Вид на здание вокзала в сумерках

Киевский вокзал

Ки́евский вокзал (в 1917—1934 — Брянский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из десяти железнодорожных вокзаловМосквы . Расположен на площади Киевского Вокзала. Памятник архитектуры и инженерного искусства. Объект культурного наследия народов России федерального значения.Киевский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. Станция Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением.

История вокзала

Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).

Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. Рерберг и И. Нивинский2. Закладка первого камня состоялась в мае 1914 года. Несмотря на то, что основной этап строительства был завершён к 1918 году, некоторые работы продолжались до 1920-х.3

В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма4 с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала — более 36 тысяч м². Пассажиропоток Киевского вокзала — более 400 человек/час5.

К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное односводчатое остеклённое арочное покрытие (длина — 321 м, ширина пролёта — 47,9 м, высота — 28 м, вес конструкций — более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.

Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.

В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учётом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.

В 1940—1945 годах с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В проектирование пригородного павильона Чечулин включился, когда уже шло сооружение цокольного этажа архитектором А. В. Кулагиным, задумавшим оформление пристройки в общей стилистике здания вокзала. Чечулин, недавно вернувшийся из большого зарубежного путешествия, переработал оформление, придав ему черты веницианских палаццо6.

Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года были поставлены турникеты на вход и выход, вначале это были не билеты со штрихкодом, а картонные карты с магнитной полосой наподобие метрополитеновских тех годов, которые давались дополнительно к обычному билету.

В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала; вместо стекла в покрытии использован прозрачный поликарбонат7.

На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год. С 2012 года производился капитальный ремонт части Киевского вокзала для прохода к электропоездам — был закрыт прямой выход из метро через 3 лестницы, а турникеты перенесены на северо-западную боковую часть от тупиков. Летом 2013 года после реконструкции открыт новый турникетный зал пригородных поездов.

В начале 2015 года прилегающая грузовая станция 1 класса Москва-Товарная-Киевская вошла в состав станции Москва-Пассажирская Киевская как товарный парк (пути 9т — 16т); при этом исходная станция была закрыта для грузовых операций по всем параграфам8.

В ближайшие годы на Киевском направлении планируется ввести в строй несколько новых остановочных пунктов, в том числе Минскую — неподалёку от станции метро «Минская» Калининско-Солнцевской линии. Планируется, что это даст возможность разгрузить станцию метро «Киевская» Кольцевой линии и Киевский вокзал на 30 %9.

Пассажирское движение

Основные направления

1 — В связи с распространением коронавирусной инфекции введены ограничения при пересечении государственных границ. Эти поезда временно отменены до особого указания10.

Пассажирские поезда до Анапы и Адлера следуют через Калугу I, Тулу, Орёл, Курск, Касторную, Россошь, Лихую.

Скорый поезд «Стриж» до Санкт-Петербурга следует через Лихоборы, Поварово-1, Редкино, Лихославль, Спирово, Вышний Волочёк, Бологое, Боровёнку, где имеет технические остановки и прибывает на Ладожский вокзал.

Поезда до Брянска, Климова и Новозыбкова, курсирующие по главному (Киевскому) ходу, следуют через станции Калуга II и Сухиничи-Главные. Поезда до Ейска следуют из Москвы через Калугу I, Тулу-Вяземскую, Узловую I, Елец, Россошь.

В последние годы количество пассажирских поездов и беспересадочных вагонов, следующих до городов Украины, сократилось. Поезда международного сообщения до Будапешта, Бухареста, Софии, Праги и Братиславы, отменены или переведены на Белорусское направление.

Круизный поезд «Жемчужина Кавказа»

С мая по октябрь регулярно, в другие периоды — по указанию, курсирует туристический поезд РЖД № 929/930 «Жемчужина Кавказа» сообщением: Москва — Новороссийск — Кисловодск — Минеральные воды — Грозный — Махачкала — Дербент — Волгоград — Москва.

Поезд отправляется по субботам с Павелецкого вокзала и прибывает на Киевский. Время в круизе 7 суток. Вагоны трёх классов («Люкс», СВ, купейный), все они оборудованы системами кондиционирования, биотуалетами и розетками для зарядки гаджетов. В составе имеются: бары, ресторан, караоке, душевые кабины. Стоимость экскурсий, трансфер и питание не привязаны к стоимости билета, пассажир самостоятельно выбирает предлагаемые сервисы в зависимости от собственных предпочтений.

Помимо длительных стоянок в городах, указанных выше, в которых предлагаются групповые экскурсии и индивидуальные туры, поезд имеет непродолжительные остановки (от 5 минут до 2 часов) по пути следования на станциях: Узловая-1, Ефремов, Елец, Лиски, Россошь, Первомайская, Ессентуки, Прохладная, Червлёный Узел, Гудермес, Ханкала, Кади-Юрт, Кизил-Юрт, Артезиан, Астрахань, Поворино, Грязи-Воронежские11.

