
Комеди Франсез
«Комеди́ Франсе́з»1 (фр.Comédie-Française), известный также как Теа́тр-Франсэ́ или Францу́зский Теа́тр (фр.Théâtre-Français) — единственный во Франциирепертуарный театр, финансируемый правительством. Расположен в центре Парижа, в 1-м административном округе города, во дворце Пале-Рояль. Основан в 1680 году декретом короля Людовика XIV. Неофициальное название театра — «Дом Мольера», поскольку до учреждения «Комеди Франсез» во дворце Пале-Рояль выступала труппа Мольера (1661—1673 годы).
Постановки
- 1718 — трагедия «Эдип» Вольтера
- 1775 — комедия «Севильский цирюльник» Бомарше
- 1778 — трагедия «Ирена» Вольтера
- 1784 — пьеса «Женитьба Фигаро» Бомарше
История

После смерти Мольера в Париже существовало два театра — мольеровский «Отель Генего» и конкурировавший с ним «Бургундский отель», специализировавшийся на постановке трагедий. Декрет Людовика XIV, изданный летом 1680 года, объединил эти два театра. 25 августа того же года совместная труппа дала первое представление.
В сентябре 1793 года театр был закрыт декретом революционного Комитета общественного спасения, а актеры заключены в тюрьму.
3 (15) октября1812 годаНаполеон I, находясь в Москве, утвердил устав театра «Комеди Франсез», который, с некоторыми поправками, действует до сих пор.
В апреле 1954 года театр впервые выступал на гастролях в СССР с произведениями классической французской драматургии — в Москве («Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Сид») и Ленинграде («Мещанин во дворянстве»).
В программке спектакля указывается порядковый номер этого представления, и отсчёт ведётся от первых спектаклей XVII века2.
"Комеди Франсез" завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако развитие "Комеди Франсез" тормозилось консервативными позициями королевского двора. В течение 18 века в театре происходил процесс размежевания между придворно-дворянской и демократическо-просветительской тенденциями классицизма.
Известные артисты
В хронологическом порядке, с указанием лет карьеры в театре
- Мари Дюмениль (1737—1776)
- Ипполита Клерон (1743—1765)
- Анри-Луи Лёкен (с 1750)
- Превиль(1753-1786)
- Мари-Мадлен Гимар (1758—1761)
- Рокур (1772—1793; 1799—1815)
- Франсуа-Жозеф Тальма (1787—?; 1799—?)
- Жанна Сильвани Арну-Плесси (1834—1845; 1855—1876)
- Леонтина Фэй (1835—1847 с перерывами)
- Брохан, Огюстина (1836—1868)
- Элиза Рашель Феликс (с 1838)
- Эдмон Го (1844—1894)
- Бенуа-Констан Коклен (1860—1885)
- Сара Бернар (1862—1866; 1872—1880)
- Эрнест Александр Оноре Коклен (1868—1875; 1876—?)
- Жан-Сюлли Муне (1872—?)
- Жанна Самари (1874—1890)
- Вормс, Густав Ипполит (1883—1901)
- Жизель Казадезюс (1934—2011)
- Луи Сенье (1939—1971)
- Ремю (с 1943)
- Жан Маре (конец 1940-х)
- Жанна Моро (с 1947)
- Мария Казарес (1952—1954)
- Жак Тожа (1954—1996)
- Жорж Декриер (1955—1996)
- Женевьева Казиль (с 1959)
- Николя Сильбер (1969—2010)
- Антуан Витез (1988—1990)
Примечания
- Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная?. — 7-е изд., испр. и доп. — М. : ОНИКС 21 век : Мир и Образование, 2005. — С. 113. — 304 с. — ISBN 5-329-01385-2 (ОНИКС 21 век). — ISBN 5-94666-201-5 (Мир и Образование).
- Вера Мильчина: «Больше всего в Париже мне нравятся таблички с названиями улиц», Arzamas. Дата обращения 20 февраля 2017.