Kamennoostrovsky Bridge 1

Каменноостровский мост

Каменноостровский мост ночью
Каменноостровский мост ночью

Каменноостро́вский мост — мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге. Соединяет Аптекарский и Каменный острова.

Расположение

Мост расположен в створе Каменноостровского проспекта..

Рядом с мостом расположены Лопухинский сад, Каменноостровский дворец.

Ниже по течению находится Большой Крестовский мост.

Ближайшая станция метрополитена  — «Чёрная речка».

Название

Название моста дано по наименованию Каменноостровского проспекта.

История

Каменноостровский мост в 1830-е гг.
Каменноостровский мост в 1830-е гг.
Каменноостровский мост в начале XX века
Каменноостровский мост в начале XX века

В 1760 году был впервые наведен плашкоутный мост на 11 судах по проекту архитектора А. Ф. Виста. В 1765 году его заменили новым наплавным мостом на 10 плашкоутах, а затем наплавной мост соединили с выдвинутыми в реку береговыми устоями на сваях. Мост в таком виде неоднократно ремонтировался в дереве.

В 1811—1813 гг. по проекту инженера А. А. Бетанкура на месте наплавного моста был сооружен первый в России семипролётный деревянный арочный мост на деревянных опорах и каменных устоях. Строительство велось под руководством инженеров А. Д. Готмана и С. О. Пантелеева. Общая длина моста была 150 метров. В таком виде мост эксплуатировался 20 лет. В 1833 году под руководством инженера П. П. Базена был произведён ремонт опор моста.

В 1859 году по проекту инженера А. Штукенберга была осуществлена полная перестройка моста, при которой арочная система была заменена сложной подкосной системой. В 1875 году для прокладки по мосту путей конной железной дороги был произведен капитальный ремонт моста по его усилению. В 1899 году при очередном капитальном ремонте мост был полностью перестроен в дереве и превращен в 11-пролётный балочно-разрезной системы из четырёх деревянных рам с ручным приводом. В 1906—1907 гг., в связи с переводом городских железных дорог на электрическую тягу, под руководством инженера В. Р. Пац-Помарнацкого комиссией городской думы по заведыванию общественными работами2 были произведены работы по усилению моста.

В 1938 г. Каменноостровский мост был полностью реконструирован3. Деревянные прогоны были заменены на металлические двутавровые балки, а ручной привод электрифицирован. Длина моста была 152,5 метра, ширина 18 метров. Работами по ремонту моста руководил инженер П. П. Степнов.

В 19531954 гг., в связи с возросшей интенсивностью движения транспорта и ростом нагрузок, а также учитывая ветхое состояние моста, был сооружен новый пятипролётный металлический мост с разводным пролетом посередине, по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В. В. Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского. Впервые на мосту были применены железобетонные плиты с асфальтовым покрытием для крыльев разводного пролета вместо обычных деревянных настилов4. Мост сооружался одновременно с Ушаковским мостом по одному проекту, девизом которых был «Незримый разводной пролёт». Это конструктивное решение оказалось настолько удачным, что было использовано при реконструкции моста Свободы через Большую Невку5. 17 октября1954 года мост был открыт для движения. В 1999 г. на мосту выполнен капитальный ремонт.

Конструкция

Стационарные пролетные строения — неразрезные двухпролётные металлические пролетные строения 27,45 + 30,14 м. В поперечном сечении состоят из сварных главных балок с криволинейным нижним поясом. Проезжая часть из железобетонной плиты с покрытием из мелкозернистого асфальтобетона. Разводной пролёт перекрыт двукрылым пролётным строением откатно-раскрывающейся системы с жёстко прикреплёнными противовесами. В поперечном сечении состоит из сварных главных балок двутаврового сечения переменной высоты. По прогонам и главным балкам крыльев уложена железобетонная плита проезжей части с покрытием из мелкозернистого асфальтобетона. По состоянию на лето 2009 года на разводном пролёте моста трамвайные рельсы были уложены непрерывно, таким образом разводка моста была невозможна. Устои моста монолитные. Фундамент устоев свайные на деревянных сваях. Фасадные поверхности устоев облицованы гранитом. Все промежуточные опоры монолитные, заложенные на высоких свайных ростверках и облицованы с фасадных сторон гранитом. Ограждение на стационарных пролётах — гранитный парапет, на разводном пролете — металлическое сварное. На мосту установлено чугунное перильное ограждение индивидуального художественного литья. На опорах и устоях моста перильное ограждение завершается гранитными стелами и парапетами.