Станция «Краснопресненская». Центральный зал.  Выявленный объект культурного наследия № 13380766№ 13380766

Краснопресненская

«Краснопре́сненская» — станция Московского метрополитена. Расположена на Кольцевой линии, между станциями «Киевская» и «Белорусская». Пересадка на станцию «Баррикадная» Таганско-Краснопресненской линии.

История

Проектирование и строительство

Первоначально проект станции был разработан вице-президентом Академии архитектуры СССР Каро Алабяном и утверждён в 1950 году2. Однако в итоге по проекту Алабяна была построена только ротонда наземного вестибюля, а подземная часть станции стала дебютом молодых архитекторов «Моспроекта» В. С. Егерева, М. П. Константинова, Ф. А. Новикова и И. А. Покровского, которых утвердили без конкурса23. Согласно воспоминаниям одного из архитекторов станции Феликса Новикова, станцию, возможно, отдали им без конкурса в качестве компенсации, так как незадолго до этого их уже утверждённый проект станции «Киевская» был внезапно отменён Н. С. Хрущёвым3:

Спустя два месяца, срочно вызывает К. С. Рыжков. Являемся. Спрашивает — будете делать «Краснопресненскую»? — Без конкурса? — Без. — Тогда согласны.Рассказывает: Макет станции, построенный по проекту К. С. Алабяна, посетил Н. С. Хрущёв. Осмотрел и спрашивает, обращаясь к сопровождающим — кто за эту станцию? Прошу поднять руку. А сам не поднимает. И никто, естественно, не поднимает. И тогда следует предложение — поручить это дело нам. Почему? Возможно, запомнился красный цвет пилона или, быть может, осталось сознание незаслуженно причиненной обиды. Так или иначе, мы взялись за дело. На широком пилоне (здесь старая конструкция) возникли облегчающие массу креповки. Посоветовавшись с Поляковым, изменили стилевую характеристику. Новый проект был утверждён, а затем и осуществлён в свой срок.

На скульптурное оформление станции был в 1951 году объявлен отдельный конкурс, который выиграл только окончивший Московский институт прикладного и декоративного искусстваНиколай Щербаков, который после победы привлёк к работе над станцией своих бывших однокурсников4.

В 1951 году Николай Щербаков […] случайно увидел объявление о конкурсе на скульптурное оформление станции метро «Краснопресненская». Ни минуты не колеблясь, принимает решение участвовать в нём. Ведь это была самая любимая его тема — революция, народное восстание, всеобщий подъём масс!
В том конкурсе таланты бились со всего Союза, участвовали многие известные скульпторы и архитекторы. Первый тур уже прошёл, его так никто и не выиграл, Щербаков успел ко второму туру. Конкурс проходил анонимно. Все участники, а их было около 140, подавали на конкурс свои работы в запечатанных конвертах без подписи, но под девизом. Николай Щербаков выбрал девиз «Знамя». Каково же было удивление присутствовавших, когда среди множества заявок члены жюри во главе со знаменитейшим художником Павлом Кориным единодушно выбрали работу вчерашнего студента! Это был необыкновенный успех молодого скульптора.
После победы в конкурсе Николай Щербаков привлёк в свой творческий коллектив бывших однокурсников, таких же, как и он, молодых талантливых скульпторов, — Г. Н. Колесникова, Ю. Г. Ушкова, В. А. Фёдорова, Ю. П. Поммера, с которыми на равных работал теперь над воплощением своих скульптурных идей.

В торце станции была сделана ниша, в которую была помещена скульптурная композиция в виде стоящих рядом В. И. Ленина и И. В. Сталина работы Н. А. Щербакова4. Хотя Ленин и Сталин не имели никакого отношения к событиям 1905 года на Пресне, памятник им создатели станции установили исключительно для того, чтобы «завершить ритм рельефов объёмным изваянием»5. В ходе проектирования станции авторы встречались с участниками пресненских боёв, которые предлагали другое решение для этой части станции. По словам Феликса Новикова5:

Ещё до кончины вождя нас пригласили в Краснопресненский райком партии, где проект станции и её скульптурное оформление обсуждали живые тогда участники пресненских боёв. Один из них решительно заявил: — «Эта помещения нам мала. И вообще я не вижу здесь отражения подвига Коли, Колокольчикова!» Однако о том, что совершил Коля, он не сказал. Как бы то ни было, ниша была уже занята.

