Izmailovsky Bridge SPB 01

Измайловский мост

Изма́йловский мост — автодорожный арочный мост через Фонтанку в Адмиралтейском районеСанкт-Петербурга, соединяет Спасский и Безымянный острова. Один из старейших мостов города. Объект культурного наследия регионального значения.

Расположение

Соединяет Вознесенский проспект с Измайловским проспектом.Выше по течению находится Обуховский мост, ниже — Красноармейский мост.Ближайшие станции метрополитена — «Технологический институт», «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Название

Название известно с 1746 года1 и дано по лейб-гвардии Измайловскому полку, слобода которого находилась на левом берегу Фонтанки2.

История

В 1739 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении отменила первоначальный план строительства моста в этом месте, так как по линии Вознесенского проспекта за Фонтанкой строился «Егерной двор, и зверинец, и прочее строение, а подле того на оной стороне проезду быть не возможно, и от того же места не в дальнем расстоянии находится мост против Сарской перспективой»3. Первая деревянная переправа через реку Фонтанку в этом месте появилась между 1744 и 1753 годами — впервые мост показан на плане Петербурга в 1753 году4. Существующий мост был построен около 17861788 годов в составе серии из семи типовых мостов через Фонтанку с характерными башнями (сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин). Автором проекта, предположительно, является французский инженер Ж.-Р. Перроне, однако документальных подтверждений этому нет5.

Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Измайловский мост представлял собой трёхпролётное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролётом в центре и каменными арками по бокам. На промежуточных опорах располагались четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.

В 1861 году мост был перестроен по проекту инженера В. В. Дыммана67. Работы производились под наблюдением инженера А. И. Штукенберга8. Разводной средний пролёт был заменён лучковым кирпичным сводом с гранитными арками по фасадам910. Проезжая часть моста была расширена, тротуары вынесены на внешние консоли. Гранитные башни моста были разобраны, что привело к значительному обеднению архитектурного облика моста. Промежуточные опоры, лишившиеся башен над ними, стали казаться непомерно толстыми11. Проекты новых, довольно удачных по рисунку чугунных перил, представленных архитекторами Н. Л. Бенуа12 и Р. Б. Бернгардом были отвергнуты; на мосту появилась более дешёвая кованая железная решетка, предложенная архитектором А. И. Кракау1311.

В 2006—2008 годах проведён капитальный ремонт моста. Генеральным подрядчиком выступило ООО «НПО «Ранд». В ходе работ выполнен ремонт устоев, частичная замена и инъектирование кирпичной кладки среднего пролёта, ремонт гранитных сводов боковых пролетов, устроена накладная железобетонная плита поверх каменных сводов, заменены консольные тротуарные балки, заменена гидроизоляция пролётных строений, отреставрировано перильное ограждение, на набережных, прилегающих к мосту, переложены инженерные коммуникации, демонтированы трамвайные пути141516. При вскрытии пролётного строения были обнаружены железные тросы-тяжи, фиксирующие каменную кладку арок1718. На время производства работ выше по течению был построен временный пешеходный мост19.

Конструкция

Мост трёхпролётный арочный. Боковые пролёты перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт перекрыт кирпичным сводом (бесшаринирные арки). Поверх каменных сводов на всю длину моста устроена монолитная железобетонная плита18. Тротуары вынесены на стальные консоли. Фасады арок облицованы гранитом. Опоры моста каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу расположены треугольные гранитные ледорезы. Мост косой в плане, угол косины составляет 65°16. Длина моста составляет 70,5 м, ширина – 15,9 м (ширина проезжей части 12 м)71017.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — асфальтобетон, тротуаров — гранитные плиты (на открылках) и асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком и стальным силовым ограждением, которое заанкерено в бетонной плите пролётного строения18. Перильное ограждение металлическое кованое, завершается на устоях гранитным парапетом. При въездах на мост установлены 4 декоративных фонаря на чугунных торшерах.

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 49. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ ; СПб.: Астрель-СПб ; Владимир: ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  3. Петров П. Н.История Санкт-Петербурга с основания города, до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703—1782. — СПб., 1884. — С. 365. — 848 с.
  4. Юбилей Измайловского моста. СПб ГБУ «Мостотрест».
  5. , с. 59.
  6. , с. 63.
  7. , с. 303.
  8. Памяти инженера тайного советника А. И. Штукенберга // Журнал Министерства путей сообщения. — СПб., 1887. — № 49. — С. 84.
  9. РГИА . Ф. 1293. Оп. 165. Д. 305
  10. , с. 65.
  11. , с. 41.
  12. РГИА . Ф. 1293. Оп. 165. Д. 298
  13. РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Д. 322
  14. В Петербурге «развели» два моста. Фонтанка (27 ноября 2006).
  15. Измайловский мост дал трещину. Фонтанка (7 июля 2008).
  16. По канонам старых мастеров. Вторая жизнь Измайловского моста будет долгой // Строительство и городское хозяйство. — 2007. — Апрель (№ 92).
  17. Измайловский мост. СПб ГБУ «Мостотрест».
  18. Инженерные задачи восстановления старых мостов // Транспортное строительство. — М., 2009. — Июнь (№ 110).
  19. Движение по Измайловскому мосту открыто. По временной схеме. Фонтанка (12 сентября 2008).