MosMetro KomsomolskayaKL img2 asv2018-01

Комсомольская (станция метро, Кольцевая линия)

«Комсомо́льская» — станция Московского метрополитена на Кольцевой линии. Связана пересадкой с одноимённой станцией на Сокольнической линии. Расположена в Красносельском районе (ЦАО) под Комсомольской площадью, по которой и получила своё название. Открыта 30 января1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.

Является одной из самых загруженных станций метро в Москве (в основном из-за расположенных рядом с площадью Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов). По данным на 2014 год средний пассажиропоток на станции составил 163 тысячи человек в сутки2.

История

Изображение станции на почтовой марке 1952 года
Изображение станции на почтовой марке 1952 года

Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена3.

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями4. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савёловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»4. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру4. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»4.

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»4. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года4. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но был построен только один5. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.

В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Каланчёвская», а в 1992 году — на «Три вокзала», однако оба проекта не были осуществлены6.

Архитектура и оформление

Вестибюль

Павильон станции
Павильон станции

В северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов7. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра8.

Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом. Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам — большие торшеры8. Стены облицованы светло-бежевым узбекским мрамором «газган»9.

Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов8.

Весь этот архитектурный ансамбль находится внутри уличного павильона. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны8. Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью10. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоким шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот11.

Станционные залы

Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м)12. По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. В 1952 году, совместно с П. Д. Кориным, архитектор А. В. Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год за архитектуру станции.

Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко13. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы14. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве14. На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра)13. Аркады, включающие в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых13.

Как утверждает биограф Щусева, Александр Васькин, первоначально колонны станции были спроектированы тонкими, однако Алексей Щусев не согласился с этим предложением инженера А. И. Семёнова, заявив: «Моё архитектурное чувство подсказывает, что колонны должны быть толще». Щусев предложил увеличить толщину колонн до 1,5 метра. В итоге зодчий и инженер сошлись на толщине колонн 0,8 метра15.

Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения16. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года17:

Это высказывание Сталина было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал18.Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году.До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей19. Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной — В. М. Молотов, Л. П. Берия, Л. М. Каганович20. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна20. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башниКремля21. Переделывал панно сам Корин20.

Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне1, выполненных по моделям скульпторов С. В. Казакова и А. М. Сергеева на тему «Русское оружие»222324, позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором.

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом25. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина6.

Галерея

Переход на Сокольническую линию

Переход начинается в середине зала. Там расположены две пары эскалаторов, ведущие вниз, в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Затем через расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор пассажир попадает в эскалаторный зал. На стене — флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён и оружия, которые обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой7. Из зала ведёт большой четырёхленточный эскалатор. Наверху расположен подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии8. В другой стороне циркульного колонного зала — выход к Казанскому вокзалу.

Станция в цифрах

  • Код станции — 0706.
  • Пикет ПК181+74,626.
  • Глубина заложения составляет 37 метров27.
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии — 104 300 человек28. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 119 000 человек, по выходу — 110 900 человек29.
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия — в 1 час ночи30.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию31:

Расположение и транспорт

Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии расположена между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Выход в город на Комсомольскую площадь, к Ленинградскому, Ярославскому (из северного торца) и Казанскому вокзалам (по переходам в центре зала).

Железнодорожный транспорт

Основные статьи: Ленинградский вокзал, Ярославский вокзал, Казанский вокзал и Москва-Каланчёвская

Из северного вестибюля — выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. От Ленинградского вокзала начинается Октябрьская железная дорога, от Ярославского — Ярославское направление Московской железной дороги. Также поблизости находится станция КаланчёвскаяАлексеевской соединительной линии и Курско-Рижского диаметра.

По переходам в центре зала — выход к Казанскому вокзалу. От Казанского вокзала начинается Казанское направление Московской железной дороги.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта32:

  • Автобусы: 40, 122, А, т14, т41, н15
  • Троллейбусы: Т
  • Трамваи: 7, 13, 37, 50

Станция «Комсомольская» в культуре

«Комсомольская» упоминается в книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года. В издании 1938 года вместо тогда ещё не существовавшей «Комсомольской» упоминается станция «Киевский вокзал».

«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул: — Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»33

Станция «Комсомольская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего Содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев34.