В первоначальном проекте станции на пилонах со стороны боковых платформ располагались медальоны, на которых чередовались серпы и молоты, но проект был переделан, так как первый секретарь Московского областного комитета КПССН. А. Михайлов возмутился: «Что же это вы разделили рабочий класс с крестьянством?»7.

История станции после открытия

Станция открыта 14 марта1954 года в составе участка «Белорусская» — «Парк культуры», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 40 станций. Название станции было дано по улице Красная Пресня.

В 1955 году, к 50-летию Декабрьского восстания 1905 года, перед нишей ротонды вестибюля была установлена скульптура «Дружинник».

В 1956 году скульптуру Сталина из торца станции убрали, а Ленина передвинули на середину постамента28.

В конце 1972 года, в связи с открытием перехода на построенную станцию «Баррикадная», памятник Ленину также был убран2. Архитектор станции Виктор Егерев резко негативно высказывался о радикальном изменении облика станции после появления перехода на станцию «Баррикадная»5:

Я бы много дал, чтобы вернуть нашей станции прежний вид. Этот засранец Стрелков [автор станции «Баррикадная»] сделал из неё переход с ужасными магазинными светильниками.

В 1990-е годы на крыше павильона была возведена хозяйственная надстройка.

В 1991—1992 годах станцию предлагали переименовать в «Пресню»9.

В 1990-е годы часть мраморных скамеек в центральном зале станции была убрана, а также исчезла большая люстра в эскалаторном зале наземного вестибюля.

В 1996 году на станции снимался художественный фильм «Научная секция пилотов»10.

С 13 июня 2007 года станция «Краснопресненская» имеет статус выявленного объекта культурного наследия России11.

В марте 2018 года на станции установлены новые турникеты12.

В начале 2020 года в торце центрального зала станции, на месте, где ранее стоял памятник Ленину и Сталину, открылся платный общественный туалет.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет один выход. Наземный павильон станции выходит на улицы Красная Пресня и Конюшковская. Напротив входа и выхода станции находится Московский зоопарк, а вблизи стоит одна из семи «сталинских высоток» — Жилой дом на Кудринской площади.

Переход на станцию «Баррикадная» Таганско-Краснопресненской линии, открытый в 1972 году, расположен в северном торце центрального зала.

Планируется замена эскалаторов в вестибюле, а также ремонт кассового зала. На время реконструкции выход в город будет осуществляться через станцию «Баррикадная»13.

Архитектура и оформление

Станция

«Краснопресненская» — трёхсводчатая пилонная станция глубокого заложения (глубина — 35,5 метра). Авторы проекта — В. С. Егерев, М. П. Константинов, Ф. А. Новиков и И. А. Покровский. Центральный и боковые залы имеют единый диаметр — 8,5 м14. Ширина платформы центрального зала — 8,6 м, высота центрального и боковых залов — 5,3 м14. Ширина пилона — 3,15 м, ширина прохода — 3,6 м при высоте в 4,1 м14.

Пилоны облицованы тёмно-красным с белыми включениями мрамором грузинского месторождения Салиэти и обведены поясами из белого мрамора «Коелга»2. Путевые стены станции облицованы белым мрамором Коелгинского месторождения, а их цоколь выполнен из оливково-серого мрамора «Садахло»2. Геометрический орнамент пола выложен розово-красным, коричнево-красным емельяновским и светло-серым янцевским гранитами и обрамлён чередованием полос чёрного габбро2. Станция освещается золотистыми люстрами с белыми плафонами, которые подвешены по оси сводов2. Вдоль пилонов со стороны платформ и со стороны центрального зала были установлены мраморные скамьи, но в 1990-е годы часть скамеек в центральном зале была убрана.

