Kolonna Orla

Колонна Орла

Коло́нна Орла́ — архитектурное сооружение в Дворцовом паркеГатчины. Один из самых ранних объектов парка, возведена по проекту, предположительно, итальянского архитектора А. Ринальди в начале 1770-х годов, в период, когда Гатчина принадлежала графу Г. Г. Орлову. Представляет собой мраморнуюколонну на высоком четырёхгранном пьедестале, оформленную в соответствии с канонами классицизма. Её вершину венчает скульптураорла.

Колонна составляет единый ансамбль с Павильоном Орла, построенным в те годы, когда Гатчиной владел наследник престола великий князь Павел Петрович. Монумент неоднократно реставрировался. Он является объектом культурного наследия России федерального значения в категории памятников градостроительства и архитектуры.

Выдвигаются разные объяснения орлиной символики данного сооружения. Колонну и Павильон объединяет легенда, согласно которой Григорий Орлов либо Павел I произвёл удачный выстрел в пролетавшего орла и в память об этом были воздвигнуты обе постройки. Колонна называется памятником роду Орловых, орёл на её вершине трактуется как геральдическая фигура. Колонна и Павильон Орла также могут рассматриваться в рамках единой смысловой конструкции из масонскихсимволов (одним из которых является орёл), сформированной в павловское время и отчасти связанной с воплощением идеи масонского царя.

История

Колонна Орла считается одним из старейших парковых сооружений Дворцового паркаГатчины. Она была установлена здесь ещё в те времена, когда усадьбой владел граф (позднее — светлейший князь) Г. Г. Орлов1. К 1783 году, к моменту, когда скончался Григорий Орлов, Гатчина была выкуплена в казну и подарена Екатериной II наследнику престола великому князю Павлу Петровичу, Колонна Орла относилась к числу немногих значительных объектов гатчинского парка, по данным такого источника как «Юрнал береговой описи» штурманаА. П. Крыласова, — наряду с Чесменским обелиском и Восьмигранным колодцем. В орловский период в парке было сравнительно мало архитектурных сооружений, и это в принципе было характерной особенностью пейзажных парков середины XVIII века2.

А. Ринальди. Барельеф Ф. И. Шубина в Проходной Ринальди Большого Гатчинского дворца[3]
А. Ринальди. Барельеф Ф. И. Шубина в Проходной Ринальди Большого Гатчинского дворца[3]

Колонна была воздвигнута в 1770-х годах456. Её формы и материал отличаются от более поздних построек павловского времени7. Она была изготовлена в мастерских Конторы строения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и перевезена сначала в Царское Село. Как установил искусствовед А. Н. Петров, в середине июня 1770 года пьедестал и колонна, «со всем принадлежащим к ней мраморным же прибором в три поездки на семидесяти семи лошадях», были доставлены из Царского Села в Гатчину89. Оригинальный чертёж Колонны Орла, который содержал бы имя автора проекта, не сохранился9, однако исследователями архитектуры автором сооружения считается итальянский архитектор Антонио Ринальди. Этот вывод базируется на анализе композиции произведения и характера прорисовки его деталей48.

Мраморная скульптураорла, установленная на вершине колонны, возможно, была привезена из Италии. Известно, что для графа Орлова бывшим директором Академии художествИ. И. Шуваловым были куплены и отправлены в августе 1769 года из Чивитавеккьи в Петербург10 «двенадцать новейших бюстовЦезарей в ящиках, античный мраморный орёл и древнее вооружение». Бюсты оказались на открытой колоннаде восточного полуциркуля Большого Гатчинского дворца, предметы вооружения пополнили коллекцию оружия Орлова во дворце. Можно предположить, что и мраморная фигура орла попала в Гатчину, увенчав колонну в парке9.

