Kanatchikovo 2004

Канатчиково (станция)

Кана́тчиково — узловая железнодорожная станцияМалого кольцаМосковской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному применению является участковой, по объёму работы отнесена к 3 классу. Ранее была станцией 2 класса.

Локализация

Расположена параллельно Канатчиковскому проезду (к востоку от станции). Западнее станции находится ТЭЦ-20. Одна из ближайших к историческому центру Москвы станций Малого кольца, в пяти километрах от Кремля.

Над южной горловиной станции путепроводы улиц Карьер и Большой Черёмушкинской (Загородного шоссе). В северо-западной части станции два главных железнодорожных пути уходят в трёхъярусный Гагаринский тоннель под площадью Гагарина. Длина его — 900 метров, это самый длинный железнодорожный тоннель в Москве и единственный на Малом кольце. В границах станции находится весь тоннель, а также Андреевский железнодорожный мост за ним; входные светофоры расположены сразу за мостом.

От южной горловины станции отходят две однопутных соединительных ветви на Павелецкое направление МЖД: неэлектрифицированная — в сторону платформы Тульская и электрифицированная — к Нижним Котлам. До 1998 года существовала ветка от северной горловины станции на заводы «Красный пролетарий», им. Орджоникидзе и «Станкоконструкция», ныне разобранная2.

Вокзал, вид с Канатчиковского проезда
Вокзал, вид с Канатчиковского проезда
Перестроенная будка централизации на Канатчиковском проезде
Перестроенная будка централизации на Канатчиковском проезде

Сохранился вокзал начала XX века (Канатчиковский проезд, 6). Это двухэтажное здание (на уровне улицы второй этаж, на уровне станционных путей, находящихся в выемке — первый этаж). Кроме того, сохранились два жилых дома, сторожка и будка централизации, пакгауз.

В 2002 году в связи со строительством Третьего транспортного кольца построены новый грузовой двор и новое административно-техническое здание станции, а историческое здание, являющееся памятником архитектуры, передано дирекции искусственных сооружений ОАО «РЖД»3.

По состоянию на 2013 год станция перерабатывает около 7000 вагонов в год, ежесуточный транзит 250—270 вагонов. Основные грузовые клиенты: ТЭЦ-20, УПТК-114 Спецстроя РФ, заводы и предприятия юго-востока Москвы3.

Актуальное состояние

За станцией — ТЭЦ-20
За станцией — ТЭЦ-20

Станция имеет 15 путей, в том числе два главных, пять приёмо-отправочных, четыре погрузочно-выгрузочных и четыре отправочных. Оборудована 43 централизованными стрелками. Персонал — 22 сотрудника34. На станции с 2002 действует современный блокпост МПЦ (пост микропроцессорной централизации стрелок и сигналов типа «Ebilock-950», разработанной канадской компанией Bombardier Transportation). Это центр управления поездной работой не только в Гагаринском тоннеле, но и на перегонах Канатчиково — Кожухово (6 км) и Канатчиково — Москва-Товарная-Павелецкая (7 км). Помимо Канатчиково блокпосты МПЦ имеются ещё на двух станциях Малого кольца МЖД — Кожухово и Угрешская5. На территории станции установлен памятник воинам-железнодорожникам67.

В октябре 2012 года на Канатчиково, первой из станций Малого кольца МЖД, начался практический этап реконструкции магистрали под пассажирское движение4. По состоянию на май 2014 года реконструкция на 95 % завершена: полностью уложены первый, второй и третий главные пути, приёмоотправочные пути с четвёртого по пятнадцатый, семь съездов, 31 новая централизованная стрелка, сооружена 300-метровая вытяжка, смонтирована контактная сеть с 280 опорами. Все новые объекты инфраструктуры станции включили в систему микропроцессорной централизации стрелок и сигналов8. Ранее законсервированная, ныне реконструированная пассажирская платформа Площадь Гагарина в Гагаринском тоннеле также находится в границах станции.

3 мая 2014 года станция закрыта для всей грузовой работы по параграфу 3 Тарифного руководства № 49. Открыта по знаку «X» (грузовые и пассажирские операции не производятся). Код ЕСР сменён с 198404 на 198372. Несмотря на это, станция будет осуществлять в локальных объёмах местную грузовую работу. В сентябре 2016 года через станцию, как и на всём Малом кольце, начато пассажирское движение городских электричек, маршрут получил название Московское центральное кольцо.

Управление

Начальник станции — Вальков Эдуард Вячеславович (р. 1978)

Зам. начальника станции — Нелидина Надежда Николаевна (р. 10 сентября1960, Москва)3.

Соседние станции Малого кольца Окружной МЖД

  • По часовой стрелке — «Пресня»
  • Против часовой стрелки — «Кожухово»