Kamennoostrovsky Bridge 1

Каменноостровский мост

Каменноостро́вский мост — автодорожный металлический разводной мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге. Соединяет Аптекарский и Каменный острова. Объект культурного наследия России регионального значения. Образует единый архитектурный комплекс с расположенным рядом Ушаковским мостом2.

Расположение

Мост расположен в створе Каменноостровского проспекта. Рядом с мостом расположены Лопухинский сад, Каменноостровский дворец.Ниже по течению находится Большой Крестовский мост.Ближайшая станция метрополитена — «Чёрная речка».

Название

Название моста дано по наименованию Каменноостровского проспекта34.

История

Каменноостровский мост в 1830-е
Каменноостровский мост в 1830-е
Каменноостровский мост в начале XX века
Каменноостровский мост в начале XX века

В 1760 году был впервые наведён плашкоутный мост на 11 судах по проекту архитектора А. Ф. Виста5. В 1765 году его заменили новым наплавным мостом на 10 плашкоутах, а затем наплавной мост соединили с выдвинутыми в реку береговыми устоями на сваях. Мост в таком виде неоднократно ремонтировался в дереве.

В 1811—1813 годах по проекту инженера А. А. Бетанкура на месте наплавного моста был сооружён первый в России семипролётный деревянный арочный мост на деревянных опорах и каменных устоях. Строительство велось под руководством инженеров А. Д. Готмана и С. О. Пантелеева. Общая длина моста была 150 м. В таком виде мост эксплуатировался 20 лет. В 1833 году под руководством инженера П. П. Базена был произведён ремонт опор моста.

В 1859 году по проекту инженера А. Штукенберга была осуществлена полная перестройка моста, при которой арочная система была заменена сложной подкосной системой. В 1875 году для прокладки по мосту путей конной железной дороги был произведён капитальный ремонт моста по его усилению. В 1899 году при очередном капитальном ремонте мост был полностью перестроен в дереве и превращён в 11-пролётный балочно-разрезной системы из четырёх деревянных рам с ручным приводом. В 1906—1907 годах, в связи с переводом городских железных дорог на электрическую тягу, под руководством инженера В. Р. Пац-Помарнацкого комиссией городской думы по заведованию общественными работами6 были произведены работы по усилению моста. В 1908 году по мосту открылось трамвайное движение78.

В 1938 году Каменноостровский мост был полностью реконструирован9. Деревянные прогоны были заменены на металлические двутавровые балки, а ручной привод электрифицирован. Длина моста была 152,5 м, ширина 18 м. Работами по ремонту руководил инженер П. П. Степнов.

В 19531954 годах, в связи с возросшей интенсивностью движения транспорта и ростом нагрузок, а также учитывая ветхое состояние моста, был сооружён новый пятипролётный металлический мост с разводным пролётом посередине, по проекту инженеров института «Ленгипроинжпроект» В. В. Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского. Впервые на мосту были применены железобетонные плиты с асфальтовым покрытием для крыльев разводного пролёта вместо обычных деревянных настилов. Мост сооружался одновременно с Ушаковским мостом по одному проекту, девизом которых был «Незримый разводной пролёт»10. Это конструктивное решение оказалось настолько удачным, что было использовано при реконструкции моста Свободы через Большую Невку1112. Работы по строительству моста осуществляли СУ-1 и СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством инженеров П. В. Андреевского, О. С. Чарноцкого, В. Е. Ефимова13. 17 октября1954 года мост был открыт для движения. В 1999 году выполнен капитальный ремонт моста.

Конструкция

Мост пятипролётный металлический балочный с центральным разводным пролётом. Стационарные пролётные строения — неразрезные двухпролётные металлические пролётные строения 27,45 + 30,14 м. В поперечном сечении состоят из сварных главных балок с криволинейным нижним поясом. Проезжая часть из железобетонной плиты с покрытием из мелкозернистого асфальтобетона. Разводной пролёт перекрыт двукрылым пролётным строением откатно-раскрывающейся системы с жёстко прикреплёнными противовесами10. В поперечном сечении состоит из сварных главных балок двутаврового сечения переменной высоты. По прогонам и главным балкам крыльев уложена железобетонная плита проезжей части с покрытием из мелкозернистого асфальтобетона. Устои моста монолитные. Фундаменты устоев свайные на деревянных сваях. Фасадные поверхности устоев облицованы гранитом. Все промежуточные опоры монолитные, заложенные на высоких свайных ростверках и облицованы с фасадных сторон гранитом. Ограждение на стационарных пролётах — гранитный парапет, на разводном пролёте — металлическое сварное. На мосту установлено чугунное перильное ограждение индивидуального художественного литья. На опорах и устоях моста перильное ограждение завершается гранитными стелами и парапетами.

Полная длина моста по шкафным стенкам устоев 151,9 м, по концам открылков сопряжения с набережными 180,74 м13.

Примечания

  1. Каменноостровский мост. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Архивировано 3 июля 2019 года.
  2. , с. 210.
  3. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 52. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  4. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 302. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  5. , с. 62.
  6. Войтинский В. С.Петербургский совет безработных, 1906—1907. — New York: Columbia University: Russian Institute, 1969. — С. 251—252. — 315 с.
  7. Трамвай в Санкт-Петербурге / Авт.-сост.: М. Н. Величенко и др.; отв. ред.: М. Н. Величенко. — СПб.: Лики России, 2007. — С. 14. — 414 с. — ISBN 978-5-87417-249-7.
  8. Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905—1908. — СПб., 1909. — Т. 2. — С. 9.
  9. Коллективная записка первому секретарю Ленинградского обкома и горкома А. А. Жданову о состоянии мостового хозяйства Ленинграда. 1939. ЦГАИПД СПб. Дата обращения: 6 ноября 2017.Архивировано 7 ноября 2017 года.
  10. , с. 46.
  11. Мосты его жизни // Наш путь. — СПб., 2009. — Вып. 11.
  12. , с. 47.
  13. , с. 63.