Перронный зал станции

Красные Ворота (станция метро)

«Кра́сные Воро́та» — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена на границе Басманного и Красносельского районов (ЦАО). Названа по одноимённым памятнику архитектуры и площади. Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.

История

Проектирование и строительство

Красные ворота на открытке начала XX века
Красные ворота на открытке начала XX века
Проект станции. Продольный разрез центрального зала
Проект станции. Продольный разрез центрального зала

Планы строительства метро в Москве существовали ещё в 1920-х годах2. В 1929 году трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Красные Ворота, однако он так и остался нереализованным3. В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Уже на самых первых проектах, составленных в 1931 году, предусматривалось сооружение станции «Красные Ворота»4.

Строительные работы начались весной 1932 года, когда была заложена шахта № 21. Руководил строительством И. Д. Гоциридзе5. Сооружение шахтных стволов велось способом опускного колодца. При рытье шахты были пройдены: культурный слой, 14-метровый слой плывуна, пласт чёрной юрской глины и 15 метров водоносных трещиноватых известняков. Весной 1933 года рядом была заложена шахта № 21-бис, благодаря чему темпы сооружения станции существенно увеличились. Шахта 21-бис была пройдена за 4 месяца6. Для постройки наклонного хода эскалатора использовался метод искусственной заморозки7.

Станция была изначально спроектирована трёхсводчатой. Но в ходе её строительства ряд инженеров высказывали сомнения в прочности такой конструкции на столь значительной глубине. Американский инженер Морган, консультировавший советских метростроевцев, говорил: «В мировой практике не было примера, чтобы под таким чудовищным давлением строить трехсводчатую станцию. Я предлагаю не раскрывать третьего свода „Красноворотской“ станции — у нас нет никакой гарантии, что давление породы просто-напросто не раздавит его и не погубит всего сооружения». Тем не менее начальнику строительства И. Д. Гоциридзе и секретарю партийной организации Л. Цейтлину удалось убедить Л. М. Кагановича в достаточной прочности конструкции станции, и было решено не отказываться от сооружения третьего свода68. 3 сентября 1934 года начались работы по раскрытию третьего свода9. Впоследствии такая конструктивная схема послужила образцом для многих других станций Московского метрополитена1011. Тем не менее американский инженер регулярно следил за ходом возведения станции и оказывал психологическое давление на строителей. «Инженер Морган приезжал к нам каждый день, отмечал у себя каждую деталь, каждую трещинку, сколы бетона — и все эти сведения докладывал в Московском комитете. Почти ежедневно подавал он докладные записки <…> Кагановичу и Хрущёву. Мне приходилось кропотливо доказывать, что <…> в практике работы это обычные явления и ничего угрожающего в них нет», — вспоминал Гоциридзе9.

Во время строительства возникали и другие проблемы. Станция была под угрозой затопления, когда в одну из вспомогательных выработок стала быстро поступать вода. Как оказалось, строящийся тоннель отрезал дно одной из разведочных скважин. Проблему удалось вовремя устранить, затампонировав скважину и откачав воду10. Ещё один «казус» состоял в том, что в последний момент выяснилось: на станции не было вентиляционых решёток. Срочный заказ на изготовление решёток был отправлен на кроватную фабрику (из металлических трубок делали спинки кроватей); в течение дня решётки, сделанные из металлических трубок, были установлены на станции9.

Хрущёв в своих воспоминаниях приводит слова А. В. Щусева о проекте станции: «Что можно сказать об этом проекте? Он сделан большим мастером, но производит впечатление говядины»12 (Щусев указывал на цвет мрамора, использованного на отделку стен).

Станция открыта 15 мая1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская»13.

Происхождение названия

Название связано с Красными воротами, утраченным памятником архитектуры XVIII века, а также с площадью Красные Ворота, под которой расположена станция14. Здесь в 1709 году была воздвигнута Триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название стало официальным как для ворот, так и для площади. Первоначально ворота были деревянными, но в 1753—1757 годах их заменили каменными (архитектор Д. В. Ухтомский). В XIX веке ворота были выкрашены в красный цвет (ранее они были белыми)15. В 1927 году ворота были снесены, и символический образ остался запечатлён лишь в интерьере одноимённой станции метро. С 1941 по 1992 год площадь называлась Лермонтовская — в честь поэта М. Ю. Лермонтова, родившегося в доме, который находился на месте нынешнего высотного здания у площади; на площади установлен и памятник Лермонтову. С 29 мая1962 года по 25 августа1986 года станция также называлась «Лермонтовская». Проектные названия станции — «Красноворотская площадь», «Красноворотская»13.

После открытия

Проект станции был удостоен Гран-при на Всемирной выставке 1937 года в Париже16.

Во время Великой Отечественной войны на станции был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения17. В связи с этим поезда на этой станции не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.

