Вид на крепость и Инкерманский пещерный монастырь

Каламита

Калами́та (лат.Calamita, ср.-греч.Καλαμήτα) — средневековаявизантийскаякрепость, остатки которой расположены вблизи устьяречки Чёрной (Инкерман), на плато, в юго-западной части Монастырской скалы. Ныне сохранились только руины отдельных башен и других фортификационных сооружений. Топоним «Каламита» переводится различным образом: на новогреческом языке — это «красивый мыс», древнегреческом — «камышовая»2, хотя существуют и другие толкования. Крепость является структурным подразделением Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».

История

В VI веке, как и в других местах Горного Крыма, здесь комплектуется византийское укрепление гарнизоном из местных жителей. Крепость предназначалась для защиты с севера главного города византийцев в Таврике — Херсонеса. Она также служила и укрытием для местного населения от набегов кочевников. Тогда твердыня состояла из четырёх башен. Вероятно, из-за появления хазар в Крыму крепость прекращает существование.

В XII-XIV веках крепость называлась «Газарии» или «Каламира». Название «Каламита» впервые стало известно из морских карт генуэзцев XIV-XV веков. В 1427 годумангупский князь Алексей восстановил крепость, которая должна была защищать порт княжества Авлиту. На территории крепости находилась закладная плита с надписью на греческом языке:

«Построен этот храм с благословенной крепостью, которая ныне зрится, в дни господина Алексея, владыки города Феодоро и Поморья и ктитора святых славных, боговенчанных, великих царей и равноапостольных Константина и Елены в месяце октябре, индикта шестого, лета 6936»3.

Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Один из трёх его входов был расположен в нижней части скалы. От него вперёд и вверх шел коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене — по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущими на верхний ярус с кельями и колокольней, три пещерные церкви. Помимо описанного скита в скалах Инкермана обнаружено ещё восемь христианских пещерных скитов и двадцать семь пещерных церквей.

Крепость Каламита и поселение, расположенное под её стенами, были значительным перевалочным пунктом в торговле юга с севером. Поэтому генуэзцы считали Каламиту опасным конкурентом для собственного порта, расположенного в Чембало (нынешняя Балаклава). Они неоднократно нападали на крепость феодоритов и даже захватили и сожгли её в 1434 году. Феодоро отбило и восстановило Каламиту, но в 1475 году крепость захватили турки и переименовали в Инкерман, а в конце XVI — начале XVII веков перестроили оборонительные стены и башни, приспособив их для использования огнестрельного оружия.

Турки значительно перестроили крепость и переименовали её. Новое название — Инкерман («пещерная крепость») крепость получила за большое количество пещер, расположенных вокруг. Пещеры эти были в основном искусственные, образованные в результате добычи белого камня. Стены были сделаны вдвое толще (с внешней стороны), полубашни также усилили и закрыли с тыльной стороны, вырубили сухой ров, построили барбакан. Над тоннелем ворот был построен артиллерийский каземат.

В XVII веке, по свидетельству Эвлия Челеби, в крепости было 10 домов, но люди там не жили:

«... ворота стражники закрыли на ключ, а комендант вместе с отрядом из пятидесяти человек, что прячется в долине у подножия этой горы, проживает в саду. В случае любой опасности весь люд из пригорода, сел и окрестных приморских прибывает в замок, чтобы найти защиту за его стенами».

В XVII веке через Каламитский порт происходит оживленная торговля, о чём известно из сообщения священника Иакова, который был в Крыму16341635 годах в составе русского посольства. Он писал, что в Инкермане живут люди многих национальностей и что к городку с моря приходят корабли из разных стран.

До середины XVIII века крепость и порт Каламита потеряли военное и торговое значение. После присоединения Крыма к России был возрожден средневековый скит и освящён во имя святого Климента.

В начале XX век на вершине Монастырской скалы была сооружена церковь святого Николая, Чудотворца Мирликийского. Храм был построен в память о Крымской войне. До настоящего времени не сохранился4.