Колонна Орла. Почтовая открытка 1900 года с ошибочной надписью «Павловск»
Колонна Орла. Почтовая открытка 1900 года с ошибочной надписью «Павловск»

Эта скульптура не обязательно являлась подлинным произведением античной эпохи. Орёл мог быть копией с антика, либо же был просто представлен Шувалову как античный подлинник, не являясь таковым на самом деле (подобным образом Шувалов был обманут, например, при покупке скульптурной группы «Амур и Психея», находившейся на Острове Любви в Дворцовом парке). Орлы, похожие на гатчинского, украшают входы на территорию парка виллы Боргезе в Риме9.

В 1790-х годах Колонна Орла была объединена в рамках одного паркового ансамбля с вновь построенным архитектурным сооружением11 — Павильоном Орла, возведённым на Длинном острове, по одним данным, в 1792 году, по другим — в 1793—1796 годах12. Объекты были связаны друг с другом не только композиционным сходством, но и визуальной перспективой1, предусмотренной, по некоторым сведениям, ещё при Орлове. «С длинного острова от места, где позже был построен Павильон орла, виден через лес в прорубленном пришпекте столб, на расстоянии около полуверсты», — написано в «Юрнале» Крыласова (согласно Д. А. Кючарианц)4.

К середине следующего столетия колонна уже находилась в достаточно ветхом состоянии. В 1858—1860 годах она была «по негодности уничтожена» и заменена новой, сделанной по образцу ранее существовавшей. Фигура орла, снятая с прежнего монумента, вновь была установлена на вершине колонны89. Это изваяние было разбито либо в годы Гражданской войны9, либо в период Великой Отечественной войны6.

В августе 1960 года Колонна Орла была взята под охрану постановлением Совета министров РСФСР5. Колонна, значительно повреждённая во время войны13, нуждалась в реставрации, и в 1962 году архитектором Т. Талент был разработан первый проект реставрации, а в 1969 году архитектором В. М. Тихомировым — второй проект914. Реставрационные работы, начавшиеся по инициативе главного хранителя Дворцового парка А. С. Ёлкиной15, были завершены в 1971 году13. Статуя орла, венчавшая колонну, по сохранившимся фрагментам была воссоздана из гипса скульптором-реставратором А. В. Головиным (или Головкиным). Им же в 1973 году была выполнена мраморная копия этой скульптуры9.

В 1980-х годах колонна была повреждена вандалами, от камней пострадал её ствол, был разбит гипсовый орёл16. К началу XXI века её состояние было уже аварийным. Летом 2015 года была проведена новая реставрация17. Изваяние, находившееся на вершине колонны, было восстановлено и оставлено в фондах музея-заповедника «Гатчина»16, вместо него была установлена копия из искусственного камня17. Колонна Орла является объектом культурного наследия России федерального значения в категории памятников градостроительства и архитектуры5.

Описание

Колонна Орла, верхняя часть, после реставрации. Фото 2016 года
Колонна Орла, верхняя часть, после реставрации. Фото 2016 года

Достопримечательность расположена недалеко от Амфитеатра18 у места пересечения аллей, огибающих его, и прямой дорожки, ведущей в парк Сильвию через Сильвийские ворота8. Являясь одним из архитектурных акцентов этой части Дворцового парка, вертикальная колонна со стройным силуэтом контрастирует с соседними сооружениями — приземистыми Лесной оранжереей и круглым в плане Амфитеатром. Идея чередования объектов разного масштаба и объёма дополняется колористическим контрастом. Фактура и цвет белого мрамора отличают колонну в сравнении с серебристо-серыми стенами оранжереи, сложенными из квадровпудостского камня, и зелёным дёрном склонов Амфитеатра. Таким образом, если эти два сооружения сливаются с окружающим пейзажем, то Колонна Орла выделяется на фоне крон деревьев, что подчёркивает её триумфальный характер19.

В объёмно-пространственной композиции этого района Дворцового парка колонна выступает завершающим аккордом20. Находясь у ворот и стены, отделяющих Английский сад (пейзажную часть Дворцового парка) от Сильвии, Колонна Орла, возможно, отмечала границу сада6. Одновременно она служит и связующим звеном двух парков, настолько органично связанных своей планировкой, что, например, в XIX веке парк Сильвия считался частью Дворцового20. От Сильвийских ворот расходятся лучи трёх основных аллей Сильвии. Беломраморный столб, хорошо различимый в проёме ворот, замыкает их сходящиеся перспективы8.

