Вид Успенской звонницы и колокольни Ивана Великого, 2007

Колокольня Ивана Великого

Колоко́льня Ива́на Вели́кого (вариант названия — Ива́н Вели́кий12; также иногда именуется по названию основного храма — це́рковь Иоа́нна Ле́ствичника) — храм-колокольня в составе архитектурного ансамбляСоборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложен храм святого преподобного Иоанна Лествичника3.

Архитектурный ансамбль колокольни состоит из трёх объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев Московского Кремля и музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля3.

История

XIV—XV века

В 1329 году по велению московского князяИвана Калиты на Боровицком холме была построена церковь типа «иже под колоколы»4. Она получила имя византийскогобогословаVI-VII вековИоанна Лествичника — тезоименного святого князя, автора учения о духовном восхождении и трактата «Лествица» 5. Из сообщений летописи следует, что церковь была построена за три месяца. Это дало учёным повод предположить, что размер храма был небольшим6.

По мнению ряда историков, в том числе Ивана Забелина, храм был построен по обету после удачного похода московских войск на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович7.

Храм Иоанна Лествичника является первым известным исследователям каменным храмом под звоном, первой столпообразной церковью-колокольней и первым храмом, построенным между двумя соборами8.

По данным археологическихраскопок историка Вольфганга Кавельмахера, форма храма XIV века напоминала более ранние армянские храмы «под колоколы». Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, с полукруглой апсидой в восточной части креста и арками под колокола во втором ярусе. Подобные конструкции сохранились в церквях Спасо-Каменного и Троицкого Болдина монастырей9.

Храм имел форму относительно правильного восьмиугольника с полуколонками на углах. «Диаметр по внешним стенам по оси север-юг равнялся 8,5 метрам. Очевидно, длина храма по оси восток-запад была несколько больше, но не превышала 9 метров. Длина промежутка стен между полуколонками колебалась от 310 до 360 сантиметров. Внутреннее пространство церкви без учета помещения алтаря было невелико и представляло собой пространство примерно 5 на 5 метров. Толщина стен церкви варьировалась в зависимости от конкретного места и могла достигать в максимуме до 150 сантиметров. Что касается высоты постройки, то здесь нет каких-либо определённых данных»8.

Первый храм Иоанна Лествичника простоял более 170 лет10. Известно, что в эпоху княжения Симеона Гордого он был расписан и для него отлили пять колоколов6.

XVI—XVIII века

В 1505 году старая церковь была разобрана. К востоку от неё приглашённый итальянский архитектор Бон Фрязин построил новый храм в честь святого Иоанна Лествичника11. Строительство завершилось в 1508 году. Колокольню 60 метров высотой венчал купол (по другой версии — кирпичный шатёр)61213.

Того же лета [1508 год] свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин11.

Созданная Боном Фрязином постройка оказалась уникальной по своей прочности. Долгое время учёные считали, что фундамент колокольни Ивана Великого доходит в глубину до уровня Москвы-реки. При более детальном исследовании оказалось, что архитектор углубил дубовые сваи всего на глубину 4,3 метра, при этом они были поставлены одна к другой и покрыты сверху белым камнем14. Благодаря сохранению подземных вод сваи находятся в воде: это спасло их от гниения1514. Диаметр площади фундамента составляет 25 метров16. Над фундаментом расположен ступенчатый белокаменный стилобат17. Толщина стен первого яруса достигает 5 метров18.

Колокольня Ивана Великого стала примером заимствования итальянской традиции отдельно стоящих колокольных башен — кампанил — в русской архитектуре19. Кирпичи, из которых сложены ярусы колокольни, побелены снаружи и внутри. Но так было далеко не всегда. По свидетельствам опричникаГенриха фон Штадена, автора книги «Записки о Московии», в эпоху Ивана Грозного колокольня была «красной башней» (возможно, такой цвет ей придавал красный неоштукатуренный кирпич). В то же время московский архитектор XVIII века Иван Мичурин помнил её выкрашенной в белый цвет20.

