Зал станции, 1 января 2012 года  Выявленный объект культурного наследия № 2951276№ 2951276

Комсомольская (станция метро, Сокольническая линия)

«Комсомо́льская» — станция Сокольнической линииМосковского метрополитена. Расположена между станциями «Красносельская» и «Красные Ворота». Находится на территории Красносельского района Центрального административного округаМосквы.

История и происхождение названия

Станция открыта 15 мая1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». С 30 января 1952 года соединена пересадкой с одноимённой станцией Кольцевой линии. Получила название по Комсомольской площади, на которую выходит.

Зал станции с оригинальными люстрами (1930-е)
Зал станции с оригинальными люстрами (1930-е)

Площадь получила название в 1933 году в связи с 15-летием создания ВЛКСМ. Ранее площадь называлась Каланчёвской — по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу с высокой башней — каланчой. При возвращении исторических названий в начале 1990-х годов планировалось вернуть площади историческое название Каланчёвская и так же переименовать станцию метро, но от этого отказались.

15 марта1941 года станция отмечена Сталинской премией 1-й степени1.

Вестибюли и пересадки

Имеется два наземных вестибюля. Один из них расположен в здании Казанского вокзала. Другой же (открытый в 1952 году), совмещённый с вестибюлем станции «Комсомольская» Кольцевой линии, выходит на Комсомольскую площадь, и размещён между зданиями Ярославского и Ленинградского вокзалов.

В данный момент из-за крайне высокого пассажиропотока вестибюль работает только для выхода пассажиров. Для входа переоборудован подземный переход, так как вестибюль станции не справлялся с огромным пассажиропотоком. До 1952 года на его месте существовал северный вестибюль (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, художники В. А. Фаворский и А. Т. Иванов), открытый при пуске первой линии Московского метро. Этот вестибюль оригинальной архитектуры до наших дней не сохранился.

Вестибюль в здании Казанского вокзала связан с торцом станции лестничными маршами, вестибюль между Ярославским и Ленинградским вокзалами имеет эскалаторы.

Техническая характеристика

Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 8 метров). На станции 23 пары колонн. Шаг колонн — 7 метров. Станция имеет необычную конструкцию: так как на станции изначально предполагался большой пассажиропоток, вдоль всего зала над путями сооружены пешеходные галереи для равномерного распределения пассажиров.

На каждом из двух балконов расположено по ряду из 45 колонн. Со стороны станции «Красносельская» находятся шестистрелочные тупики, один из которых (3 ст. п.) переходит в соединительную ветвь в электродепо «Северное»; именно из него 1 октября1934 года на станцию «Комсомольская» вышел первый пробный состав Московского метрополитена, состоявший из двух вагонов.

Оформление

Путевые стены облицованы светло-жёлтой керамической плиткой. Пол выложен серым и красным гранитом, а пол пешеходных галерей-балконов над путями — керамической плиткой (изначально покрытие было асфальтовым). Квадратные в сечении колонны облицованы золотисто-жёлтым мрамором «чоргунь». Капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ), подчёркивающей вклад комсомольцев 1930-х годов в строительство метрополитена.

Стены балконных галерей покрыты мрамором «газган», колонны на балконах — прохоро-баландинским мрамором. Для оформления станции впервые в метрополитене были применены панно из майоликовой плитки, отражающие героику труда комсомольцев-метростроевцев («Метростроевцы», художник Е. Е. Лансере)1.

Станция в цифрах

  • Код станции — 006.
  • В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 41,2 тыс. человек, по выходу — 44,7 тыс. человек в сутки2.
  • Время открытия южного вестибюля для входа пассажиров — 5 часов 20 минут, северного — 5 часов 30 минут; время закрытия станции — 1 час ночи3.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию4:

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта5:

  • Автобусы: 40, 122, А, т14, т41, н15
  • Троллейбусы: Т
  • Трамваи: 7, 13, 37, 50

В кинематографе

Зал станции присутствовал в фильмах «Летят журавли» (именно на этой станции пряталась Вероника, когда разбомбили её дом) и «У твоего порога».

Галерея

Примечания

  1. Станция на официальном сайте Московского метрополитена(недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2014.Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. Исследование пассажиропотоков, проведенное в марте 2002 года.. metro.ru. Московское метро — Проект Артемия Лебедева. Дата обращения: 24 марта 2017.
  3. Режим работы станций и вестибюлей(недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2014.Архивировано 17 ноября 2011 года.
  4. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  5. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.