Колонна Орла и просека в направлении Павильона Орла
Колонна Орла и просека в направлении Павильона Орла

Длинная прямая просека из тёмно-зелёных елей13 протянулась от Колонны Орла к берегу Белого озера. Таким образом, видовая ось соединяет колонну на левобережье озера с Павильоном Орла, расположенным на берегу Длинного острова посреди водоёма6. Композиционное единство получившегося ансамбля достигается за счёт использования в обоих сооружениях тосканского ордера и похожего скульптурного декора (то есть, изображений орлов)821.

Колонна стоит справа от дороги, идущей к Сильвийским воротам, в центре поляны, на невысоком искусственном насыпном холме6713. На гранитном четырёхгранном основании со стороной в виде прямоугольника покоится высокий мраморный пьедестал c профилировками. Ствол колонны вытесан из белого с прожилками мрамора и оформлен в соответствии с канонами римско-дорического либо тосканского ордера. Общая высота объекта — 6,4 м, диаметр ствола — 50 сантиметров1. Колонна Орла — типичное произведение в стиле классицизма, все пропорции которого исполнены по образцам античной архитектуры8.

Над абакойкапители колонны на небольшом постаменте установлена скульптура одноглавого орла c опущенными крыльями. Они слегка раскрыты, как будто орёл готовится взлететь. Его голова повёрнута в сторону, взгляд устремлён вдаль. Всему сооружению, благодаря верно найденным соотношениям высоты и объёмов разных его частей, присущи лёгкость, горделивость, триумфальность7813.

Трактовка орлиной символики

Легенда о выстреле

Колонна Орла и Павильон Орла. С. Ф. Щедрин, 1798
Колонна Орла и Павильон Орла. С. Ф. Щедрин, 1798

Существует популярная легенда, объединяющая Колонну Орла и Павильон Орла. Согласно ей, однажды император Павел I, стреляя оттуда, где был построен Павильон, подстрелил орла. Колонну же установили там, где сидела или упала убитая птица722. Искусствовед С. Н. Казнаков писал: «Равнодушие к охоте не помешало, однако, Павлу Петровичу воздвигнуть… обелиск на месте, куда упал пристреленный им однажды орёл». В свою очередь, художник, архитектор и историк искусства Н. Е. Лансере писал о том же: «Этот небольшой павильон, называемый Темпль, построен будто бы на том месте, откуда Павел собственноручно убил орла, орёл же сидел там, где теперь стоит мраморная колонна с бронзовым орлом»12. В 1940 году в своей книге о Гатчине легенду воспроизвёл и сотрудник Гатчинского дворца-музеяА. В. Помарнацкий23.

Более ранний вариант легенды, записанный в 1810-х годах, приписывал удачный выстрел Григорию Орлову. Немецкий путешественник Христиан Мюллер, описывая гатчинский парк в книге «Картина Петербурга или письма о России, написанные в 1810, 1811 и 1812 году», изданной в Париже в 1814 году (французский перевод немецкого издания 1813 года), рассказывал1222:

«Мы объезжаем озеро, поворачивая вправо, и через некоторое время подплываем к мраморной ротонде, купол которой срезан наполовину, как анатомический череп. Напротив, по ту сторону озера на открытом месте, покрытом дёрном, вы замечаете колонну, увенчанную фигурой орла, установленную в память того, что Орлов выстрелил, как говорят, от этой ротонды в живого орла. Это вымысел здоровых глаз. Верится в это ещё меньше, так как расстояние составляет, несомненно, более 450 шагов»24.

