Фасад здания клуба, 2009 год

Клуб фабрики «Буревестник»

Клу́б фа́брики «Буреве́стник» (клуб «Буревестник») — здание клуба на 3-й Рыбинской в Москве, построенное в 1928—1930 годах. Выполнено по проекту архитектораКонстантина Мельникова и предназначалось для рабочих обувной фабрики «Буревестник». В 1987-м получил статус памятника регионального значения. По состоянию на 2019 год находится на реконструкции под нужды частного художественного музея русского абстрактного искусства12.

История

Строительство

В 1895 году гамбуржец Иоганн Динг купил земельный участок на лугах у речки Рыбинки, чтобы построить макаронную фабрику. Она была открыта в 1900-м, а через два года к ней пристроили административный корпус и здание конторы. Часть фабричных построек после революции отошла кожевенно-обувной фабрике «Буревестник»31.Идея создать клуб для работников обувного завода была озвучена профсоюзом в 1928 году. Власти Москвы выделили земельный участок, принадлежащий семье Николая Николаевича Рыбинского напротив производственных корпусов фабрики на Огородной улице. Строительство поручили архитектуру Константину Мельникову, который к тому времени уже спроектировал четыре рабочих клуба: имени Русакова, имени Фрунзе, имени Зуева и завода «Каучук»31.

Рабочие чертежи клуба выполнили помощники Мельникова, а он их утверждал4. Здание возводилось на узком и длинном участке, что подтолкнуло архитектора к идее возвести пятилепестковую башню рядом с основным объёмом здания, это затруднило планировку. В январе 1928 года проект был рассмотрен и утверждён комиссией по клубному строительству Моссовета. Надзор и руководство процессом поручили инженеру В. П. Гиацинтову. Он руководил стройкой с февраля по август 1928-го, после чего его место занял инженер С. С. Чумаков. Уже через месяц стал вопрос о необходимости снизить стоимость работ, возведение башни признали не экономичным: «не вполне удобной для устройства кружковых комнат»5617. Строительство клуба сопровождало большое количество сложностей: архитектурная мысль Мельникова сильно опережала развитие технико-экономической базы тех лет. Даже после закладки здания возникали предложения по упрощению проекта5.

Стройку завершили к январю 1930 года с незначительными отступлениями от первоначального проекта: сцену увеличили в размерах, удлинили здание и изменили расположение перегородок5. В выпуске журнала «Архитектура СССР» 1934 года опубликовали впечатление работника фабрики после открытия клуба:

Мне хочется поделиться впечатлениями о нашем превосходном клубе. Это образцовое клубное здание. <…> из клубов среднего масштаба наш один из лучших. Нашим рабочим очень нравятся закругленные формы фасада, подымающаяся вверх круглая башня, вся из стекла. Очень хороша окраска клуба. Зрительный зал <…> отлично оборудован <…> Высокие залы, огромные читальни, аудитории — все это оправдывает любовь рабочих к нашему клубу. Надо сказать, что рабочие хотят, чтобы клуб сразу отличался от прочих зданий. Клуб должен быть торжественным, он должен радовать как снаружи, так и внутри. Наш клуб этим требованиям удовлетворяет89.

Использование

Клуб в 2015 году
Клуб в 2015 году

На первом этаже находились вестибюль, фойе с гардеробом и учебные комнаты, на втором — физкультурный и зрительный зал на 650 мест, третий этаж был отведён для раздевалки, а в четырёх этажах башни работали буфет, парикмахерская, школьная комната и библиотека10.

Клуб «Буревестник» строился на средства профсоюзов промышленных предприятий. Каждый член профсоюза и работники фабрики могли посещать клуб и участвовать в проводимых там мероприятиях. Идея открытого для всех пространства отражалась и в планировочной структуре. Недостатки планировки обнаружились, когда клубы стали показывать кино: отсутствовал кассовый вестибюль, отдельное фойе, лестницы, входы и выходы, разделяющие потоки зрителей11.

В 1997 году здание было вписано в перечень памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации12. Через пять лет после этого его передали спортивной компании «Татами клаб». Здание отреставрировали по проекту Архитектурной мастерской Ю. Баданова и Центра историко-градостроительных исследований. В результате работ сохранили внешний вид, но изменили интерьеры и оконные переплёты, заменив деревянные рамы на металлические13. Участники реставрации были объявлены Правительством Москвы победителями конкурса «На лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы в 2002 году»1.

Комментарий представителя совладельца дома — фонда «Русский авангард» — об интерьере, 2008 год:

С весны 2007 года в здании располагается штаб Фонда содействия сохранению русского наследия «Русский авангард», президентом которого является Сергей Гордеев15.

