Вход в комплекс караимских кенасс в Евпатории

Кенассы в Евпатории

Караи́мские кена́ссы в Евпато́рии находятся на улице Караимской. Молитвенный комплекс крымских караимов занимает 0,25 га и состоит из здания Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный). Издавна являлся центром религиозной жизни караимов Евпатории. С 1837 года — духовный центр караимов России.

История комплекса кенасс

Комплекс кенасс в составе Большой кенассы и Малой кенассы был построен в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году было закончено возведение Большой соборной кенассы, а в 1815 году на месте обветшавшего молитвенного дома XVI века сооружено здание Малой кенассы.

Обе кенассы представляют собой двусветные здания зального типа с окнами, расположенными в два уровня. В Большой кенасса верхний ряд окон имеет стрельчатое завершение, в Малой — полукруглое. Северные фасады обрамлены остеклёнными арочными галереями-верандами («азара»), где ожидали начала службы старейшины общины. Входы в здания выполнены в форме стрельчатых арок, украшенных резьбой по камню. Кровля зданий — черепичная четырёхскатная.

В 1851 году в память о посещении кенасс императором Александром I (ноябрь 1825) был установлен мраморный обелиск. Центральные ворота кенасс, выполненные в стиле Ренессанс по проекту архитектора Евгения Исаковича, появились в 1900 году23.

В 1927 году обе кенассы были закрыты и не использовались до 1939 года4. В 1942 году, во время немецкой оккупации, была открыта Малая кенасса, тогда же в Большой кенассе был воссоздан музей караимов. После освобождения Крыма Большая кенасса с согласия общины была передана под детский сад4. Последнее закрытие Малой кенассы произошло в 1959 году4.

В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, бюро технической инвентаризации, краеведческий музей.

С 1991 года руководителем Евпаторийской караимской религиозной общины является Виктор Захарович Тирияки. По его инициативе был создан фонд восстановления Малой кенассы в Евпатории. В 1998—1999 гг. он руководил строительными работами по восстановлению памятника.

13 сентября 2005 кенасса была снова открыта.

В 2007 году была закончена реставрация мраморного обелиска, на верхушке которого, после длительного отсутствия, был восстановлен двуглавый орёл из позолоты.

Комплекс кенасс — памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. В настоящее время в нём проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни под названием «Караман».

Большая (Соборная) кенасса

Интерьер Большой соборной кенассы
Интерьер Большой соборной кенассы

Построена в 18051807 гг. Предназначается для праздничных богослужений.

На западной стене кенассы установлена известняковая мемориальная плита с надписью, русский текст которой гласит «Суббота 5 февраля 1855 г. Ядро россійск. орудія». Считалось, что кенасса пострадала во время Крымской войны5. Однако, как выяснилось в ходе предреставрационного исследования, ядро было изготовлено из камня как одно целое с мемориальной плитой, и западная стена большой кенассы, в которой во время войны располагался арсенал турецкой армии, никак не могла попасть под обстрел, так как штурм города вёлся с северо-восточной стороны6.

Вновь открыта 9 сентября2005.

Малая кенасса

Интерьер Малой кенассы после реставрации
Интерьер Малой кенассы после реставрации

Построена в 1815 году.

Малая кенасса используется для богослужения в будние дни и обычные субботы.

Сохранилась каменная лестница, которая вела к отдельному входу на зарешеченный балкон для караимских женщин.

Старинный алтарь Малой кенассы ранее находился в караимской кенассе города Галич.

Здание Малой кенассы восстановлено силами караимов в 1999 году. Освящение состоялось 4 сентября1999 года.

Караимский лапидарий
Караимский лапидарий

Газзаны

Дворик евпаторийской кенассы
Дворик евпаторийской кенассы

Дворики

Обелиск в честь посещения кенас императором Александром I
Обелиск в честь посещения кенас императором Александром I

Между зданиями анфиладой располагаются три дворика, где верующие собирались перед службой и проходили собрания общины. Первый дворик начинается от главного входа, пышный ренессансный портал которого с затейливыми коваными воротами сооружен в 1900 году. Дворик напоминает коридор, обрамлённый глухими аркадами. Над головой — беседка, увитая виноградом (самой старой лозе — около 150 лет), в нишах и на пилонах плиты из белого итальянского мрамора с цитатами из Священного писания и именами филантропов. В глубине дворика высится мраморный обелиск в память о посещении кенасс императором Александром I. В одной из ниш — фонтан. Следующий, почти квадратный в плане, дворик обрамлён мраморной аркадой и замощён мраморными плитами, за ним дворик ожидания со скамьями, где находятся входы в кенассы. Завершает ансамбль небольшой садик с металлической беседкой. Здесь растут кусты граната, который считается священным растением у караимов, поскольку в каждом плоде граната содержится 613 зёрен, что соответствует числу заповедей Торы.

Примечания

  1. Данный объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской ФедерацииРеспублика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Архитекторы и строители // Караимская народная энциклопедия : Исакович Евгений Самойлович. — СПб. : ООО Издательский дом „Galina scripsit“, 2006. — Т. 5 : Культура крымских караимов (тюрков) / сост. М. М. Казас, Р. А. Айваз. — С. 158. — (Караимская народная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. М. М. Казас ; 1995—2007). — ISBN 5-901495-14-7.
  3. , с. 127.
  4. Катунина Е. В., Катунин Ю. А.Причины ликвидации религиозных общин караимов в 40-60-е г.г. ХХ в. // Культура народов Причерноморья. — Симферополь, 2005. — № 62. — С. 74—81. — ISSN1562-0808.
  5. , с. 11.
  6. Приднев С. В. Предреставрационные исследования караимских кенас в г. Евпатории // Археологические открытия в Украине 1999—2000 гг. : сб. научн. трудов. — К.: ИА НАНУ, 2001. — С. 194—197. — ISBN 966-02-1887-7.