В 1540-е годы по проекту итальянского архитектора Петрока Малого была построена прямоугольная звонница на северной стороне храма. По мнению историка архитектуры, профессора Московского архитектурного институтаСергея Подъяпольского, Петрок построил рядом с колокольней не звонницу, а церковь Воскресения Христова. Её строительство завершилось уже после отъезда зодчего из Русского царства в 1552 году21. Строительство звонницы велось в «стенообразном виде» — ввысь и вширь, что было похоже на звонницы Пскова и Новгорода. Стены были прочными, их толщина составляла около трёх метров. Такая конструкция позволяла разместить на этажах звонницы тяжёлые колокола22.

В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус колокольни. Толщина стен надстроенного яруса была всего в три кирпича. Здание достигло высоты 81 метра и стало самым высоким в Москве, что и определило название «Иван Великий»232425. По завершении строительства глава и крест были ярко позолочены, под ними появилась надпись из позолоченных медных букв26:

Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича
всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя
Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их р҃и҃27

.

Панорама Ивановской площади конца XVIII — начала XIX века Фёдора Алексеева
Панорама Ивановской площади конца XVIII — начала XIX века Фёдора Алексеева

После смерти Бориса Годунова и убийства его сына ФёдоранаёмникамиЛжедмитрия надпись была замазана штукатуркой и восстановлена только при Петре I28. Согласно легенде, в период Смуты в завершении колокольни Лжедмитрий I собирался организовать костёл для придворныхМарины Мнишек29.Церковь, простоявшая до середины XVII века, упоминается в свидетельствах иностранцев, побывавших в Москве. О ней писали в воспоминаниях опричникГенрих фон Штаден и немецкий путешественник Адам Олеарий, державший путь в Персию через Москву в 1624 году. Между храмом и колокольней располагался большой колокол. Рядом находилась деревянная звонница с ещё одним огромным колоколом, отлитым в эпоху Бориса Годунова. В XVII веке храм был преобразован в четырёхъярусную звонницу, так как существующие постройки уже не могли вместить все колокола. Новая церковь была названа Успенской21.

Вид колокольни и звонницы в конце XVIII века (до взрыва французами в 1812). Рисунок 1805 г.
Вид колокольни и звонницы в конце XVIII века (до взрыва французами в 1812). Рисунок 1805 г.

В 1624 году по проекту архитектора Бажена Огурцова была создана Филаретова пристройка. Она получила имя в честь патриарха Филарета, отца первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича. Под карнизом пристройки находилась надпись о сооружении здания «по указу Михаила Феодоровича всея Русии самодержца, по благословению и по совету святейшего патриарха Филарета Никитича», которая была утрачена в начале XIX века21. Автором шатра Филаретовой пристройки стал английский архитектор Джон Талер, работавший в Русском государстве в эпоху Алексея Михайловича30.

Окончательно архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого сформировался к концу XVII века. К этому времени она стала одним из главных символов Москвы23. Колокольня использовалась как главная дозорная башня Кремля. С неё открывался вид на город и окрестности, и приближение войск противника к столице можно было увидеть за 30 километров15. Высота колокольни была увековечена и в фольклоре: о высоком человеке говорили «вырос детинушка с Ивана Великого»31. Значимые события — рождение наследника престола, венчание нового государя, военные победы — сопровождались звоном колоколов, который было слышно на всю Москву. Отсюда возникло выражение «во всю Ивановскую» — «громко, во весь голос»23.

Попытки строительства зданий выше колокольни Ивана Великого долгое время терпели поражение. В 1707 году была построена Меншикова башня высотой 84,3 метра, однако в 1723 году в её шпиль ударила молния, уничтожившая верхнюю часть здания. Впоследствии появилась легенда о якобы существовавшем запрете на строительство колоколен выше «Ивана Великого». О таком указе упоминают некоторые исследователи, но в настоящее время эта гипотеза не подтверждена документально1732. До строительства в 1860 годуХрама Христа Спасителя колокольня продолжала быть самым высоким зданием Москвы33.