Межрегиональное и пригородное сообщение

От Киевского вокзала ходят (в скобках указаны тарифные зоны):

  • Пригородные электропоезда до станций: Очаково (2), Солнечная (3), Новопеределкино (3), Лесной Городок (4), Апрелевка (5), Нара (8), Обнинское (12), Малоярославец (13), Калуга-1 (19), а также станций Большого кольца — Бекасово-Сорт. (7) и Кресты (10).
  • Региональные экспрессы (РЭКС) до Калуги, Малоярославца и Наро-Фоминска.
  • Аэроэкспрессы в аэропорт Внуково.

На линии работают пассажирские электропоезда постоянного тока (МВПС) производства Демиховского машиностроительного заводаЭД4, ЭД4М, ЭД4Мк ЭД4МКу и ЭП2Д акционерного общества «Центральная ППК». Маршрут до аэропорта «Внуково» обслуживается двухэтажными составами ЭШ2 «Евразия» компании «Аэроэкспресс».

Ретропоезд выходного дня

В некоторые выходные и праздничные дни назначается туристический ретропоезд РЖД на паровозной тяге до Калуги. Состав следует с Киевского вокзала Москвы до станции Калуга-1 и обратно.

В Калуге проводятся автобусные и пешеходные тематические экскурсии с посещением музеев и выставок. В стоимость однодневного тура входит питание, трансфер и экскурсионное обслуживание, входные билеты на территорию туристических объектов и музеев1213.

Скоростное и ускоренное движение

Перевозчики и расписание

1 — В связи с распространением коронавирусной инфекции введены ограничения при пересечении государственных границ.

Пассажиропоток

По данным 2020 года cреднесуточный пассажиропоток на Киевском направлении в рабочий день составляет 107 000 человек. К 2025 году прогнозируется рост пассажиропотока в 1,5 раза — до 160 500 человек в сутки14. Пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская обслуживает в среднем 3 720 000 человек в месяц15.

Общественный транспорт

Московский метрополитен

Из зала прибытия пригородных поездов и подземного перехода пассажирского терминала можно попасть на три станции Московского метрополитена «Киевская» — Арбатско-Покровской, Кольцевой и Филёвской линий.

Наземный общественный транспорт

Городской

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта16:

  • Автобусы: м17, 91к, 119, 157, 205, 239, 266, 297, 320, 394, 474, 622, 791, 840, т34, т39к

Пригородный

  • 454: Одинцово (ЖК «Одинцовский парк») ↔ Киевский вокзал
  • 477: Власиха (Почта) ↔ Киевский вокзал

Речной транспорт

Московский электрический речной трамвай Проект 2021 года
Московский электрический речной трамвай Проект 2021 года

В 300 метрах от главного входа в вокзал на Бережковской набережной, между мостами Богдана Хмельницкого и Бородинским, на реке Москва располагается один из старейших в столице речной причал Киевский вокзал. В навигацию 2021 года с причала можно пересесть на круизные теплоходы, осуществляющие обзорные экскурсии. Летом 2021 года завершился ремонт причала, деревянный настил на нём заменили на древесно-полимерный композит, очистили и обустроили прилегающую территорию17.

В июне 2022 года планируется запустить несколько регулярных речных муниципальных маршрутов по Москве-реке. Первый линейный маршрут откроют на водном участке от Киевского вокзала через деловой центр «Москва-Сити» до парка «Фили»18. На маршрутах будут работать электрические речные трамваи, построенные по заказу Правительства Москвы. Каждое такое судно имеет 22 метра в длину и рассчитано на 42 посадочных места, два из которых для маломобильных граждан. В салоне будут установлены информационные экраны и USB-зарядки, обеспечен доступ к бесплатному Wi-Fi, а также предусмотрены площадки с местами для парковки самокатов и велосипедов1920.

См. также: Пассажирские причалы Москвы и Московский водный общественный транспорт

Комментарии

Публицистика

Внешние медиафайлы

Примечания

  1. Купить билет до этих станций невозможно
  2. Технические остановки, купить билеты до этих станций невозможно. Количество остановок и маршрут может меняться в зависимости от номера поезда и направления движения.
  3. , с. 324.
  4. , с. 358.
  5. Александр Робека.История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец. — Litres, 2021-05-29. — 148 с. — ISBN 978-5-04-072307-2.
  6. .
  7. .
  8. , с. 240.
  9. , с. 332.
  10. Министерство транспорта Российской Федерации. Приказ N 49 «О железнодорожных станциях» от 17.02.2015
  11. .
  12. .
  13. Круизный поезд «Жемчужина Кавказа» на сайте РЖД
  14. Около 50 туристов приняли участие в праздничном ретротуре «Новогодняя сказка в Калуге»
  15. Путешествия на ретропоезде, маршрут «Калуга космическая», 2021.
  16. Победа и Санино: на Киевском направлении Московской железной дороги открыли две платформы. mos.ru
  17. ЖДМедиа: Киевский вокзал
  18. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  19. Причал Киевский Вокзал отремонтировали. mos.ru
  20. Развитие регулярного речного транспорта Москвы. Портал Московский транспорт
  21. Сергей Собянин рассказал о перспективах возрождения регулярных пассажирских перевозок на Москве-реке/ mos.ru
  22. Водный транспорт Москвы-круглогодичный электрический речной трамвай