайшие станции метрополитена — «Гостиный двор», «Садовая», «Адмиралтейская».

Название

Название моста происходит от цвета окраски деревянного моста, существовавшего на этом месте в XVIII веке. В 1738 года Комиссия о Санкт-Петербургском строении установила для моста наименование Белый3. С 1778 года за мостом закрепилось современное название4.

История

Красный мост в 1820-х гг.
Красный мост в 1820-х гг.

С 1717 года на планах отмечен деревянный мост56. В 1737 году Г. ван Болесом был построен деревянный подъёмный мост. В среднем пролете была устроена щель шириной около 70 см для пропуска мачтовых судов. В наведённом положении щель закрывали деревянными щитами7.

В 1752 году генерал-полицмейстерТатищев объявил высочайшее повеление «о сделании в Петербурге мостов: Красного, Зелёного и Синего по прежнему — подъёмными, об окраске их всех зеленым цветом и о вызолочении фигур, поставленных на этих мостах»89.

В конце XVIII века мост перестроен в дереве, подъёмная часть была ликвидирована67. В 1808 году по «образцовому» проекту архитектора В. Гесте началось строительство однопролётного чугунного моста, по типу Зелёного моста10. Из-за начавшейся войны с Наполеоном строительство моста было приостановлено до 1813 года и завершено только в 1814 году1112. Чугунные тюбинги для пролётного строения были изготовлены на уральских заводах Н. Н. Демидова26. По конструктивной схеме мост был идентичен Зелёному, Синему и им подобным чугунным мостам7.

За период эксплуатации с 1924 по 1950 года наблюдалась прогрессирующая деформация опор моста и его пролётного строения (раскрывались швы в стыках коробок, разрывались соединяющие их болты, в вертикальных рёбрах коробок и их днищах появилось около 40 глубоких трещин). Специальной комиссией, обследовавшей мост, его состояние было признано аварийным7.

В 19531954 годах по проекту инженера «Ленгипроинжпроекта» В. В. Блажевича чугунные пролётные строения заменены на металлические двухшарнирные арки с железобетонной плитой проезжей части2613. Внешний вид моста был сохранён, под руководством архитектора А. Л. Ротача восстановлены гранитные обелиски с бронзовыми позолоченными шарами и четырёхгранными фонарями на металлических кронштейнах, воссоздано ограждение между тротуарами и проезжей частью моста.

В 1998 году проведена очередная реставрация: проведены работы по ремонту фонарей, воссозданы чугунное и гранитное ограждения52.

Конструкция

Мост однопролётный сталежелезобетонный арочный. По статической схеме представляет собой двухшарнирную арку. Пролётное строение состоит из 7 сварных арок, связанных между собой системой поперечных балок и продольных связей. Поверх арок устроена монолитная железобетонная плита проезжей части. Устои из бутовой кладки на свайном основании с гранитной облицовкой, выдвинуты из линии набережной в русло реки. Наружная поверхность устоев облицована гранитом. Фасады моста закрыты декоративными металлическими листами. Расчётный пролёт арок — 21 м7. Общая длина моста составляет 22,0 (33,6) м, ширина моста — 16,8 м62.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 3 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части —асфальтобетон, тротуаров — асфальтобетон и гранитные плиты (на открылках). Тротуары отделены от проезжей части чугунными тумбами, соединенными между собой стальными брусками-пожилинами и гранитным парапетом (на открылках). Перильное ограждение чугунное, однотипное с решёткой набережной Мойки, завершается на устоях гранитным парапетом. При въездах на мост установлены гранитные обелиски с позолоченными шарами-навершиями и фонарями на металлических кронштейнах.

Примечания

  1. граница районов проходит по оси Гороховой улицы
  2. Красный мост. СПб ГБУ «Мостотрест».
  3. Петров П. Н.История Санкт-Петербурга с основания города, до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703—1782. — СПб., 1884. — С. 342. — 848 с.
  4. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 61. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  5. Красный мост. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  6. , с. 305.
  7. , с. 135.
  8. Петров П. Н.История Санкт-Петербурга с основания города, до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703—1782. — СПб., 1884. — С. 538. — 848 с.
  9. Божерянов И. Н.Невский проспект. Культурно-исторический очерк двухвековой жизни С.-Петербурга. — СПб.: издание поставщика двора его императорского величества А. И. Вильборга, 1901. — Т. 1, вып. 1—2. — С. 129. —  185 с.
  10. , с. 69.
  11. Николаи Л. Ф.Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России. — СПб., 1898. — С. 53. — 119 с.
  12. , с. 46.
  13. , с. 47.