MosMetro KomsomolskayaKL img2 asv2018-01

Комсомольская (станция метро, Кольцевая линия)

«Комсомо́льская» — станция Московского метрополитена на Кольцевой линии. Связана пересадкой с одноимённой станцией на Сокольнической линии. Расположена в Красносельском районе (ЦАО) под Комсомольской площадью, по которой и получила своё название. Открыта 30 января1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.

Является одной из самых загруженных станций метро в Москве (в основном из-за расположенных рядом с площадью Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов). По данным на 2014 год средний пассажиропоток на станции составил 163 тысячи человек в сутки2.

История

Изображение станции на почтовой марке 1952 года
Изображение станции на почтовой марке 1952 года

Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена3.

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями4. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савёловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»4. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру4. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»4.

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»4. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года4. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но был построен только один5. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.

В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Каланчёвская», а в 1992 году — на «Три вокзала», однако оба проекта не были осуществлены6.

Архитектура и оформление

Вестибюль

Павильон станции
Павильон станции

В северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов7. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра8.

Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом. Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам — большие торшеры8. Стены облицованы светло-бежевым узбекским мрамором «газган»9.

Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов8.

Весь этот архитектурный ансамбль находится внутри уличного павильона. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны8. Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью10. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоким шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот11.

Станционные залы

Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м)12. По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. В 1952 году, совместно с П. Д. Кориным, архитектор А. В. Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год за архитектуру станции.

Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко13. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы14. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве14. На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра)13. Аркады, включающие в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых13.

Как утверждает биограф Щусева, Александр Васькин, первоначально колонны станции были спроектированы тонкими, однако Алексей Щусев не согласился с этим предложением инженера А. И. Семёнова, заявив: «Моё архитектурное чувство подсказывает, что колонны должны быть толще». Щусев предложил увеличить толщину колонн до 1,5 метра. В итоге зодчий и инженер сошлись на толщине колонн 0,8 метра15.

Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения16. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года17:

Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..И. В. Сталин

Это высказывание Сталина было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал18.Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году.До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей19. Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной — В. М. Молотов, Л. П. Берия, Л. М. Каганович20. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна20. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башниКремля21. Переделывал панно сам Корин20.

Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне1, выполненных по моделям скульпторов С. В. Казакова и А. М. Сергеева на тему «Русское оружие»222324, позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором.

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом25. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина6.

Галерея

Переход на Сокольническую линию

Переход начинается в середине зала. Там расположены две пары эскалаторов, ведущие вниз, в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Затем через расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор пассажир попадает в эскалаторный зал. На стене — флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён и оружия, которые обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой7. Из зала ведёт большой четырёхленточный эскалатор. Наверху расположен подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии8. В другой стороне циркульного колонного зала — выход к Казанскому вокзалу.

Станция в цифрах

  • Код станции — 0706.
  • Пикет ПК181+74,626.
  • Глубина заложения составляет 37 метров27.
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии — 104 300 человек28. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 119 000 человек, по выходу — 110 900 человек29.
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия — в 1 час ночи30.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию31:

Расположение и транспорт

Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии расположена между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Выход в город на Комсомольскую площадь, к Ленинградскому, Ярославскому (из северного торца) и Казанскому вокзалам (по переходам в центре зала).

Железнодорожный транспорт

Основные статьи: Ленинградский вокзал, Ярославский вокзал, Казанский вокзал и Москва-Каланчёвская

Из северного вестибюля — выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. От Ленинградского вокзала начинается Октябрьская железная дорога, от Ярославского — Ярославское направление Московской железной дороги. Также поблизости находится станция КаланчёвскаяАлексеевской соединительной линии и Курско-Рижского диаметра.

По переходам в центре зала — выход к Казанскому вокзалу. От Казанского вокзала начинается Казанское направление Московской железной дороги.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта32:

  • Автобусы: 40, 122, А, т14, т41, н15
  • Троллейбусы: Т
  • Трамваи: 7, 13, 37, 50

Станция «Комсомольская» в культуре

«Комсомольская» упоминается в книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года. В издании 1938 года вместо тогда ещё не существовавшей «Комсомольской» упоминается станция «Киевский вокзал».

«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул: — Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»33

Станция «Комсомольская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего Содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев34.

