Metro SPB Line1 Kirovsky Zavod

Кировский завод (станция метро)

Павильон станции
Павильон станции

«Ки́ровский завод» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии между станциями «Нарвская» и «Автово».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Названа из-за близости к территории Кировского завода.

15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения234.

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитектора А. К. Андреева, инженера О. В. Ивановой и располагается на углу улицы Васи Алексеева и проспекта Стачек. Павильон выполнен в характерном для того времени классическом стиле, своими очертаниями напоминая древнегреческий храм, к которому ведёт широкая гранитная лестница. Прямоугольник здания образуют 44 дорические колонны с каннелюрами.

При входе слева на стене располагалась большая схема метрополитена с подсветкой, которая в дальнейшем была снята. При выходе со станции в пространстве между дверьми располагались телефонные автоматы, которые в дальнейшем также были сняты. Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце станции.

Примечательно, что эскалаторный зал вестибюля не имеет барьера, разделяющего пассажиропотоки, движущиеся на спуск и подъем, что позволяет подняться из станционного зала и спуститься в него без необходимости оплаты проезда.

Павильон станции выполнен в той же стилистике, что и Парфенон, Мемориал Линкольну. Проект внешнего вида наземного павильона56 практически идентичен Мемориалу Линкольну, изображение которого можно видеть на купюре 5 долларов США7 и монете 1 цент США8.

На месте наземного вестибюля станции метро «Кировский завод» ранее располагалась усадьба. В разные годы ею владели вице-адмирал барон И. И. Черкасов, баронесса Н. М. Строганова, графиня Е. В. Зубова. Изначально — дача Голицына, в 1770-х гг. принадлежала Татищеву, следующими владельцами стали купец Штальборн и вице-адмирал барон И. И. Черкасов, в 1791 году её владелицей стала баронесса Н. М. Строганова, которая разделила имение и продала его по частям.В 1803 году западная часть была продана жене надворного советника Е. В. фон Гольц,в 1805 году, восточную часть, включающую главную усадьбу, продали графине Е. В. Зубовой.910

Подземные сооружения

«Кировский завод» — колонная станция глубокого заложения (глубина — 44 м). Подземный зал выполнен по проекту архитектора А. К. Андреева и инженера О. В. Ивановой. Впервые для тоннелестроения в конструкции станции вместо стальных колонн поставлены колонны, смонтированные из корытообразных чугунныхтюбингов.

Тема оформления станции — развитие социалистической индустрии.

Подземный зал станции облицован дымчато-серым кавказским мрамором «Сванетия». 31 пара колонн, выстроенных в два длинных ряда и соединённых пологими арками, организуют перспективу станций своим чётким ритмом. Вершину каждой колонны украшает отлитый из алюминиягорельефныйкартуш с индустриальной эмблемой. Чеканка и частичная полировка придают горельефам вид серебряных. 32 пары картушей (первая от входа на станцию установлена на краю стены) посвящены четырём основам тяжёлой индустрии: электрификации, каменноугольной, нефтяной и металлургической промышленности. Под горельефами планировали вывесить мраморные доски с письмами ленинградцев «отцу народов» Сталину11.Впервые для оформления станций метрополитена применено «люверсное освещение». Люверс представляет собой сквозную решётку, состоящую из полос органического стекла. За ней на определённом расстоянии вмонтированы лампы «дневного света». Позже органическое стекло люверсов снято. Потолок центрального зала украшен лепниной. На ней буква «К» (в характерном для завода рисунке) окружена венками листьев и звездой.У торцевой стены центрального зала установлен бюст В. И. Ленина (скульптор Н. В. Дыдыкин). Через зал к нему ведёт «дорожка» из бордового гранита с чёрно-белым кантом. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955» по году открытия станции.

В 2012—2013 годах асфальтовое покрытие перронных залов было заменено на гранитное.

Особенность проекта

Диаметр тоннелей, ведущих к станции «Кировский завод» от станции «Автово», составляет не 5,5 метров, как диаметр других тоннелей первой очереди, а 6 метров, как в Москве. «Уменьшение диаметра, — как пишет В. Г. Авдеев, — позволяло экономить на обделке до 1,5 тысяч тонн чугуна на 1 километр пути»11.

Перспективы

Планируется строительство перехода от юго-западного торца действующей станции на строящуюся станцию «Путиловская» Красносельско-Калининской линии12. Открытие пересадочного узла запланировано на 2023-2024 годы.

Наземный общественный транспорт

Городские автобусы

Пригородные автобусы

Троллейбусы

Ремонт

С 2003 по 2005 годы на станции проводилась замена облицовочного мрамора на колоннах. При проведении работ во вскрытых колоннах была видна система водоотведения. В 2008 году произведён ремонт станционных путей с применением «бесшпальной» технологии.

Примечания

  1. Официальный сайт Петербургского метрополитена — Режим работы станций
  2. Станции питерского метро признали культурным наследием
  3. О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации…
  4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации — Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации
  5. http://tehne.com/assets/i/upload/library/Greentcevich-Prospekt-Stachek-1954-p0024.jpg
  6. http://mirmetro.net/uploaded/images/spb/history/first/kirza01.jpg
  7. Пять долларов США (банкнота) — Википедия
  8. Один цент США — Википедия
  9. С. Б. Горбатенко Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. -СПб., 2013 — С. 133./ 2001 г., с. 89
  10. «ВСТРЕЧИ НА ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГЕ» Материалы краеведческих конференцийСанкт-Петербург, 2018 (стр. 27) Составитель и редактор: Л. А. Старкова. СПб: СПб ГБУЦБС Кировского района
  11. Петербургский метрополитен. Линия 1, Станции и тоннели на сайте Санкт-Петербургская интернет-газета
  12. У петербургского метро — поствыборный синдром