XIX век

Вид колокольни и звонницы. Картина 1839 года.
Вид колокольни и звонницы. Картина 1839 года.
Колокольня Ивана Великого в 1882 году (из альбома Найдёнова Н.А.)
Колокольня Ивана Великого в 1882 году (из альбома Найдёнова Н.А.)
Вид с колокольни на Садовники и Котельники, 1850—1860-е
Вид с колокольни на Садовники и Котельники, 1850—1860-е

Во время Отечественной войны 1812 года между Российской империей и наполеоновской Францией солдаты французской армии разграбили Кремль, в том числе колокольню и храм. Во время оккупации Москвы войсками Наполеона в нижнем ярусе колокольни находился штаб генерала Лористона. По приказу Наполеона с колокольни был снят позолоченный железный крест, установленный годом ранее на месте креста конца XVII века (времён царевны Софьи Алексеевны). Французский император собирался поставить его на крыше Дома инвалидов в Париже23262834. Согласно легенде, снимать крест французским войскам мешала стая ворон. Москвичи верили, что пока крест стоит на колокольне, город не будет сдан противнику. Таким образом, его снятие символизировало взятие Москвы35.

Во время пожара в Москве 1812 года и минирования Кремля Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания. Колокольня Ивана Великого устояла, однако на верхнем ярусе образовалась трещина. По воспоминаниям современников, здание выглядело «как сирота»3637.

Существовала легенда, что крест был вывезен французами из Москвы и затоплен в одном из озёр при отступлении38. Такая гипотеза неоднократно встречалась в мемуарах французских военных наполеоновской эпохи. На самом деле обломки креста были найдены 5 марта 1813 года синодальным ризничим Зосимой под талым снегом около Успенского собора. Об этом обер-прокуроруСинода князю Александру Голицыну 10 марта того же года доложил московский архиепископАвгустин (Виноградский). Опровержение информации о вывозе креста из Москвы за подписью «Кремлёвский житель», исходившее от «почтенной духовной особы», было опубликовано в № 1 журнала «Вестник Европы» за 1813 год39.

После окончания войны за восстановление зданий взялись архитекторы Экспедиции кремлёвского строения. Восстановлением звонницы и Филаретовой пристройки занимался архитектор швейцарского происхождения Доменико Жилярди по проекту Ивана Еготова и Луиджи Руски. Для отделки отреставрированных зданий использовался белый камень, в верхней части звонниц изменились декоративные элементы. На колокольне был установлен новый восьмиконечный железный крест, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине были вырезаны слова «Царь Славы»40414243. В 1849—1852 годах по проекту Константина Тона у западного фасада звонницы было пристроено крыльцо44.

В 1895—1897 годах колокольня Ивана Великого была отреставрирована архитектором Сергеем Родионовым45.

XX век

Музейные интерьеры колокольни, 2014
Музейные интерьеры колокольни, 2014

В начале XX века колокольня привлекала внимание деятелей искусства. В 1913 году французский писатель Анатоль Франс планировал подняться на неё во время своего визита в Москву, но потом отказался от этой идеи из-за отсутствия лифта48. Русский художник-авангардистАристарх Лентулов изобразил её на своей картине «Звон» («Колокольня Ивана Великого») в 1915 году46.

До 1917 года богослужения в церкви Иоанна Лествичника совершались ежедневно36. Во время обстрела Кремля в ходе вооружённого восстания в Москве пострадала часть исторических построек. Масштаб повреждений не оценён до сих пор49. По воспоминаниям епископа Петропавловского и КамчатскогоНестора, колокольня Ивана Великого была повреждена снарядами с восточной и юго-восточной сторон, по стенам было видно много выбоин и пулевых ран47.