В кинематографе

Зал станции присутствовал в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Перспективы

Сооружение второго выхода уже давно является насущной необходимостью. Впервые оно было включено в план строительства метро на 2008—2010 годы3536. На октябрь 2015 года было запланировано открытие второго собственного вестибюля станции3738. Второй вестибюль планируется расположить на Комсомольской площади ближе к платформе «Каланчёвская»39. Тем не менее по состоянию на август 2014 года никакие строительные работы не велись, и открытие второго выхода вновь было перенесено на неопределённый срок. В декабре 2015 года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил о том, что принято решение о строительстве дополнительного выхода на станции. Он будет начинаться в подземном вестибюле в северо-западной части Комсомольской площади, у здания Московской таможни и вести в нынешний южный торец станции. Проектирование должно было завершиться в конце 201640.

В середине декабря 2018 года стало известно о том, что принято решение об ускорении проектирования второго выхода станции. Предварительно, второй выход на станции могут открыть в 2022 году41.

Также планируется замена эскалаторов в малом и большом эскалаторных наклонах, ведущих на Сокольническую линию и к Казанскому вокзалу42.

Примечания

  1. , с. 47.
  2. Рейтинг. Самые загруженные станции метро. The Village. Дата обращения: 18 февраля 2017.
  3. Комсомольская(недоступная ссылка). Сокольническая линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 14 марта 2012.Архивировано 5 марта 2016 года.
  4. Лисов И.Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Дата обращения: 15 ноября 2011.
  5. , с. 146.
  6. Комсомольская(недоступная ссылка). Кольцевая линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 19 мая 2012.Архивировано 21 января 2012 года.
  7. , с. 182.
  8. , с. 268.
  9. , с. 184.
  10. , с. 315.
  11. , с. 269.
  12. Ю. С. Фролов, Д. М. Голицынский, А. П. Лебедев, «Метрополитены», «Желдориздат», М., 2001, стр. 252
  13. , с. 264.
  14. , с. 314.
  15. Васькин А. А. Щусев: Зодчий всея Руси. — М.: Молодая гвардия, 2015. — С. 255. — 461 с. — (Жизнь замечательных людей: Малая серия; сер. биогр.; вып. 84). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03807-3.
  16. , с. 11.
  17. Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. — М., 1950.
  18. Советская архитектура. Ежегодник. III. 1951. — М.: Гос. издат. литературы по строительству и архитектуре, 1954—256 с. — С. 11
  19. , с. 266.
  20. Лавров А.Реконструкция метро: следующая станция — «Сталинская»?. Комсомольская правда (27 октября 2009). Дата обращения: 13 июня 2012.
  21. , с. 265—266.
  22. Рыжков К. С.Московский метрополитен. — М.: Московский рабочий, 1954. — С. 114. — 172 с.
  23. Художники народов СССР. Библиографический словарь. Том 4(ч. 2): Каев - Кобозев. — М.: Искусство, 1995. — С. 25. — 622 с.
  24. Произведения академика А. В. Щусева, удостоенные Сталинской премии / Сост. Н. М. Бачинский. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 91. — 100 с.
  25. Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  26. Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Дата обращения: 24 мая 2012.Архивировано 28 августа 2011 года.
  27. Ещё три станции столичного метро признаны памятниками архитектуры. Mos.ru. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (16 января 2018). Дата обращения: 16 января 2018.
  28. Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Дата обращения: 19 декабря 2010.
  29. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Дата обращения: 26 апреля 2012.
  30. Режим работы станций и вестибюлей(недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 14 марта 2011.Архивировано 17 ноября 2011 года.
  31. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  32. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  33. Лагин Л. Старик Хоттабыч. — М., 1955.
  34. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп. тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
  35. Правительство Москвы утвердило план строительства метро на 2008–2010 годы. Московский комсомолец (7 ноября 2007).
  36. Ситуация в метро перестанет быть безвыходной. Московский комсомолец (7 ноября 2007).
  37. Перспективы развития. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 15 мая 2012.
  38. Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 г(недоступная ссылка). Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 мая 2012). Дата обращения: 12 июня 2012.Архивировано 15 мая 2012 года.
  39. Новый выход станции "Комсомольская" в Москве объединят с желтерминалом. РИА Новости (7 декабря 2007).
  40. Проект второго выхода на станции «Комсомольская» Кольцевой линии будет готов до конца года. stroi.mos.ru. Дата обращения: 11 февраля 2017.
  41. Дополнительный выход со станции метро «Комсомольская» могут открыть в 2022 году
  42. «Шоссе Энтузиастов» и «Университет»: на каких еще станциях метро заменят эскалаторы / Новости города / Сайт Москвы