Зал станции, 2018 год.  Выявленный объект культурного наследия № 2959331№ 2959331

Киевская (станция метро, Филёвская линия)

«Ки́евская» — станция Московского метрополитена на Филёвской линии. Связана пересадками с двумя одноимёнными станциями, одна из которых располагается на Арбатско-Покровской линии, другая — на Кольцевой. Расположена в районе Дорогомилово (ЗАО); названа по Киевскому вокзалу. Открыта 20 марта 1937 года в составе участка «Смоленская» — «Киевская». Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой.

История

Сооружение станции было закончено к ноябре 1936 года к VIII Чрезвычайному съезду Советов1. В период работы Съезда делегаты прибыли поездом на станцию, чтобы её осмотреть1. В феврале 1937 года государственная комиссия, возглавляемая С. Орджоникидзе, после осмотра приняла к эксплуатации линию метро на участке «Смоленская» — «Киевская», включая саму станцию «Киевская» и Смоленский метромост через Москва-реку1.

15 марта 1937 года на участке метрополитена от станции «Смоленская» до станции «Киевская» началось движение поездов метро1.

Для пассажиров станция была открыта 20 марта1937 года. Стала 14-й станцией Московского метрополитена.

С 1953 года по 1958 год участок мелкого заложения «Калининская» — «Киевская» был закрыт. Станция использовалась под склад.

Расположение

Расположена на Филёвской линии между станциями «Смоленская», «Студенческая» и «Выставочная». Между «Смоленской» и «Киевской» находится открытый участок и построенный в 1937 году Смоленский метромост.

Вестибюли и пересадки

Станция является пересадочной на одноимённые станции Кольцевой линии и Арбатско-Покровской линии. Переход осуществляется через совмещённые вестибюли (западный — на Арбатско-Покровскую, восточный — на Кольцевую линию).

Существовавший до 1972 года наземный вестибюль был разобран при строительстве эскалаторного тоннеля со станции «Киевская» Кольцевой линии. Он находился на месте современного входа в подземный переход у Киевского вокзала.

Архитектура и оформление

Конструкция станции — колонная мелкого заложения. Сооружена по спецпроекту.

Круглые колонны облицованы светлым мрамором «Газган» желтоватых и голубоватых тонов, керамические капители украшены колосьями пшеницы. Пол выложен серым и розовым гранитом, образующим национальный украинский орнамент. Облицовка путевых стен: глазурованная керамическая плитка (вверху) и красный искусственный камень (внизу). Выполнивший проекты вестибюля и подземного зала станции архитектор Д. Н. Чечулин вдохновлялся древними памятниками Помпей, Венеции и Флоренции, которые он посетил перед началом проектирования в ходе большого Средиземноморского турне2.

В 2014—2016 годах проводились реставрационные работы с воссозданием первоначального облика станции 1930-х годов с полной заменой облицовки путевых стен для устройства гидроизоляции3. Во второй половине 2015 года реставрировали мрамор и капители на колоннах, воссозданы светильники и мозаичный рисунок пола, утраченные в середине XX века. Реставрационные работы были завершены в апреле 2016 года4.

Станция в цифрах

Глубина заложения — 8,7 метра. Пассажиропоток по вестибюлям — 30 100 человек в сутки (данные 2002 года), пересадочный пассажиропоток на Кольцевую линию — 191 100 человек в сутки, пересадочный пассажиропоток на Арбатско-Покровскую линию — 40 200 человек в сутки (данные 1999 года). Пикет — ПК33+02,6.

  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию5:

Путевое развитие

За станцией расположены оборотные тупики, использовавшиеся для оборота составов, когда станция была конечной (в 19371953 годах). На данный момент тупики используются для отстоя составов. При строительстве ответвления в Москва-Сити за станцией были смонтированы стрелки для организации вилочного движения.

За метромостом в сторону станции «Киевская» линия резко уходит влево (на юг).

Наземный общественный транспорт

Городской

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта6:

  • Автобусы: 91, 91к, 119, 157, 205, 266, 320, 394, 474, 791, 840, м17, т7, т34, т39, т39к

Областной

  • Автобусы: 454, 477

В культуре

  • На станцию «Киевская» приезжают герои фильма А. Медведкина «Новая Москва» (1938).
  • Поезд, въезжающий на Смоленский метромост со стороны станции «Киевская», можно увидеть в кадрах фильма Д. Вертова «Колыбельная» (1937). Там же можно заметить, что резко поворачивающие пути от «Киевской» к мосту изначально были открыты (в настоящее время они накрыты железобетонным коробом).
  • Станция метро «Киевская» изображена на одном из майоликовых панно, которые установлены у входа в здание Северного речного вокзала.

Примечания

  1. Коробко А. С. Станция «Киевская» Арбатского радиуса. // «Метростроевец», № 22-23, 1991. С. 6.
  2. Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 240. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  3. Начало реставрационных работ на станции метро «Киевская» — ТМ «КИТЕЖ». www.keetezh.ru. Дата обращения: 31 марта 2016.
  4. Срок окончания реставрационных работ на станции «Киевская» перенесен на апрель 2016 года
  5. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  6. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.