К 1918 году на территории Московского Кремля проживало более 2000 человек, граждан новой Советской республики, в том числе лично Владимир Ленин. Жилые помещения располагались и на колокольне Ивана Великого50.

После Октябрьской революции колокола Ивана Великого последний раз звонили на Пасху и Успение в 1918 году, когда кремлёвские соборы открывали по личной просьбе патриарха Тихона. После этого колокольные звоны были запрещены. Согласно городской легенде, в 1950-е или 1960-е годы кто-то из солдат попытался нарушить этот запрет, после чего языки колоколов приковали51.

В первые месяцы Великой Отечественной войны, с июня по сентябрь 1941 года, в помещении Успенской звонницы находился командный пункт Кремлёвского полка. Рядом, внутри Царь-колокола, располагался узел связи52.

После войны церковь решили переоборудовать под музей. В Успенской звоннице открылся выставочный зал музея Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства из кремлёвских фондов и других известных музеев53.

Периоды, когда колокольня была самым высоким зданием Москвы

Современность

Вид на колокольню с Софийской набережной, 2013
Вид на колокольню с Софийской набережной, 2013

Колокольные звоны в Московском Кремле возобновились на Пасху 1992 года. Колокола к звонам допустили после экспертизы учёных. Сначала их запустили на втором, а потом и на третьем ярусе колокольни. В 1993 году впервые после 1918 года зазвонил крупнейший из колоколов — Успенский, но его используют редко, потому что язык колокола весит около 2 тонн и нуждается в регулировке для сокращения числа звонарей51. В настоящее время звоны совершаются во время всех богослужений в соборах Московского Кремля и во время развода кремлёвских караулов54.

В 2005—2007 годах была проведена реставрация колокольни. В 2008 году в колокольне начались работы по музеефикации её интерьеров. 18 мая 2009 года в колокольне был открыт Музей истории Московского Кремля и смотровая площадка, что было приурочено к празднованию Международного дня музеев5556. Второй по высоте звонницей в Москве является Новоспасская, открытая после реставрации в сентябре 2017 года (её высота составляет 80 метров57).

Колокола

Колокола звонницы, 2005
Колокола звонницы, 2005
Колокольня Ивана Великого и звонница. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1993 год
Колокольня Ивана Великого и звонница. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1993 год

Всего на колокольне Ивана Великого расположено 34 колокола. Русский учёный, писатель и сенатор XIX века Алексей Малиновский писал о звоне Ивановской колокольни: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит». Почти все они были перелиты, но сохранили свои исторические названия. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действует три колокола58.

