Kaliningrad 05-2017 img55 North station

Калининград-Северный

Новый турникетный павильон
Новый турникетный павильон

Калининград-Северный (Северный вокзал) – железнодорожная станция в Калининграде, вокзал, обслуживающий пригородные поезда. Расположен рядом с Площадью Победы.

В 2010 году на территории станции был установлен паровоз-памятник ТЭ-8581943 года постройки1.

История

Северный вокзал (Nordbahnhof) был построен в 1920-х годах в ходе широкомасштабной реконструкции кёнигсбергского железнодорожного узла. Он заменил старые Кранцевский и Земландский вокзалы, которые располагались примерно на том же месте. Как и новый Главный вокзал (нынешний Калининград-Пассажирский), Северный вокзал был открыт в 1929 году. Тогда же перестали использоваться для пассажирского движения старые вокзалы: Южный, Восточный, Лицентский, Кранцевский и Земландский.

Во время войны станция пострадала и долгое время не использовалась для пассажирского движения. В мае 1964 года с вокзала стали отправляться поезда на морское побережье (Зеленоградск, Пионерский иСветлогорск). При этом было построено небольшое здание с кассами и залом ожидания, в то время как довоенное здание к тому времени уже использовалось как Межрейсовый дом моряков.

В 1976 году участок Калининград-Зеленоградск был электрифицирован, и Северный вокзал стал обслуживаться электропоездами.

Платформы располагаются на двух уровнях. На нижней платформе находится сквозной путь до Южного вокзала (сразу после Северного вокзала он проходит через тоннель). На верхних — тупиковые.

С Южного вокзала через нижнюю платформу проходят дизель-поезда на Советск.

Здание вокзала

Здание Северного вокзала до войны
Здание Северного вокзала до войны
Современный вид старого вокзального здания на площади Победы
Современный вид старого вокзального здания на площади Победы

Первоначально Северный вокзал располагал монументальным четырёхэтажным зданием, выходящим на Ганза-Плац (нынешняя площадь Победы). Здание было спроектировано архитекторами Шеффом и Штальманом в функциональном стиле баз каких-либо декоративных украшений. Посередине здания находилась высокая ниша (во всю высоту здания) с колоннами квадратного сечения, что придавало зданию монументальный вид.

Внутри здания находились зал ожидания, кассы, служебные помещения а также магазины и гостиница.

Во время войны здание сильно пострадало. После войны оно было восстановлено в довольно близком к довоенному состоянию виде, только крыша была сделана более крутой, а над портиком был выстроен более высокий карниз.

После войны здание больше не использовалось как вокзал. До 1998 года в нём находился Межрейсовый дом моряков, а после чего в здании разместился Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду различным фирмам и организациям.

Маршруты