В кинематографе

Зал станции присутствовал в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Перспективы

Сооружение второго выхода уже давно является насущной необходимостью. Впервые оно было включено в план строительства метро на 2008—2010 годы3536. На октябрь 2015 года было запланировано открытие второго собственного вестибюля станции3738. Второй вестибюль планируется расположить на Комсомольской площади ближе к платформе «Каланчёвская»39. Тем не менее по состоянию на август 2014 года никакие строительные работы не велись, и открытие второго выхода вновь было перенесено на неопределённый срок. В декабре 2015 года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил о том, что принято решение о строительстве дополнительного выхода на станции. Он будет начинаться в подземном вестибюле в северо-западной части Комсомольской площади, у здания Московской таможни и вести в нынешний южный торец станции. Проектирование должно было завершиться в конце 201640.

В середине декабря 2018 года стало известно о том, что принято решение об ускорении проектирования второго выхода станции. Предварительно, второй выход на станции могут открыть в 2022 году41.

Также планируется замена эскалаторов в малом и большом эскалаторных наклонах, ведущих на Сокольническую линию и к Казанскому вокзалу42.

Примечания

  1. , с. 47.
  2. Рейтинг. Самые загруженные станции метро. The Village. Дата обращения: 18 февраля 2017.
  3. Комсомольская(недоступная ссылка). Сокольническая линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 14 марта 2012.Архивировано 5 марта 2016 года.
  4. Лисов И.Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Дата обращения: 15 ноября 2011.
  5. , с. 146.
  6. Комсомольская(недоступная ссылка). Кольцевая линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 19 мая 2012.Архивировано 21 января 2012 года.
  7. , с. 182.
  8. , с. 268.
  9. , с. 184.
  10. , с. 315.
  11. , с. 269.
  12. Ю. С. Фролов, Д. М. Голицынский, А. П. Лебедев, «Метрополитены», «Желдориздат», М., 2001, стр. 252
  13. , с. 264.
  14. , с. 314.
  15. Васькин А. А. Щусев: Зодчий всея Руси. — М.: Молодая гвардия, 2015. — С. 255. — 461 с. — (Жизнь замечательных людей: Малая серия; сер. биогр.; вып. 84). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03807-3.
  16. , с. 11.
  17. Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. — М., 1950.
  18. Советская архитектура. Ежегодник. III. 1951. — М.: Гос. издат. литературы по строительству и архитектуре, 1954—256 с. — С. 11
  19. , с. 266.
  20. Лавров А.Реконструкция метро: следующая станция — «Сталинская»?. Комсомольская правда (27 октября 2009). Дата обращения: 13 июня 2012.
  21. , с. 265—266.
  22. Рыжков К. С.Московский метрополитен. — М.: Московский рабочий, 1954. — С. 114. — 172 с.
  23. Художники народов СССР. Библиографический словарь. Том 4(ч. 2): Каев - Кобозев. — М.: Искусство, 1995. — С. 25. — 622 с.
  24. Произведения академика А. В. Щусева, удостоенные Сталинской премии / Сост. Н. М. Бачинский. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 91. — 100 с.
  25. Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  26. Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Дата обращения: 24 мая 2012.Архивировано 28 августа 2011 года.
  27. Ещё три станции столичного метро признаны памятниками архитектуры. Mos.ru. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (16 января 2018). Дата обращения: 16 января 2018.
  28. Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Дата обращения: 19 декабря 2010.
  29. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Дата обращения: 26 апреля 2012.
  30. Режим работы станций и вестибюлей(недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 14 марта 2011.Архивировано 17 ноября 2011 года.
  31. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  32. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  33. Лагин Л. Старик Хоттабыч. — М., 1955.
  34. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп. тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
  35. Правительство Москвы утвердило план строительства метро на 2008–2010 годы. Московский комсомолец (7 ноября 2007).
  36. Ситуация в метро перестанет быть безвыходной. Московский комсомолец (7 ноября 2007).
  37. Перспективы развития. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 15 мая 2012.
  38. Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 г(недоступная ссылка). Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 мая 2012). Дата обращения: 12 июня 2012.Архивировано 15 мая 2012 года.
  39. Новый выход станции "Комсомольская" в Москве объединят с желтерминалом. РИА Новости (7 декабря 2007).
  40. Проект второго выхода на станции «Комсомольская» Кольцевой линии будет готов до конца года. stroi.mos.ru. Дата обращения: 11 февраля 2017.
  41. Дополнительный выход со станции метро «Комсомольская» могут открыть в 2022 году
  42. «Шоссе Энтузиастов» и «Университет»: на каких еще станциях метро заменят эскалаторы / Новости города / Сайт Москвы