Описание

Крепость состояла из шести башен, соединенных четырьмя куртинами, три из которых не сохранились. Была построена из бутового камня и блоков известнякового раствора. Толщина стен укреплений составляла от 1,2 до 4 метров, а высота башен 12 метров. Общая длина сооружения — 234 метра, а площадь около 1 500 м24.

Нынешняя Каламита — это полуразрушенные башни и остатки стен, неглубокий каменный ров с пещерами-казематами и большой деревянный крест на месте, где некогда стояла церковь. Под крепостью — пещерный монастырь. Всё это с одной стороны, под горой, опоясывающей железнодорожную насыпь, а с другой — глубокий карьер.

Скала, на которой стоят остатки крепости, ныне называется Монастырской. Крепостная ограда ограничивает крайнюю часть скалы с тех сторон, где она доступна для пешеходов. А со стороны обрыва подняться на склон невозможно, поэтому здесь укреплений нет.

Дорога к крепости проходит через тоннель под железнодорожной насыпью. Далее она через старинное кладбище стремительно карабкается вверх и упирается в надвратную башню, стоящую на краю многометрового обрыва. Следующая башня (№ 2) стоит за 12 метров от надвратной. От неё начинается высеченный в камне сухой ров-ловушка с пещерами, которые выполняли функции своеобразных дотов.

Башня № 3 угловая, поэтому она очень мощная и имеет размеры 12 × 13 м в плане. Особенности её конструкции трудно понять, ведь башня очень разрушена (почти полностью). Башня выступает вперед за линию стен и должна была фланкировать ров.

Башня № 4 сохранилась лучше всего, поэтому она наиболее интересна. Вынесенная за ров, эта башня выполняла функции барбакана и была фактически самостоятельным сооружением крепостной стены. С основной оградой её соединяла стена, проложенная поперек рва. По верху этой стены воины могли переходить из башни в крепость и обратно. В XVIII веке в башне № 4 содержалась тюрьма. Раньше было ещё две башни, но от них осталось немного.

На территории Каламиты также есть остатки (фактически только фундаменты) средневекового христианского храма. Строили его феодориты, кто разрушил — неизвестно, предположительно турки-османы.

Между барбаканом и следующей за ним башней, перед рвом, находится небольшое кладбище XIX—XX веков. Сохранилось два памятника:

  • один из них — гранитныйобелиск. На нём надпись: «Медведев М. Т., борт-механик, погиб на славном посту 14 июля 1938 года» и изображения пропеллера.
  • другой — бетонное надгробие, на котором всегда свежие цветы. Надпись: «Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей».

Исследования

В период существования крепости её описывали Мартин Броневский, Иаков Лызлов, Эвлия Челеби, Иван Батурин5. Позднее крепость обследовали, проводили археологические исследования А. Л. Бертье-Делагард, В. П. Бабенчиков, Е. В. Веймарн, Е. И. Лопушинская, О. Я. Савеля, В. Ф. Филиппенко, Е. В. Неделькин.

Примечания

  1. Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской ФедерацииРеспублика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Виноградов А. Ю.Toponymica Pontica. I. Каламита // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: ИМПЕРИЯ И ПОЛИС. XI Международный Византийский Семинар (Севастополь — Балаклава 3-7 июня 2019 г.). Материалы научной конференции. Симферополь, 2019. С. 75-78.
  3. Перевод В. Латышева. Плита хранится в Бахчисарайском историко-археологическом заповеднике. В переводе на современное летоисчисление 6936 год соответствует 1427 году.
  4. А. Н. Чикин. Севастополь. Историко-литературный справочник. «Вебер». Севастополь. 2008. ISBN 978-966-335-102-5. С. 262—263.
  5. Шавшин В. Г. «Каменная летопись Севастополя». «ДС Стрим». Севастополь—Киев 2004. ISBN 966-96305-1-7. Стр. 31-32.