Тот факт, что Колонна Орла на самом деле появилась в Гатчине в начале 1770-х годов, ещё при Орлове, опровергает версию легенды, где главным действующим лицом выступает Павел412. К тому же, император не был достаточно искусным стрелком7. Тот факт, что Павильон Орла был воздвигнут в павловское время, не позволяет считать героем легенды Г. Г. Орлова12. Наконец, орлы в принципе не водились в Гатчине, а расстояние между двумя сооружениями слишком велико даже для хорошего стрелка7. Возможно, легенда возникла в качестве попытки обосновать значение орла как символического покровителя данной местности22 или же с целью замаскировать тот смысл, что вкладывался в символику двух парковых объектов изначально12.

Геральдический смысл

Скульптура орла с вершины колонны. Копия 1973 года в собрании ГМЗ «Гатчина»
Скульптура орла с вершины колонны. Копия 1973 года в собрании ГМЗ «Гатчина»

Орёл, венчающий колонну, может трактоваться как фигура с геральдическим смыслом1. Известно, что изображение орла входило в гербОрловых91322. Кроме того, орёл как аллегорическийсимвол, прославляющий род Орловых, мог быть выбран просто по созвучию с фамилией8. Эта аллегория обыгрывалась ещё при жизни Григория Орлова: «Блажен родитель твой, таких нам дав сынов, Не именем одним, но свойствами Орлов» (М. В. Ломоносов, поздравительное письмо от 19 июля 1764 года на возвращение Г. Г. Орлова из поездки с императрицей Екатериной II в Эстляндию и Лифляндию)2526.

Таким образом, Колонна Орла — типичное украшение романтического парка — рассматривается и как памятник семье Орловых, в котором в том числе важны характеристики аллегорического орла (приписываемые этому символу ещё с античности сила и могущество, моменты, связанные с орлом как воинским знаком)25. Исследователи Д. А. Кючарианц и А. Г. Раскин считали, что памятник, присланный в Гатчину из Царского Села в те дни, когда Григорий Орлов ещё был фаворитом Екатерины, а его брат Алексей Орлов командовал русским флотом в морской экспедиции против турок во время русско-турецкой войны, являлся своего рода «отличительным пожалованием» тогдашнему владельцу Гатчины, имевшим то же значение, что и титулы или ордена8.

По мнению историка М. М. Сафонова (Санкт-Петербургский институт истории РАН), изваяние на колонне не обязательно должно было символизировать фамилию Орловых. Главным аргументом в пользу подобной идеи является тот, что при Павле, ненавидевшем братьев, фамильный памятник не только не был уничтожен, но и был вписан в ансамбль с Павильоном Орла, который явным образом прославлял нового императора и с которым колонна, возможно, также была связана своей символикой12.

Масонский символ

С. Ф. Щедрин. Колонна Орла и Павильон Орла
С. Ф. Щедрин. Колонна Орла и Павильон Орла

Согласно одной из точек зрения, Колонна и Павильон Орла, составившие единый комплекс, объединены лишь визуальной осью и вышеприведённой легендой. Это разновременные сооружения, имеющие, к тому же, разное смысловое назначение. Если на вершину колонны орёл попал с герба Орловых, то Павильон Орла связан с идеей императорской власти Павла I22 — над центральным проёмом колоннады, на антаблементе, была помещена несохранившаяся статуя орла в императорской короне. В когтях этот орёл держал щит с вензелем Павла12.

Павильон Орла
Павильон Орла

Павильон Орла (или Темпль, от фр.temple — храм) в этом отношении рассматривается как своеобразное святилище, посвящённое императору. Возможно, трактовка данного сооружения в качестве храма была обусловлена тем, что Павел I являлся великим магистромМальтийского ордена8, либо же павильон изначально мыслился как храм искусств под покровительством императора, но его оформление не было завершено22.

Согласно другой точке зрения, отстаиваемой, в частности, М. М. Сафоновым, Темпль имеет признаки масонской символики1. По данным Д. Лигу, важным символом, распространённым, например, среди розенкрейцеров, был как раз орёл. В архитектуре павильона Сафонов находит и другие элементы, свидетельствующие о его масонском характере. Следовательно, Темпль — масонский храм, созданный во славу масонского царя12.

