Vyborg 06-2012 various listed 05

Костёл Гиацинта

Костёл Гиаци́нта (Рыцарский дом) — готическое каменное здание в Выборге на улице Водной Заставы, одно из самых древних зданий города.

История

Монастырская школа и купеческий дом

Одно из немногих строений в готическом стиле, сохранившееся в России. Ещё в XV веке на этом месте располагалось деревянное сооружение, принадлежавшее францисканскому монастырю. В начале XVI века здание было перестроено в камне под монастырскую школу. Таким образом, самая старая часть нынешнего здания была построена до перепланировки города, проведённой в середине XVII века.

План
План

В XVI веке, когда в Швеции была проведена Реформация, монастыри были закрыты, а имущество католической церкви конфисковано. Здание монастырской школы досталось купеческому семейству Бойсманов, занявшихся его перестройкой под жильё. Так как старые стены, сложенные из гранитных валунов и кирпича, оказались под углом к новой сетке улиц, то до новой границы квартала здание было подведено путём пристройки владельцами ещё одного помещения (без подвала, но одной высоты с прежним домом), поэтому в плане здание стало напоминать букву «У».

Рыцарский дом

Во второй половине XVIII века домом владел купец Петер Яниш. После конфликта с комендантом города он был посажен в тюрьму с конфискацией имущества. Освободившееся здание было отдано дворянскому собранию, образованному в соответствии с Жалованной грамотой императрицы Екатерины II, наряду с другими общероссийскими губернскими, городскими и судебными учреждениями, введёнными на основании «Учреждений для управления губерний» и Городового положения. Шведско-немецкое «Общество выборгских рыцарей» устроило на втором этаже просторный зал, в котором проводились собрания и устраивались балы; подвалы и нижний этаж «Рыцарского дома» использовались для хозяйственных нужд. Но при Павле I было упразднено Выборгское наместничество, и в Финляндской губернии были частично восстановлены старые учреждения. Центром проведения официальных мероприятий стало возведённое в 1797 году здание городского общества, к которому позднее был пристроен дом собраний. Потребность в отдельных зданиях общественного назначения уменьшилась, в то же время возникла необходимость в организации в городе прихода для нужд военнослужащих католического вероисповедания.

Приход Св. Гиацинта

В 1799 году братьям Мальтийского ордена, покровителем которого стал император Павел I, было предписано принять на себя окормление прихода Св. Гиацинта в Выборге1. Здание Рыцарского дома было передано приходу, и с 1802 года в нём располагалась часовняСвятого Гиацинта. В Шведской Финляндии католическая церковь длительное время была запрещена, поэтому после установления российской власти в 1809 году на всей территории Финляндии и образования Великого княжества Финляндского в ведении священников выборгского прихода оказались все католики Финляндии. Зал собраний и балов на втором этаже превратился в молельный; первый этаж заняло жильё для органиста и церковной прислуги, а к лестнице была пристроена крошечная колокольня. Квартиру священника разместили в пристройке (до 1860 года в Выборге служили священники доминиканского ордена из Литвы).

Часовня в 1856 году получила статус приходской римско-католической церкви. В период с 1915 по 1930 год здание полностью реконструировали, в результате чего оно приобрело вид типичного костёла. Перестройка включала разборку перекрытий над первым этажом, снижение уровня пола на полтора метра, устройство притвора вместо наружной лестницы, хоров вместо разобранных стен, апсиды в северной стене. Маленькая колокольня была надстроена над крышей, а сбоку пристроена ризница. Широкие прямоугольные окна переделали в узкие арочные. А в жилой пристройке устроили отдельный вход и лестницу на второй этаж. В 1943 году о. Робер де Калюве расписал северную стену и апсиду храма, но роспись погибла вместе с церковными интерьерами во время Второй мировой войны, и судить о ней можно только по сохранившимся фотографиям — в ней отразились как византийские черты, так и определенное влияние модерна.После поражения Финляндии в Советско-финских войнах (1939—1944) приход прекратил своё существование.

Послевоенный период

В послевоенное время, до 1968 года, в здании располагался склад.

Вид изнутри
Вид изнутри

В 1970—1975 годах по проекту архитектора М.А. Дементьевой (совместно с архитектором-реставратором Ирэн Хаустовой)2 была проведена реставрация здания, ориентированная на возвращение внешнего вида Рыцарского дома (дворянского собрания) и устранение позднейших перестроек в культовое сооружение. В реставрированном облике возрождены некоторые детали интерьеров XVII–XVIII вв.: черепичная крыша, большой зал с камином, балки на потолке, лестница с резными деталями. По мнению исследователей, памятник корректнее называть не по последнему использованию здания, а «Жилым домом XVI-XVIII вв.», так как наиболее длительное время в нём жили богатые купцы.

Со стороны улицы Водной Заставы костёл святого Гиацинта украшает декоративный кованый забор, который окружал ранее Старый кафедральный собор города. Этот декоративный забор любили изображать художники XX века3.

Вид с улицы Водной Заставы
Вид с улицы Водной Заставы

После реставрации в доме разместилась основанная в 1969 году Детская художественная школа, которая стараниями её директора Л. И. Бондарика в 2005 году переехала в здание Музея изящных искусств и Художественной школы на бастионе Панцерлакс4.

В настоящее время в здании, которое снова именуется «Рыцарским домом», размещаются экспозиции Выборгского объединённого музея-заповедника (Выборгский замок). В дни кинофестиваля «Окно в Европу» здесь несколько раз работал штаб фестиваля.

В 1995 году здание получило статус объекта культурного наследия РФ федерального значения5. Кованая ограда старинного здания раньше принадлежала Старому кафедральному собору; перенесённая в ходе реставрации здания, она также состоит на учёте в реестре объектов культурного наследия.

Примечания

  1. Три века Санкт-Петербурга. Девятнадцатый век. Книга 4: М-О
  2. ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. КОСТЕЛ СВЯТОГО ГИАЦИНТА
  3. Мартынова, А. Г. Выборг в произведениях русских и финских художников XX – начала XXI вв.: образно-художественный анализ : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 // [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. – Санкт-Петербург.. — 2017. — С. 22.
  4. Мартынова А. Г. «…В Выборге школа есть». Там, где рождаются художники // Научно-методический журнал «Искусство в школе»/ Под ред. А. А. Мелик-Пашаева. — 2015. — № 4. — С. 32-36.
  5. Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995