В 1949—1953 годах18 на площади Красные Ворота по проекту архитекторов А. Н. Душкина и Б. С. Мезенцева был построен высотный дом со встроенным северным выходом станции метро «Красные ворота». Для сооружения наклонного хода эскалатора снова потребовалось проводить заморозку грунта. Поскольку при оттаивании грунт неизбежно просел бы, проектировщики возводили высотку с заранее рассчитанным наклоном влево. После завершения строительства здание приняло вертикальное положение19. Встроенный в это здание северный вестибюль станции метро был открыт 31 июля 1954 года13. Со 2 января 2016 года по 1 июня 2017 года в северном вестибюле проводилась замена эскалаторов20.

На станции в 1952 году начал работу первый в московском метро турникет21, а 28 июля1959 года впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода. В 1950-х годах были установлены гермозатворы, в результате чего были убраны две пары проходов между центральным и боковыми залами17. В 1994 году в южном вестибюле проведена замена эскалаторов22.

Архитектура и оформление

Станция

Станция «Красные Ворота» построена по проекту архитектора И. А. Фомина1 (при соавторстве Н. Н. Андриканиса)10; конструктор — А. Ф. Денищенко23. Имеет статус объекта культурного наследия народов России регионального значения. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения13 (глубина заложения — 32,8 метра1). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона13.

Иван Фомин построил станцию в классическом стиле. Свод центрального зала станции поддерживают мощные пилоны с относительно неширокими проходами к боковым залам. Цвета облицовочных материалов соответствуют названию станции23. Основные поверхности пилонов облицованы мраморизованным известняком красно-бурого и мясисто-красного цветов в приглушённых разводах из грузинского месторождения Старая Шроша10. Чтобы зрительно облегчить массивные пилоны, они были поделены на три части с центральной нишей и двумя выступами по бокам. В центре каждого такого выступа были выделены соразмерные человеку декоративные ниши, завершённые полусферами. Эти ниши отделаны светлым, сероватым, крупнозернистым уральским мрамором месторождения Коелга. Средние части пилонов отделаны жёлтым мраморовидным известняком месторождения Биюк-Янкой. Базы пилонов покрыты чёрным с ультрамариновыми вкраплениями украинским лабрадоритом24. Тяжесть свода зрительно принимает на себя ступенчатый карниз. Свод декорирован шестиугольными и квадратными кессонами. В декоре станции повторяется мотив ворот — декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам, свод центрального зала. Центральный зал освещают свисающие с потолка два ряда шарообразных светильников11. Путевые стены облицованы керамической плиткой. Пол центрального зала выложен в шахматном порядке из плит красного и серого гранита (ранее покрытие было выложено керамической плиткой — квадратной метлахской плиткой красного цвета и шестиугольной кремовой)2425.

Искусствовед Игорь Грабарь писал о станции26:

Уже в проекте замысел автора поражал своей внушительной простотой, найденной лаконичностью архитектурного языка, классического по внутреннему смыслу, по логической оправданности, но осовремененного, приближенного к нашим дням. Фомин совершенно обошёлся без колонн, загружающих большинство подземных станций, и мощными низкими гранитными пилонами охарактеризовал подземность пространства. С большим вкусом он придал им нарядность при помощи остроумно и уместно применённых тяг и ниш. Дань классицизму, принесённая в кессонах свода, здесь очень уместна, как противовес грузному низу. Фоминская станция, бесспорно, самая удачная из всех подземных станций первой очереди.

Архитектурную концепцию станции Фомин позднее развил при проектировании метро «Театральная»23.

Вестибюли

Станция соединена эскалаторами с двумя наземными вестибюлями, расположенными по разные стороны Садового кольца.

Южный вестибюль

Южный вход (2017 год)
Южный вход (2017 год)

Вместе со станцией был открыт южный вестибюль, расположенный на внутренней стороне Садового кольца. Архитектор Н. А. Ладовский построил его в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей27, символизирующего тоннель метро в перспективе10 и напоминающего раковину28. Арочный входной портал переходит в прямоугольный остеклённый объём27. Потолок вестибюля декорирован кессонами, покрытыми внутри красной краской. Из вестибюля в кассовый зал ведёт небольшая трёхмаршевая лестница25. Оттуда коридор ведёт к трёхленточному эскалатору типа ЭТ-3М. Он имеет высоту 28,4 м и был установлен в 1994 году взамен старого22.

Северный вестибюль

Северный вход
Северный вход

Северный вестибюль (архитектор — А. Н. Душкин) был открыт 31 июля1954 года при строительстве 138-метрового высотного здания на Лермонтовской площади, вестибюль находится внутри здания. До реконструкции 2016—2017 годов из вестибюля с кассовым залом в круглый промежуточный зал с высоким шатровым сводом, украшенным лепниной, вёл трёхленточный эскалатор ЭМ-1М высотой 11,5 м22. Стены зала отделаны красным мрамором, на них установлены двухрожковые светильники-бра25. Из круглого зала вниз к станции вёл эскалатор типа ЭМ-4 высотой 18,9 м22.