В рамках этой концепции связь Колонны и Павильона Орла не случайна, напротив, она конструировалась сознательно при строительстве последнего. Более того, она закреплялась в других произведениях изобразительного искусства (Сафонов в качестве примера называет панно с изображением колонны на переднем плане и павильона на заднем, висевшее в Малиновом кабинете во дворце в Павловске)12.

Орёл на вершине колонны, по Сафонову, имеет смысл как масонский символ. Поэтому в павловский период он не был убран, но, наоборот, был объединён в единую смысловую конструкцию с орлом Темпля. Просека от монумента, ведущая к Павильону Орла, ориентирована на восток, что могло олицетворять значение этой части света в картине мира масонов. По мнению историка, скульптура орла с самого момента постройки сооружения воплощала масонские идеи, а не была геральдической фигурой, так как Григорий Орлов тоже был масоном (он вступил, как утверждается, в одну из иностранных лож в Кёнигсберге во время Семилетней войны). Соответственно, и в герб графов Орловых одноглавый орёл мог быть включён уже с масонскими коннотациями (братья получили графский титул 22 сентября 1762 года, когда Григорий уже состоял в ложе)12.

Примечания

  1. Так автор описывает Павильон Орла на берегу Белого озера.
  2. Колонна Орла. Gatchinapalace.ru. ГМЗ «Гатчина». Дата обращения: 3 апреля 2021.
  3. , с. 163.
  4. Проходная Ринальди. Gatchinapalace.ru. ГМЗ «Гатчина». Дата обращения: 3 апреля 2021.
  5. , с. 164.
  6. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Opendata.mkrf.ru. Министерство культуры РФ. — Номер в реестре: 471710731080256. Дата обращения: 3 апреля 2021.
  7. , с. 55.
  8. , Темпль.
  9. , Дворцовый парк.
  10. Хмелева Е. Н.Скульптура Гатчинского парка. History-gatchina.ru. Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021.
  11. Хмелева Е. Н.Формирование интерьера Греческой галереи Гатчинского дворца в 1780—1940-е годы. History-gatchina.ru. Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021.
  12. Фёдорова В. В.Гатчина — Версаль Павла I. Часть 1. History-gatchina.ru. Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021.
  13. Сафонов М. М.«Памятник удачного выстрела» или?.. Опыт масонской интерпретации павильона Орла в Гатчинском парке // За гранью стиля: Оригинальное в искусстве. — СПб., 2007. — С. 67—82.
  14. Фёдорова В. В.Гатчина — Версаль Павла I. Один из лучших пейзажных парков мира. Часть 2. History-gatchina.ru. Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021.
  15. , с. 18.
  16. Фёдорова В. В.Главный хранитель. Посвящается памяти Аделаиды Сергеевны Ёлкиной. History-gatchina.ru. Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021.
  17. Началась реставрация Колонны Орла. Gatchinapalace.ru. ГМЗ «Гатчина» (20 мая 2015). Дата обращения: 3 апреля 2021.
  18. В ГМЗ «Гатчина» после реставрации открыта Колонна Орла. Gatchinapalace.ru. ГМЗ «Гатчина» (2 октября 2015). Дата обращения: 3 апреля 2021.
  19. , с. 56.
  20. , с. 182—183.
  21. , с. 183.
  22. , с. 175—176.
  23. Спащанский А. Н.Удачный выстрел императора Павла?. History-gatchina.ru. Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». Дата обращения: 3 апреля 2021.
  24. Помарнацкий А. В.Гатчинский парк // Гатчинский дворец-музей и парк. Путеводитель-справочник. — Л.: Лениздат, 1940. — 76 с.
  25. Гатчина в 1810 году. Перевод А. Н. Спащанского.History-gatchina.ru. Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия».Дата обращения: 3 апреля 2021.
  26. , с. 176.
  27. Ломоносов М. В.Поздравительное письмо Григорью Григорьевичу Орлову июля 19 дня 1764 года. Niv.ru. Дата обращения: 3 апреля 2021.