
Киевский вокзал
Ки́евский вокзал (в 1917—1934 — Брянский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Расположен на площади Киевского Вокзала. Памятник архитектуры и инженерного искусства. Объект культурного наследия народов России федерального значения.Киевский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. Станция Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением.
История вокзала
Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).
Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. Рерберг и И. Нивинский2.
В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала — более 36 тысяч м². Пассажиропоток Киевского вокзала — более 400 человек/час3.
К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное односводчатое остеклённое арочное покрытие (длина — 321 м, ширина пролёта — 47,9 м, высота — 28 м, вес конструкций — более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.
Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.
В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учётом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.
В 1940—1945 годах с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В проектирование пригородного павильона Чечулин включился, когда уже шло сооружение цокольного этажа архитектором А. В. Кулагиным, задумавшим оформление пристройки в общей стилистике здания вокзала. Чечулин, недавно вернувшийся из большого зарубежного путешествия, переработал оформление, придав ему черты веницианских палаццо4.
Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года были поставлены турникеты на вход и выход, вначале это были не билеты со штрихкодом, а картонные карты с магнитной полосой наподобие метрополитеновских тех годов, которые давались дополнительно к обычному билету.
В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала; вместо стекла в покрытии использован прозрачный поликарбонат5.
На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год. С 2012 года производился капитальный ремонт части Киевского вокзала для прохода к электропоездам — был закрыт прямой выход из метро через 3 лестницы, а турникеты перенесены на северо-западную боковую часть от тупиков. Летом 2013 года после реконструкции открыт новый турникетный зал пригородных поездов.
В начале 2015 года прилегающая грузовая станция 1 класса Москва-Товарная-Киевская вошла в состав станции Москва-Пассажирская Киевская как товарный парк (пути 9т — 16т); при этом исходная станция была закрыта для грузовых операций по всем параграфам6.
В ближайшие годы на Киевском направлении планируется ввести в строй несколько новых остановочных пунктов, в том числе Минскую — неподалёку от станции метро «Минская» Калининско-Солнцевской линии. Планируется, что это даст возможность разгрузить станцию метро «Киевская» Кольцевой линии и Киевский вокзал на 30 %7.
Пассажирское движение
Дальнее следование и международное сообщение
Осенью 2019 года дирекцией ФПК РЖД были добавлены поезда международного сообщения 095ХМосква — Кривой Рог и 106ПДнепр — Москва украинского формирования и ночной пригородный пассажирский поезд 603Ч до Павелецкого вокзала через Калугу-1, Тулу, Ожерелье.
В летние месяцы, с увеличением пассажиропотока, обычно назначаются сезонные поезда до Анапы через Калугу-1, Тулу, Липецк и до Адлера, через Брянск, Елец, Воронеж. В последние годы количество пассажирских поездов и беспересадочных вагонов, курсирующих до городов Украины, сократилось. Поезда международного сообщения, курсировавшие в 1980—2010-х годах до Будапешта, Бухареста, Софии, Праги и Братиславы, отменены или переведены на Белорусское направление.
Межрегиональное и пригородное сообщение
От Киевского вокзала ходят (в скобках указаны тарифные зоны8):
- Пригородные поезда до станций: Очаково (2), Солнечная (3), Новопеределкино (3) (с апреля 2017 года работали пятивагонные электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», 25 октября 2018 они были переведены на Белорусское направление МЖД и заменены на ЭД4М и ЭП2Д), Лесной Городок (4), Апрелевка (5), Нара (8), Обнинское (12), Малоярославец (13), Калуга-1 (19), а также станций Большого кольцаБекасово-Сорт. (7) и Кресты (10).
- Экспрессы до Калуги9 и Малоярославца10 и Наро-Фоминска11.
- Аэроэкспрессы в аэропорт Внуково.
Скоростное и ускоренное движение
Перевозчики
Пассажиропоток
Наибольшее число пассажиров направления приходится на терминал Киевского вокзала и составляет примерно 32 000 человек в сутки. В месяц пассажирским терминалом станции Москва-Киевская в 2018 году было обработано в среднем 3 720 000 человек, из которых > 2 681 658 пассажиров пришлось на пригородное и межрегиональное сообщение и > 308 915 перевезено поездами дальнего следования12.
Общественный транспорт
Метро
Из зала прибытия пригородных поездов и подземного перехода пассажирского терминала можно попасть на три станции Московского метрополитена «Киевская» — Арбатско-Покровской, Кольцевой и Филёвской линий.
Наземный общественный транспорт
Городской
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта13:
- Автобусы: 91, 91к, 119, 157, 205, 266, 320, 394, 474, 791, 840, м17, т7, т34, т39, т39к
Областной
- 454: Одинцово (ЖК «Одинцовский парк») ↔ Киевский вокзал
- 477: Власиха (Почта) ↔ Киевский вокзал
Статьи и публикации
- Козлова Л. Д.Дебаркадер на Киевском вокзале в Москве // Механизация строительства : журнал. — 2004. — № 9. — С. 20—21. — ISSN0025-8903. Архивировано 1 апреля 2008 года.
- Киевский вокзал. Моспрогулка. — Туристический портал. Дата обращения: 5 сентября 2017.
- Игорь Ленский.Мосузел прирастёт станциями: Интеграция киевского и белорусского направлений Московской магистрали является одной из актуальных задач модернизации Мосузла.(рус.) // Гудок : газета. — 2017. — 19 декабря (№ 226).
Внешние медиафайлы
- Кинохроника 1918 г. Москва. Киевский вокзал (Брянский) на YouTube
- Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России на YouTube
Примечания
- , с. 324.
- , с. 358.
- .
- , с. 240.
- , с. 332.
- Министерство транспорта Российской Федерации. Приказ N 49 «О железнодорожных станциях» от 17.02.2015
- .
- Киевское направление МЖД (схема) 2019
- ЦППК: Фирменные экспрессы
- Экспресс до Малоярославца
- ЦППК: Региональные экспрессы
- Пассажиропоток на жд вокзалах России. «ЖД-Медиа» (2018). Дата обращения: 28 августа 2019.
- Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.