Основные колокола ансамбля
  • Успенский (масса — 65 тонн 320 кг) — второй по величине после Царь-колокола Троицкой лавры. Считается лучшим по тону и звуку. Воссоздан литейщиками Яковом Завьяловым и Русиновым (имя мастера не сохранилось) в 1817—1819 годах из колокола 1760 года весом 58 тонн 165 кг, повреждённого во время взрывов в Кремле в 1812 году59. Колокол украшен шестью горельефными портретами членов императорской семьи и рельефными иконами над ними. Имя скульптора осталось неизвестным60.
  • Реут, или Ревун (масса — 32 тонны 760 кг) — изготовлен по указу царя Михаила Фёдоровича в 1622 году мастером Андреем Чоховым, известным как автор Царь-пушки61. После взрыва французскими войсками у колокола отвалились уши, но благодаря искусной реставрации его звон не изменился62. В 1855 году во время торжественного звона по случаю восхождения на престол Александра II колокол сорвался с перекладины, пробил пять этажей и убил несколько человек. Его подняли и поставили на место59.
  • Великопостный, или Семисотный (масса — 13 тонн 71 кг) — расположен на Филаретовой пристройке. Изготовлен в XVIII веке мастером Иваном Моториным59, украшен орнаментами в стиле барокко и скульптурными ликами ангелов60.
  • Памятная монета Банка России, 1998 г. «Всемирные юношеские игры», колокольня Ивана Великого, 1 рубль.
    Памятная монета Банка России, 1998 г. «Всемирные юношеские игры», колокольня Ивана Великого, 1 рубль.
    Колокола нижнего яруса
  • Медведь (масса — 7 тонн 223 кг) — древнейший из сохранившихся до наших дней колоколов. Получил своё название за мощный голос и низкое звучание. Отлит в 1501 году Иваном Алексеевым и перелит в 1775 году Семёном Можжухиным63.
  • Лебедь (масса — 7 тонн 371 кг) — получил название за звон, напоминающий лебединый крик. Впервые отлит в XVI веке, в эпоху княжения Василия III. Перелит Семёном Можжухиным из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи6313.
  • Новгородский (масса — 6 тонн 880 кг) — впервые отлит при Иване Грозном для Новгородского Софийского собора. Затем был перевезён в Москву и перелит мастером Иваном Моториным в эпоху императрицы Анны Иоанновны63. На орнаменте колокола изображены апостолыПётр и Павел, держащие свиток с видом Петропавловской крепости64.
  • Широкий (масса — около 5 тонн) — отлит в 1679 году мастерами Василием и Яковом Леонтьевыми63. Орнамент колокола напоминает скань64.
  • Cлободской (масса — чуть более 5 тонн63) — отлит в 1641 году, автор неизвестен64.
  • Ростовский (масса — 3 тонны 276 кг63) — отлит в 1687 году. Изначально предназначался для Белогостицкого монастыря под Ростовом. Украшен изображениями крылатых существ, надпись на колоколе свидетельствует об одновременном царствовании трёх русских правителей — царей Ивана V и Петра I и царевны Софьи64.
Колокола второго яруса
  • Корсунский — 1554 года, мастер Нестор Псковитинов, привезён из Херсона.
  • Немчин — 1550 года, изготовлен европейским мастером и привезён в период Ливонской войны.
  • Новый Успенский — 1679 года, мастер Фёдор Моторин.
  • Даниловский — 1678 года, мастер Фёдор Моторин, изначально отлит для собора Живоначальной ТроицыСвято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском.
  • Ляпуновский — 1698 года, мастер — стольник Андрей Ляпунов.
  • Марьинский — 1668 года, отлит в память о боярской чете Бориса и Марии Морозовых.
  • Глухой — 1621 года, мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов.
  • Первый безымянный — XVI века, авторство иногда приписывается Нестору Псковитинову.
  • Второй безымянный — 1687 года, мастер Филипп Андреев65.
  • Архангельский (XVII век) и безымянный колокол (предположительно XVIII век) — не участвуют в звонах65.

Третий ярус образуют колокола XVII века меньшего размера: Родионовский (1647 год), колокол авторства Андрея Чохова (1621 год) и колокол авторства Филиппа Андреева (1687 год)60.