Тема художественного оформления станции — революционное движение 1905 и 1917 годов в Российской империи. На своде центрального зала — 14 гипсовых барельефов (авторы — Н. А. Щербаков, Ю. П. Поммер, В. А. Фёдоров, Ю. Г. Ушков, Г. Н. Колесников), шесть из которых посвящены революционным событиям 1917 года, восемь — революции 1905 года. На барельефах изображены: «Восстание на броненосце „Потёмкин“», «Залп „Авроры“», «Взятие Зимнего дворца», «Баррикады Красной Пресни», «Вооружённые рабочие», «Всеобщая стачка», «Девушки „Трёхгорной мануфактуры“ — участницы восстания», «9 января 1905 года» и др.81516. Со стороны платформы пилоны украшены медальонами с барельефами восходящего солнца, серпа и молота и надписи «1905 • 1917». Барельефы и медальоны на пилонах первоначально были белого цвета, но позже их перекрасили в тёмно-оливковый цвет.

Наземный вестибюль

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов К. С. Алабяна и Т. А. Ильиной в соавторстве с В. И. Алёшиной и при участии Т. Д. Зебриковой17 Он представляет собой отдельно стоящее здание в виде античного храма-ротонды17.

Павильон построен из железобетонного каркаса с кирпичным заполнением17. В плане строение имеет форму круга и по всему периметру декорировано колоннадой из каннелированных светлых колонн с дорическимикапителями17. Капители колонн украшены пятиконечными звёздами и акантом17. Колонны поддерживают массивный карниз с балюстрадой и двухуровневым аттиковым этажом17. По карнизу проходит фриз с названием станции2.

Фасад станции окрашен в терракотовый цвет и украшен светлыми декоративными элементами17. Главная часть фасада выходит на улицу Красная Пресня. По бокам главного фасада имеются два выреза для тамбуров входа и выхода пассажиров метро. Тамбуры декорированы белыми штукатурными порталами с каннелированными пилястрами с коринфскимикапителями17. В самом верху стен тамбуров идёт декоративный пояс с лепными лентами и круглыми медальонами, на которых изображены поочерёдно пятиконечные звёзды и серпы с молотами17. Ранее стены тамбуров были облицованы терракотовой плиткой 10х10 см,уложенной в «косую» (от демонтированной облицовки сохранились следы на плоскости стен)17.

Между тамбурами на главном фасаде устроена ниша, где помещена цитата из «Краткого курса истории ВКП(б)», автором которого считается И. В. Сталин: «Красная Пресня была главной крепостью восстания, её центром. Здесь сосредоточились лучшие боевые дружины, которыми руководили большевики»1819. Перед нишей, закрывая собой надпись, в 1955 году установлена чугунная скульптура «Дружинник» на постаменте из красного гранита (скульптор А. Е. Зеленский, архитектор К. С. Алабян)2021. Памятник изображает рабочего «дружинника» — члена «боевой дружины» (отряда революционеров-боевиков в 1905 году). В правой руке рабочий держит гранату, а под ногами у него обломки рельсов21.

В задней части фасада (со стороны сквера) в простенках между колоннами находятся большие прямоугольные окна (либо фальш-окна) с белыми наличниками и треугольными сандриками17. Над каждым из них расположены по два небольших недекорированных прямоугольных окна второго этажа17.

Внутри павильона находится аванзал с кассами в виде широкого полукруглого коридора, облицованного белым мрамором коелгинского месторождения, и большой круглый эскалаторный зал, который оформлен светлым прохорово-баландинским мрамором с резным фризом и вертикальными бронзовыми вставками2. Потолок эскалаторного зала представляет собой гладкий белый купол с единственной крупной розеткой в вершине2 (ранее зал украшала грандиозная люстра в виде венка из листьев, которая была подвешена в центре815). Под основанием купола находится лепной карниз, скрывающий светильники2.