Со 2 января2016 года по 1 июня2017 года северный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. В ходе неё все эскалаторы были заменены на современные, также были заменены инженерные сети, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, обновлены системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации. Кассовый зал был отремонтирован, установлены современные турникеты20.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта29:

  • Автобусы: 122, А, Б, т24, н15

Расположение

Схема и расположение станции на карте города
Схема и расположение станции на карте города

Станция ограничена перегонами: «Красные Ворота» — «Чистые пруды», «Красные Ворота» — «Комсомольская». Находится на территории Басманного и Красносельского районов, под площадью Красные Ворота. Вестибюли расположены по обе стороны Садового кольца. Южный вестибюль имеет выход на Садовую-Черногрязскую, Садовую-Спасскую, Мясницкую улицы и Боярский переулок. Северный вестибюль имеет выход к Лермонтовской площади, Каланчёвской, Новой Басманной улицам и к Орликову переулку30.

Вблизи обоих вестибюлей станции расположена остановка «Метро „Красные Ворота“» автобусногомаршрута Б, следующего по Садовому кольцу31. На Лермонтовской площади находится конечная остановка автобусного маршрута № т24, следующего до Авиамоторной улицы мимо станции метро «Авиамоторная»32.

Станция в цифрах

Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 25 минут, время закрытия — в 1 час ночи33.

Согласно статистическому исследованию 1999 года, суточный пассажиропоток станции составил 61 760 человек34. В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 51 900 человек, по выходу — 51 700 человек35.

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию36:

Примечания

  1. С. М. Кравец. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — С. 24—26.
  2. Предыстория. metro.molot.ru.
  3. Нереализованные проекты станций московского метро. moscowwalks.ru. Дата обращения: 13 октября 2011.Архивировано 11 февраля 2012 года.
  4. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru.
  5. Константин Залесский.Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. — М.: АСТ, 2013.
  6. И. Д. Гоцеридзе.Станция «Красные ворота». metro.ru. Дата обращения: 6 февраля 2014.
  7. П. П. Ротерт.Как мы строили метро. metro.ru. Дата обращения: 30 мая 2015.
  8. Шамаев Н. «Красные ворота». // «Метрострой», № 4-5, 1971. С. 20-21.
  9. 70 лет Победы. — М.: Официальное издание Московского метрополитена в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. — Vol. 97. — P. 36—39.
  10. Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 124—126. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  11. Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — С. 103—104. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  12. Никита Хрущёв Воспоминания: избранные фрагменты/Никита Хрущёв; сост. А. Шевеленко. — М.: Вагриус, 2007. — 512 с.; ил. ISBN 978-5-9697-0517-3
  13. Красные ворота(недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 20 января 2014.Архивировано 13 сентября 2015 года.
  14. Агеева Р. А. и др.Красные Ворота, станция метро // Имена московских улиц: Топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007.
  15. Агеева Р. А. и др.Красные ворота, площадь // Имена московских улиц: Топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. с.
  16. Марк Наумов, Татьяна Пичугина.Московские недра: пути и перекрестки // Вокруг света. — 2005. — № 5 (2776).
  17. Красные Ворота. metro.molot.ru. Дата обращения: 11 февраля 2014.Архивировано 24 апреля 2013 года.
  18. И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 464. — ISBN 5-274-01154-3.
  19. Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Сталинские небоскрёбы: от Дворца Советов к высотным зданиям. — М.: Издательство «Спутник», 2011. — С. 181—182. — 248 с.
  20. Информационная служба портала Стройкомплекса.Северный вестибюль станции метро «Красные Ворота» откроется 1 июня. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (31 мая 2017). Дата обращения: 31 мая 2017.
  21. Агеева Р. А. и др.Красные ворота, станция метро // Имена московских улиц: Топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. с.
  22. Основные характеристики эскалаторов(недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 7 июня 2015.Архивировано 22 августа 2011 года.
  23. Москва. Архитектурный путеводитель. — М., 1960. — С. 522—523. — 587 с.
  24. Симбирцев В. Станции глубокого заложения Московского метро. // «Метрострой», № 6, 1973. С. 19-21.
  25. Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  26. И. Э. Грабарь.О русской архитектуре: исследования, охрана памятников. — Наука, 1969. — С. 340.
  27. Анисимов А.В. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Красная гора, 1997. — С. 86. — 159 с.
  28. «Красные ворота» // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  29. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  30. Согласно информационному щиту станции
  31. Маршрут № Б. Московский троллейбус. Дата обращения: 23 мая 2015.
  32. Маршрут № 24. Московский троллейбус. Дата обращения: 23 мая 2015.
  33. Режим работы станций и вестибюлей(недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 19 декабря 2010 года.Архивировано 17 ноября 2011 года.
  34. Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Дата обращения: 4 марта 2013.
  35. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Дата обращения: 4 марта 2013.
  36. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».