Здание использовалось фондом для размещения мероприятий. Например, в 2007 году на сцене прошли открытые лекции голландского архитектора, лауреата Притцкеровской премииРема Колхаса и итальянского архитектурного критика Луки Молинари516. На базе клуба «Буревестник» фондом «Русский авангард» планировалось создать Международный центр архитектуры, который объединил бы выставочное пространство, лекционную аудиторию, библиотеку и кафе1718. В 2017 году фонд сообщил о планах открыть в здании музей русского абстрактного искусства и по состоянию на 2019-й год постройка находится на реконструкции. В экспозицию должны войти работы Владислава Зубарева, Люциана Грибкова, Анатолия Сафохина, Веры Преображенской и других художников192.

Архитектура

Башня-пятилистник в 2008 году
Башня-пятилистник в 2008 году

На форму и объёмно-пространственное решение здания во многом повлияла конфигурация земельного участка, отведённого под строительство клуба. Территория представляет собой неправильный пятиугольник площадью 2775 м². Сам Мельников характеризовал его как «узкий с косой линией», сильно вытянутый вглубь участка и поставленный с отступом от красной линии. Постройка объёмом 16 000 м³ состоит в плане из нескольких прямоугольников разного размера, ступенчато убывающих по высоте, начиная с фасада. Справа от здания стоит изящная пятилепестковая четырёхэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. Образность этого архитектурного объёма позволила некоторым критикам творчества Мельникова называть клуб «клеткой попугая». Южный, вытянутый в поперечном направлении объём здания, также построен четырёхэтажным. Его высота определяется сценической шахтой с необходимым для неё оборудованием42021.

Чтобы более рационально использовать клубные помещения, Мельников одним из первых начал создавать проекты с трансформируемым внутренним пространством. Так, расположенный на втором этаже зрительный зал имел партер и боковые трибуны, которые использовались при проведении спортивных мероприятий. Планировалось, что стулья из партера будут убирать, а сам зрительный зал при помощи раздвижной перегородки объединялся бы в единое помещение с примыкавшим спортивным залом. Первоначальный дизайн был существенно изменён: раздвижная перегородка, подвижные перегородки цилиндрической башни и бассейн в фойе реализовать не удалось12021.

При строительстве основной фасад и боковые стороны были оштукатурены, а кирпичная кладка со двора оставалась необработанной. Бетонированная плоскость фасада контрастирует со стеклом и выступающей стеклянной башней, кольцеобразная форма которой подчёркивает изолированность и замкнутость постройки2122. В основание башни положена фигура розетки-пятилистника с радиусом 44 метра, а четыре этажа башни представляют собой одинаковое повторение этой фигуры231.

Примечания

  1. , с. 55—57.
  2. Памятник архитектуры «Буревестник». The Art Newspaper Russia (21 февраля 2019). Дата обращения: 21 апреля 2019.
  3. , с. 161.
  4. .
  5. Памятник архитектуры «Буревестник»(недоступная ссылка). Фонд «Русский авангард». Дата обращения: 9 февраля 2019.Архивировано 20 августа 2008 года.
  6. , с. 161.
  7. , с. 97.
  8. , с. 129.
  9. .
  10. , с. 50.
  11. , с. 29—34.
  12. О перечне объектов недвижимости, отнесённых к памятникам истории и культуры, разрешённых к приватизации. Постановление Московской городской думы от 25 июня 1997 года № 43(недоступная ссылка). Российский Правовой Портал «Семёрка». Дата обращения: 9 февраля 2019.Архивировано 4 декабря 2011 года.
  13. Памятник архитектуры «Буревестник». a-a-ah.ru. Дата обращения: 9 февраля 2019.
  14. Меценаты нарасхват. Archi.ru (25 апреля 2008). Дата обращения: 9 февраля 2019.
  15. Рабочие клубы. Что происходит с московским авангардом. Афиша Daily (5 октября 2012). Дата обращения: 9 февраля 2019.
  16. Меценаты нарасхват. Евразия (21 октября 2007). Дата обращения: 9 февраля 2019.
  17. Во благо русского авангарда. Российская газета (13 апреля 2007). Дата обращения: 9 февраля 2019.
  18. Искусство власти и власть искусства(недоступная ссылка). Комсомольская правда. Дата обращения: 9 февраля 2019.Архивировано 31 августа 2009 года.
  19. В Москве появится музей русского абстракционизма. The Villgae (28 апреля 2017). Дата обращения: 9 февраля 2019.
  20. , с. 51.
  21. .
  22. Клуб обувной фабрики «Буревестник». Культура.рф. Дата обращения: 9 февраля 2019.
  23. , с. 139.