Примечания

  1. р҃и҃ — кириллическая буквенная запись числа 108, в надписи без титла; подразумевается 7108 год от сотворения мира, соответствующий 1600 году н. э.
  2. Национальный корпус русского языка
  3. Лев Масиэль Санчес.Архитектура Ивана III и Василия III: итальянцы в Московии. magisteria.ru. Дата обращения: 22 июня 2021.
  4. Ансамбль колокольни «Иван Великий». Музеи Московского Кремля. Дата обращения: 9 ноября 2017.
  5. , с. 47.
  6. , с. 613.
  7. , с. 6.
  8. , с. 9.
  9. Игорь Коновалов.К истории колокольни «Ивана Великого» в Москве. Zvon.ru (15 ноября 2017). Дата обращения: 1 декабря 2017.
  10. , с. 286.
  11. , с. 115.
  12. , с. 249.
  13. , с. 145.
  14. , с. 20.
  15. , с. 149.
  16. Элла Осиповская.Колокольня Ивана Великого открылась для посещения. Вести (17 мая 2009). Дата обращения: 13 ноября 2017.
  17. , с. 148.
  18. , с. 10.
  19. , с. 15.
  20. Акимова Л. И., Бусева-Давыдова И. Л. и др. История искусства / Е. Д. Федотова. — Москва: Белый город, 2012. — Т. 1. — 519 с. — ISBN 978-5-779314-96-1.
  21. , с. 149.
  22. Звонницы и Филаретова пристройка. Музеи Московского Кремля. Дата обращения: 13 ноября 2017.
  23. , с. 33.
  24. , с. 93.
  25. , с. 151.
  26. , с. 61.
  27. , с. 42.
  28. , с. 23.
  29. , с. 117.
  30. , с. 363.
  31. Андрей Мирошкин.Под знаком розы и чертополоха(недоступная ссылка). Московская перспектива (25 марта 2014). Дата обращения: 13 ноября 2017.Архивировано 15 декабря 2017 года.
  32. , с. 64.
  33. , с. 316.
  34. Иван Великий: Ансамбль, ошибочно называемый колокольней. Прогулки по Москве. Дата обращения: 20 ноября 2017.
  35. Страницы истории. Отечественная война 1812 года. Коммунистическая партия Российской Федерации (9 октября 2012). Дата обращения: 1 декабря 2017.
  36. , с. 94.
  37. Вострышев М.Москва православная. — Москва: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  38. , с. 352.
  39. , с. 38.
  40. Груцо И. А.Крест с колокольни Ивана Великого в Кремле как часть московских трофеев Наполеона (pdf). Музеи России. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  41. , с. 7.
  42. , с. 352—357.
  43. , с. 73.
  44. , с. 39.
  45. , с. 2.
  46. , с. 382—387.
  47. Лентулов А. В.«Звон» («Колокольня Ивана Великого»): Описание картины. Русский авангард. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  48. Обстрел Кремля в 1917 году: Уникальные фотографии. Ридус (12 октября 2017). Дата обращения: 20 ноября 2017.
  49. Митрофанов А.Тверская: Прогулки по старой Москве. — М.: Ключ-С, 2010. — 279 с. — ISBN 5931360247.
  50. Ущерб от обстрела Кремля оценят спустя сто лет. Дом.Лента.Ру (12 октября 2017). Дата обращения: 20 ноября 2017.
  51. Алексей Богомолов.Самые знаменитые жители Кремля эпохи СССР: У большинства наших современников Московский Кремль как-то не ассоциируется с жилым микрорайоном. Комсомольская правда (19 февраля 2011). Дата обращения: 20 ноября 2017.
  52. Ольга Богданова.Колокольня Иван Великий: 20 лет регулярных звонов. Татьянин день (23 марта 2012). Дата обращения: 15 ноября 2017.
  53. Георгий Олтаржевский.От века кавалергарды. Известия (15 октября 2017). Дата обращения: 20 ноября 2017.
  54. Колокольня Ивана Великого Московского Кремля. Православие24.РФ. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  55. Екатерина Болгова.В Кремле прошла последняя в этом году церемония развода пеших и конных караулов. Комсомольская правда (14 октября 2017). Дата обращения: 15 ноября 2017.
  56. Колокольня Ивана Великого — реставрация и музеефикация. Музеи Московского Кремля
  57. Первая экскурсия на колокольню Ивана Великого состоится 18 мая. РИА Новости, 7 мая 2009
  58. Ольга Попова.Лёгкий звон тяжеловеса. Вечерняя Москва (26 сентября 2017). Дата обращения: 4 декабря 2017.
  59. , с. 43.
  60. , с. 119.
  61. Костина И. Д.Кремлёвские звоны. Общество церковных звонарей. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  62. , с. 391.
  63. , с. 156.
  64. , с. 150.
  65. Костина И. Д.Колокола первого яруса Ивана Великого. Общество церковных звонарей. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  66. Костина И. Д.Колокола второго яруса Ивана Великого. Общество церковных звонарей. Дата обращения: 15 ноября 2017.