Утраты

Торец станции до появления перехода на станцию «Баррикадная». Утраченные памятник и бронзовые торшеры по бокам от него
Торец станции до появления перехода на станцию «Баррикадная». Утраченные памятник и бронзовые торшеры по бокам от него

Часть оформления станции и наземного вестибюля с годами была утрачена817:

  • Скульптура Сталина в торце станции (1956).
  • Скульптура Ленина в торце станции (1972).
  • Два высоких бронзовых торшера, которые стояли по бокам от скульптур (1972).
  • Большая бронзовая люстра, висевшая под куполом эскалаторного зала наземного вестибюля.
  • Мраморные скамейки в центральном зале (1990-е).
  • Терракотовая плитка 10х10 см, которой были облицованы стены тамбуров вестибюля.
  • Настенные светильники в полукруглом коридоре вестибюля.

Окаменелости

Основная статья: Окаменелости в Московском метрополитене

На мраморе, которым облицованы пилоны станции, можно увидеть несколько видов окаменелостей, в числе которых гастроподы, а также небольшие аммониты, губки и прямораковинные наутилоидеи22.

Путевое развитие

Вблизи станции расположена соединительная ветвь, ведущая к электродепо «Красная Пресня».

Станция в цифрах

Код станции — 078. В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 32 400 человек.

  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию23:

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта24:

  • Автобусы: 4, 39, 64, 69, 116, 152, 216, 366, 869, м6, м35, с43, т79

Примечания

  1. Вероятно, Ф. Новиков перепутал. Коля Колокольчиков — это герой повести А. Гайдара «Тимур и его команда». По-видимому, ветеран имел в виду подвиг руководителя «боевой дружины» фабрики Шмита М.С. Николаева и его заместителя И. В. Колокольчикова.
  2. Гридчин Ю. Новости московского метростроя и метрополитена
  3. «Краснопресненская». // «Моё метро», № 2 (100), март, 2019. С. 10.
  4. Новиков Ф. От «Киевской» до «Краснопресненской». // «Архитектура и строительство России», 1991. С. 29-31.
  5. Гагут Л. Лениниана скульптора Николая Щербакова. // «Правда», № 6 (30357) 22—25 января 2016.
  6. Новиков Ф. Размышления автора станции метро «Краснопресненская» по поводу реставрации наземного вестибюля станции метро «Курская». // «Архитектура России», 2 ноября 2009.
  7. Андриканис Е. Хозяин «Чёртова гнезда». // «Смена», №16, сентябрь 1967. С. 14.
  8. Ларичев Е., Углик А. Московское метро. Путеводитель. — М: Книги WAM, 2007. 168 с. ISBN 978-5-98401-002-3
  9. [history.wikireading.ru/279355 Зиновьев А. Сталинское метро. Исторический путеводитель]. — М., 2011.
  10. «А будет — Остоженка»//Вечерняя Москва № 224 от 13 ноября 1991
  11. Московское метро в кино
  12. Станция Московского метрополитена Кольцевой линии «Краснопресненская». // Объекты культурного наследия.
  13. На четырёх станциях метро установили новые турникеты. // Московский метрополитен, 26 Марта 2018.
  14. «Шоссе Энтузиастов» и «Университет»: на каких еще станциях метро заменят эскалаторы / Новости города / Сайт Москвы
  15. Рыжков К. К окончанию строительства Большого кольца. // «Архитектура и строительство метро», № 2, 1954. С.3-8
  16. Рыжков К. Московский метрополитен. — М.: Московский рабочий, 1954.
  17. Московское метро. Кольцевая линия (набор открыток, 1985).
  18. Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Станция Московского метрополитена Кольцевой линии „Краснопресненская“».
  19. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс / Под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б). — М.: Издательство ЦК ВКП(б) „Правда“, 1938. — С. 79. — 1 000 000 экз.
  20. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): Краткий курс. / Под редакцией Комиссии ЦК ВКП (б). — М.: ОГИЗ — Госполитиздат, 1946. — 352 с.
  21. Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Москва. Все культурные и исторические памятники. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2009. — С. 360. — 512 с. — (Московские энциклопедии). — ISBN 978-5-699-31434-8.
  22. Памятники монументального искусства Москвы. — М.: ООО «Милк Эдженси», 2016. с. 61. ISBN 978-5-9907078-1-8.
  23. Окаменелости в метро: на каких станциях искать ископаемые юрского периода(рус.), Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (4 июня 2017). Дата обращения 19 ноября 2018.
  24. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  25. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.